Общие аксиомы функционализма
Я ПРЕДПОЛАГАЮ, что весь полевой опыт, равно как и внимательное рассмотрение действительно значимых проявлений организованного поведения у человека, показывают справедливость следующих аксиом: A. Культура по своей сути представляет собой инструментальный аппарат, посредством которого человек оказывается в положении, позволяющем ему лучше справляться со специфическими конкретными проблемами, встающими перед ним в ходе его взаимодействия со средой для удовлетворения своих потребностей. Б. Она является такой системой участников, видов деятельности и отношений, где каждая часть существует как средство для достижения определенной цели. B. Она является целостным образованием, разные элементы которого взаимозависимы. Г. Составляющие культуру виды деятельности, отношения и участники организованы по принципу решения жизненно важных задач в институты — такие как семья, клан, локальная группа, племя и организованные группы для сотрудничества в хозяйственной области, для политической, юридической и образовательной деятельности. Д. С динамической точки зрения, то есть принимая во внимание типы деятельности, культура может быть разложена на ряд аспектов — таких как образование, социальный контроль, экономика, системы познания, верований и морали, а также виды творческого и художественного выражения. В любом из своих конкретных проявлений культурный процесс всегда включает в себя людей, находящихся в определенных отношениях друг к другу, а это значит, что они определенным образом организованы, используют артефакты и коммуницируют друг с другом при помощи речи или иных символических средств. Артефакты, организованные группы и символика — три тесно связанные между собой измерения культурного процесса. Какова связь между ними? Обратившись для начала к материальному аппарату культуры, мы можем сказать, что каждый артефакт является либо инструментом, либо предметом непосредственного использования, то есть принадлежит к классу предметов по-
требления. В любом случае контекст, в котором предмет встречается, а также его форма обусловлены его использованием. Функция и форма связаны. Это отношение сразу приводит нас к человеческому фактору, ведь артефакт должен быть съеден, истрачен или иным образом разрушен, или же его нужно создать, чтобы пользоваться им как орудием. Социальное окружение всегда представляет собой человека или группу людей, использующих свое материальное снаряжение как техническое средство для достижения некоторой хозяйственной цели, или группу людей, совместно проживающих в жилище, потребляющих пищу, ими произведенную или собранную и приготовленную. Фактически ни один предмет материальной культуры не может быть понят без обращения более чем к одному индивиду, ибо там, где нет сотрудничества — а такие случае найти непросто, — есть, по крайней мере, преемственность традиции, в сущности являющаяся разновидностью сотрудничества. Индивид должен приобрести свои личные навыки и стоящие за ними знания от другого члена сообщества, уже владеющего навыками, техникой и информацией, и к тому же получить или унаследовать его материальное оборудование. Какова форма и какова функция социальных реалий? Возьмите отношения кровного родства, смежного проживания или договора: имеются двое или более людей, которые ведут себя друг по отношению к другу стандартным образом в некоторой культурно ограниченной части окружающей среды и в связи с определенными занятиями, в ходе которых происходит обмен и использование предметов и согласование движений тела. Форма социальных реалий — не фикция и не далекая абстракция. Это отражение конкретного типа поведения, характерного для любого общественного отношения. Подобно тому, как физик или химик наблюдает движения тел, реакции веществ или изменения в электромагнитном поле и регистрирует типичное повторяющееся поведение материи, силы и энергии, полевому исследователю приходится иметь дело с повторяющимися ситуациями и действиями и регистрировать их закономерности и формы. Можно было бы сравнить их с множеством кинофильмов о родительском поведении, где показаны приемы кормления грудью, родительских ласк и обучения ребенка, ритуалы, а также фазы повседневного поведения, где выражаются в стандартизованном виде чувства отца, матери и детей.
Когда мы подходим к очень жестко определенным формам поведения, таким как религиозные церемонии, юридические операции, магический ритуал или технологическая операция, этот составной звуковой фильм дал бы нам объективное определение формы социальной реальности. Здесь мы можем подчеркнуть первое теоретическое положение, согласно которому в таком объективном представлении социального измерения не может быть проведена разграничительная линия между формой и функцией. Функция супружеских отношений и родительства — определенный культурой процесс продолжения рода. Их форма в любой конкретной культуре — это способ осуществления процесса, который различается в технике акушерства, наличии или отсутствии ритуала кувады, табу и изоляции, распространяющихся на родителей, в послеродильных ритуалах и приемах, с помощью которых защищают ребенка, укрывают его, одевают, поддерживают гигиену и кормят. Второй теоретический пункт состоит в том, что невозможно изолировать материальный аспект общественных форм поведения и проводить социальный анализ, полностью отрешившись от символических аспектов, а также в том, что три измерения культурной реальности присутствуют на каждом этапе процесса. Немой фильм содержал бы только часть материала, — скажем, символику в ритуальном жесте, в священном орудии или в знаках и конвенциональных движениях участников действия. Разумеется, самый важный аспект символической сферы — вербальный, и известно, что значительная часть параллельной информации, необязательно содержащейся в самом действии, составляет необходимый дополнительный материал полевого исследователя. Какова связь между формой и функцией в символике? Если бы мы вычленяли лишь фонетическую реальность слова или любую другую чисто конвенциональную характеристику материального выражения некоторого жеста, могло бы показаться, что связь между формой и функцией здесь целиком искусственная; а поскольку символика по самой своей сути есть лишь развитие конвенциональных действий для координации согласованного человеческого поведения, то отношение формы и функции здесь искусственно и конвенционально. Символ есть условный стимул, связанный с поведенческой реакцией лишь процессом обусловливания, опосредования стимулом. Но на каждом участке полевой ра-
боты этот процесс должен присутствовать как неотъемлемая часть исследуемого материала. С другой стороны, ситуативный контекст появления стимула всегда открывает соотношение между функцией символического акта, вербального или жестового, и определенными физическими процессами, связанными биологической причинностью. Поэтому я утверждаю, что форма как аспект символического — не слово, вырванное из контекста, не сфотографированный жест и не инструмент, выставленный в музее. Однако, будучи рассмотренной в динамике, такая единица раскрывает свою роль катализатора в действиях людей, роль стимула, который приводит в действие реакции определенного цепного рефлекса, определенного рода эмоции или процессы деятельности мозга. Например, что касается формы определенной воинской команды, то форма команды «Пли!» включает в себя все соответствующее действие целиком, а точнее, те действия, которые выполнены в ответ на команду, как реакция на нее, то есть формы общественного согласованного поведения, приведенные в действие конвенциональным стимулом. Поскольку динамический характер стимула состоит в ответе на него, слово «Пли!», написанное на листе бумаги и заново открытое в трехтысячном году, ничего не значило бы. Оно не является в таком виде культурной реалией. Таким образом, мы установили, что культурный процесс, включающий в себя материальный субстрат культуры, то есть артефакты, социальные связи людей, то есть стандартизованные типы поведения, и символические акты, то есть воздействия одних организмов на другие посредством рефлексов, обусловленных стимулами, — такой культурный процесс обладает целостностью, которую мы не можем расчленить, изолируя от целого предметы материальной культуры, социальные связи в чистом виде или язык как некую самодостаточную систему.
|