Братiя и Отцы! Мы бываемъ въ великой радости, когда настанетъ Владычнiй праздникъ, и весьма справедливо; ибо мы тогда просвѣщаемся, размышляя и разсматривая таинство его, какъ и теперь въ Воздвиженiи Честнаго и Животворящаго Креста. Неизмѣримо радостно и несравнимо таинство его; ибо древо, идѣже стоястѣ нозѣ (Псал. 131. 7) Господа нашего Iисуса Христа, на которомъ Онъ былъ распятъ и пролилъ животворящую кровь Свою, мы не только сподобились видѣть, по и лобызать. Сколько иной трудится для прiобрѣтенiя погибающаго золота? А мы въ одинъ часъ получили дарованiе, ибо вмѣстѣ и лобызали крестъ, и стяжали просвѣщенiе, освѣщенiе и отпущенiе нашихъ грѣховъ. Такъ близка благодать! И кто съ вѣрою приходитъ, безъ труда получаетъ дарованiе. Однако должно молиться, дабы сохранить намъ эту благодать неотъемлемо[104]; ибо мы скоро опять теряемъ то, что подается намъ безъ заслугъ. Но мы, братiя, будемъ блюсти даръ съ великою тщательностiю; не будемъ осквернять освященныхъ устъ нашихъ словами лживыми, скверными и праздными; не будемъ омрачать просвѣщенныя наши очи блудными взорами, не будемъ осквернять просвѣтившееся сердце наше грѣховными помыслами, и да не царствуетъ, какъ говоритъ Апостолъ, грѣхъ въ мертвеннѣмъ вашемъ тѣлѣ, во еже послушати его въ похотѣхъ его; ниже представляйте уды ваша оружiя неправды грѣху: но представляйте себе Богови, яко мертвыхъ тѣлу, живыхъ же Богу, и уды ваша оружiя правды Богови. Грѣхъ бо вами да не обладаетъ: нѣсте бо подъ закономъ, но подъ благодатiю (Рим. 6. 12. 13. 14). Видишь ли, что въ подзаконное время обладалъ грѣхъ, по благодать Евангелiя, царствующая въ правдѣ, избавляетъ насъ отъ всякаго грѣха, какъ и Божественное Писанiе объ этомъ говоритъ. Ибо мы крестились и освятились и оправдалисъ именемъ Господа нашего Iисуса Христа, и Духомъ Бога нашего (1 Кор. 6. 11).
Умоляю васъ, братiя, будемъ благоговѣть къ дару очищенiя и хранить святыню. Зачѣмъ мы, получивши честь и славу отъ Христа Спасителя, низвергаемъ себя въ безчестiе? Зачѣмъ мы успокоиваемъ тѣло и много о немъ заботимся, особенно если оно здорово, когда должны оставить его во гробѣ? Зачѣмъ мы считаемъ сладостнымъ сладострастiе, которое поистинѣ есть скорбь и болѣзнь смертная? Ибо сладострастiе есть дiавольская удица; сладострастiе есть жженiе неугасимаго огня, и однако мы всѣ, какъ плѣнные рабы стремимся къ сему пламени, дабы горѣть въ немъ. Слышалъ я, какъ одинъ, порабощенный плотскою страстiю говорилъ что лучше для него, если его повѣсятъ и предадутъ лютой смерти, нежели отстать ему отъ грѣха. Сладострастiе подобно злому властителю, который повелѣваетъ рабу своему и говоритъ: иди, и идет, прiиди, и приходитъ; дѣлай это, и дѣлаетъ. Такимъ образомъ и еще хуже поступаетъ грѣхъ съ тѣмъ, кто порабощенъ имъ, ибо повелѣваетъ ему и говоритъ: скажи скверное слово, и говоритъ; дѣлай злое и дѣлаетъ. Таковый подобенъ бываетъ Каину, стеня и трясыйся (Быт. 4. 12); если онъ плыветъ по морю, боится чтобы не утонуть; если проходитъ пустынное мѣсто, представляетъ въ умѣ своемъ, что за нимъ гонятся разбойники; если загремитъ небо, думаетъ, что громъ ради его; блеснетъ молнiя, боится, чтобы она не сожла его; онъ и видя не видитъ, и слыша не слышитъ, ибо грѣхъ растлилъ его чувства. Что хуже и горестнѣе такой жизни? Мнѣ думается, что лучше бы было человѣку тому быть предану дикимъ звѣрямъ, нежели пагубнымъ страстямъ; ибо звѣри съѣдаютъ тѣло, а страсти погубляютъ и тѣло и душу.
Но не таковъ добродѣтельный, какъ свободный отъ грѣха, и не только отъ сладострастiя, но и отъ всякой другой страсти. Онъ только радуется и веселится, царствуетъ ради правды и не страшится, пребываетъ ли на землѣ или на морѣ, ибо имѣетъ Бога съ собою, къ Которому во время скорбей взываетъ, говоря: не убоюся зла, яко Ты со мною еси (Псал. 22. 4); не убоюся отъ темъ людей, окрестъ нападающихъ на мя (Псал. 3. 7); не убоюся, внегда смущается земля и прелагаются горы въ сердца морская (Псал. 45. 3). Видишь ли добрую и святую жизнь? Это блаженное житiе. Будемъ крѣпко держаться его по милости Божiей. Въ семъ да прибудемъ, и потщимся стяжать оное, всего бояся за благоговѣнiе, будемъ имѣть во всемъ послушанiе усвоимъ себѣ всякую чистоту, душевную и тѣлесную, и будемъ имѣть предъ очами нашими близкую смерть. Вотъ недавно оставилъ насъ и святый Отецъ нашъ духовный, Петръ святѣйшiй Митрополитъ Никейскiй, котораго блаженная была кончина; онъ умеръ въ изгнанiи. О дабы намъ сподобиться наслѣдовать съ нимъ царство небесное, о Христѣ Iисусѣ Господѣ нашемъ, Которому подобаетъ слава и держава съ Отцемъ и Св. Духомъ, нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь.