О томъ, чтобы съ послушанiемъ, съ вѣрою и отъ души быть усерднымъ на всякое служенiе.Братiя и Отцы! Убоявшись осужденiя скрывшаго талантъ въ землю, которому сказалъ Господь: лукавый рабе и лѣнивый, подобаше убо тебѣ вдати сребро мое торжникомъ: и пришедъ Азъ взялъ быхъ свое съ лихвою (Матѳ. 25, 26–27), я по нуждѣ бесѣдую съ вами сими немногими словами. А вамъ, добрымъ торжникамъ, предлежитъ приводить сказанное въ дѣло, что по благодати Божiей вы и исподняете чрезъ доброе ваше повиновенiе. Впрочемъ есть между вами такiе, которые не только не прiумножаютъ даннаго имъ, но и то, что имѣютъ, готовы погубить. Кто же это такiе? Это отказывающiеся отъ послушанiй, и вмѣсто всякаго оправданiя говорящiе: «прости». Что ты говоришь, братъ? Ты до смерти обѣщалъ послушанiе, а нынѣ отказываешься отъ служенiя, къ которому ты по благодати Божiей способенъ. Но ты говоришь: «Страшусь переплывать море.» Это отъ невѣрiя: тамо боишися страха идѣже нѣсть страхъ. Если ты будешь уповать на послушанiе, то не только переплывешь море, но и обнаженнымъ тѣломъ можешь перейдти воду, подражая тому блаженному послушнику, который держасъ заповѣди отца своего, не побоялся перепдыть оную страшную рѣку (Нилъ), и переплывши, остался невредимъ, такъ что видящiе это пришли въ изумленiе. Послушанiе можетъ укрощать и звѣрей; свидѣтельствуетъ о семъ тотъ послушникъ, который по повелѣнiю старца своего связалъ гiену. Послушанiе и надъ мертвыми чудодѣйствуетъ; и это показалъ Акакiй, возгласившiй изъ гроба. И для чего говорю то или другое? Самъ Единородный Сынъ Божiй послушливъ бывъ даже до смерти, смерти крестныя (Филип. 2, 8), совершилъ спасительное искупленiе мiра. Таковые-то плоды послушанiя. Хочешь ли теперь знать вредъ преслушанiя? Помысли объ Адамѣ, который преслушавъ Бога, и вкусивъ запрещеннаго плода, ввелъ въ мiръ смерть. Помысли о Саулѣ: и найдешь, что и онъ, преслушавъ Святаго пророка Самуила, лишился вмѣстѣ и царства и жизни на горахъ Гелвуйскихъ. Кромѣ сего, вспомни еще о человѣкѣ Божiемъ, который бывъ прельщенъ лжепророкомъ, впалъ въ грѣхъ преслушанiя, и растерзанъ львомъ. А что было съ блаженнымъ Апостоломъ Петромъ? По благоговѣнiю отказавшись отъ умовенiя ногъ Господомъ, не услышалъ ли онъ сего: аще не умыю тебе, не имаше части со Мною (Iоан. 13, 8)? Что было еще съ тѣмъ братомъ, который преслушалъ Евѳимiя великаго, отказавшись отъ послушанiя смотрѣть за скотомъ монастырскимъ? За мнимоблагословныя отговорки, не овладѣлъ ли имъ тотъ часъ бѣсъ, и онъ упалъ на землю, источая пѣны? Таковъ судъ надъ тѣмъ, кто отказывается отъ даннаго послушанiя и прекословитъ. Ибо всякiй непокорный послушникъ воздвигаетъ прекословiе, Господь же праведно посылаетъ на него немилостиваго ангела. Такъ какъ мнози едино тѣло есмы, а по единому другъ другу уди (Рим. 12, 5) и одинъ занимаетъ мѣсто глаза, а другой уха, иной мѣсто носа, а другой языка, одинъ мѣсто руки, а другой ноги; и если члены будутъ дѣйствовать, не какъ должно, но безчинно начнутъ спорить, т, е. глазъ захочетъ слышать, ухо обонять, носъ разговаривать, языкъ осязать и рука ходить, то не разстроится ли весь составъ тѣла? И если это такъ, то каждый пусть исполняетъ свое служенiе, и какое дарованiе принялъ отъ Бога, пусть употребляетъ къ пользѣ братства, помышля, въ умѣ своемъ, что все наше въ рукѣ Божiей, — и что не всякiй, кто по морю плаваетъ, тамъ непремѣнно и находитъ смерть, а кто живетъ на сушѣ, тамъ непремѣнно и умираетъ; но какъ опредѣлилъ Благiй Богъ нашъ, еще до сотворенiя мiра, всему и время, и мѣсто, и образъ, такъ и наступаетъ кончина каждаго. Это я сказалъ не столько ради тѣхъ, о которыхъ идетъ рѣчь, ибо я ихъ уже принялъ за послушанiе, но и ради всѣхъ слушающихъ, дабы они были внимательны и обѣты, которые давали предъ Богомъ и избранными Его Ангелами, исполняли всѣми силами, и не противились, хотя бы повелѣваемое грозило смертiю; ибо такъ заповѣдаютъ отцы, и прежде всѣхъ Василiй Великiй. Живя такимъ образомъ, мы не умремъ въ грѣхѣ, но будемъ живъi въ правдѣ, и получимъ царство небесное, о Христѣ Iисусѣ Господѣ нашемъ, Которому подобаетъ слава и держава, съ Отцемъ и Святымъ Духомъ, нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь. ЗАВЕЩАНIЕ [117] Преподобнаго и богоноснаго Отца нашего и исповѣдника, Ѳеодора Игумена Студiйскаго. Слыша Божественнаго Давида, говорящаго: уготовихся и не смутихся (Пс. 118, 60), и еще: Готово сердце мое, Боже (56, 8), я нынѣ, впавши въ неисцѣльную болѣзнь окаяннаго моего тѣла, и не имѣя возможности собрать всѣхъ васъ къ себѣ, чада мои, братiя мои и отцы мои, на день моей кончипы, такъ какъ монастыри разсѣяны по разнымъ мѣстамъ, и нѣкоторые изъ братiй находятся въ отсутствiи, а уже пришелъ часъ моего исхода изъ сей жизни: то заблаговременно составляю это мое вамъ завѣщанiе, считая это благопотребнымъ къ вашему утвержденiю, дабы всѣ услышали послѣднее мое слово, и узнали, какъ я вѣрую и кого оставлю по смерти своей игуменомъ, дабы всѣ вы имѣли между собою согласiе и миръ о Христѣ, каковый миръ оставилъ Господь святымъ Своимъ ученикамъ и Апостоламъ, когда хотѣлъ вознестись на небеса.
|