I.ВСТУПЛЕНИЕ
Первые теории о соотнесении красоты и пользы принадлежат древнегреческим ученым Сократу, Аристиппу, Протагору, Платону, Аристотелю. В эпоху Возрождения особое место занимают трактаты Леонардо да Винчи. Далее в хронологическом порядке появляются работы Жоффруа Тори о шрифтах (1529), Готфрида Лейбница «Об искусстве комбинаторики» (1666), «Театриум Махинарум» Андрея Нартова (1720), «Трактат о природе человека» Девида Юма (1740) и т.д. Возникновение промышленного производства способствовало развитию новых теорий и критической мысли в трудах Джона Рёскина, Уильяма Морриса, Готфрида Земпера и Франца Рело. XIX век стал веком научного прогресса. Все большее и большее место в промышленном производстве занимали машины. Наука и техника шагнули вперед так сильно, как раньше невозможно было и мечтать. Однако вместе с ростом машинного производства, росло и недовольство им. В культурной жизни того времени царил романтизм. Все эстетическое считалось бескорыстным, т. е. лишенным какой бы то ни было практической ценности. Полезные же предметы из сферы эстетического исключались. По представлениям того времени, машины просто не могли быть красивыми. Интеллигенция считала их источником социальных проблем, а обездоленные рабочие, вступая в ряды луддитов, громили ненавистные создания. В то время в общественном сознании стал складываться эмоциональный образ машины-чудовища, машины - символа всяческого уродства. Конечно, основой этого общественного мнения, продержавшегося в литературе более столетия, были социальные причины, однако свою роль сыграли и «странные» формы металлических, громоздких машин. Тогда еще никто не замечал возникновения новой, непривычной красоты машинных форм - красоты мощи, ритма, точных линий, вместе с которыми на смену индивидуальности мастера пришла индивидуальность конструктора, творца новых, не существующих в природе форм. В то время машинные формы еще не установились, они возникали, пробираясь сквозь лес случайностей, остатков устаревших конструкций, в поисках целесообразной, экономичной структуры, преодолевая сопротивление материала. Самое же главное - тогда еще никто не думал о форме как о самоценной составляющей. Она рождалась стихийно и, как все стихийное и хаотичное, не могла не вызывать протест. Первые попытки теоретического осмысления дизайна как принципиально нового вида проектной деятельности протекали в условиях распространения индустриального производства. Этот процесс имел как своих сторонников, так и ярых противников. Многие исследователи отмечают парадокс середины XIX в. - бурное развитие техники и не менее бурный протест против нее. Споры о том, может ли машина создавать произведения искусства, может ли она сама быть произведением искусства; споры о границах прикладного искусства и о месте художника в современном производственном процессе - вот лишь небольшой круг вопросов, который волновал в то время самые передовые умы. В теоретическом плане, прежде всего, необходимо было переосмыслить такие понятия, как «человек», «среда», «художественное», «техническое» и т. д. Этот период можно охарактеризовать как промежуточный: он являл собой переход от ремесленного мировоззрения к формированию основ мировоззрения дизайнерского. Максимальную степень проявления кризиса эстетики изделий машинного производства доказал Викторианский стиль, когда машинным способом можно было сделать быстро и дешево любой "исторический декор", "барочную резьбу" из папье-маше, или крашеного гипса, "золоченые рокайли" из жести. Это было искусство имитаций и подделок, суррогат, в котором из дешевых материалов механическими приемами создавалась иллюзия роскоши других времен "доброй старой Англии" В противодействие викторианскому стилю с его искусством имитаций и подделок выступили прогрессивные деятели культуры, художники, архитекторы, писатели, многие из которых стали первыми теоретиками дизайна. В этом заключается актуальность рассматриваемой темы. Цель работы: Добиться четкого понимания:1. сути теорий первых ученых, изучающих дизайн и работающих в нем; 2. отличия их теорий от других; 3. значения всех, представленных теорий, для последующего развития и выработки новых идей в области дизайна. Задачи: 1. Представить галерею портретов теоретиков и хронологию лет их жизни. 2.Представить Джона Рёскина и его теоретическое наследие. 3. Показать творческое и теоретическое наследие Уильяма Морриса. 3.1. Раскрыть понятие «Прерафаэлиты», показать представителей этого течения: Данте Габриэль Россети и Берн-Джонса Эдуарда 5.Раскрыть понятие «Движение искусств и ремесел» и значение этого движения. 6. Познакомить с теориями Готфрида Земпера и 7. Франца Рело. 8. Представить в з аключении выводы по данной теме. Определение «Теории» из словаря С.И.Ожегова. 1.Теория – система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающих закономерности природы, общества, мышления. (Т. марксизма. Т. познания. Т.относительности и т.д.) 2.Совокупность обобщенных положений, образующих науку или раздел какой-н. науки, а также совокупность правил в области какого-н. мастерства. (Т. вероятностей – раздел математики. Т.шахматной игры).
3.Сложившееся у кого-н. мнение. Суждение, взгляд на что-н.( У него на этот счет своя теория. В оправдание своего поведения придумал целую теорию). II. ГЛАВА I «Пионеры движения искусств и ремесел»
|