Студопедия — Наука и культура
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Наука и культура






 

Прояснение проблемы соотношения национальной и общечеловеческой культур, позволяет перейти к осмыслению поставленного выше вопроса о роли науки как факторе национальной культуры.

Наука, как было сказано выше, есть знание, осуществляемое путем свободного искания истины ради нее самой, логически обоснованное знание, приведенное в систему. Наука, понимаемая в данном, сущностном смысле является частью культуры. В качестве таковой, принадлежа миру производных ценностей, наука подчиняет себя познанию ценности абсолютной - истине; она суть поиск истины, служение ей. Ученый, осуществляющий научный поиск истины, свободен; он незадетерминирован пракгической потребностью, хотя может учитывать ее в своей деятельности или решать вопросы актуальные для практики; его деятельность причинно не предопределяется научной традицией: он может развивать систему знаний, выработанную в русле определенной научной школы, но может создавать новую систему знаний; он может к отдельным знаниям относиться как к абсолютно достоверным, но может еще и еще раз проверять знания, которые научный мир полагает в качестве абсолютных истин. Существующая система образования, оправдывающая себя, в частности, тем, что наука есть часть культуры и приобщение к ее достижениям суть приобщение к высшим абсолютным ценностям, создает иллюзию поступенного, закономерного развития научного знания. Ученый, якобы, сначала овладевает имеющейся системой знания, а потом приращивает к ней новые знания, обогащает существующую систему знаний. Такой способ развития науки часто имеет место, но далеко не всегда. Часто ученый, пройдя традиционный образовательный путь, отбрасывает освоенную систему знаний и начинает создавать ее заново, то есть, он учится для того, чтобы "потом все забыть"; иногда, он, едва познакомившись с содержанием научной книги, создает гениальную гипотезу или даже концепцию, объясняющую факты, в ней затронутые и проч.

Однако сказанное не опровергает одну из важнейших характеристик науки, состоящую в том, что она суть развертывающаяся система знания, хотя это развертывание (развитие), конечно, не носит строго закономерного, накопительного и поступательного характера. И все же данная характеристика науки нуждается в уточнении. Дело в том, что создание непротиворечивой системы знания есть идеальная цель науки; наука стремится к созданию непротиворечивой системы знания, но в реальном состоянии, конечно, она этим свойством не обладает. Поэтому, лишь абстрагируясь от реального состояния науки, о ней можно говорить как о непротиворечивой, развертывающейся системе знания; в реальности же она суть лишь становление системы.

Отношения науки с миром реальным складываются весьма драматично. Реальность открыта для познания, но свобода, свойственная бытию вообще, проявляет себя в мире реальном как его изменчивость. Как было показано выше, порядок событий, происходящий в пространственно-временном бытии не носит характера законосообразной связи. Порядок событий реального мира подчинен правилам, но не законам; связи, существующие в реальном мире, не подобны математико-функциональной или логической зависимости. Порядок событий, открываемый физикой или химией, а тем более социологией, имеет характер вероятностный; он подчинен статистической законосообразности. В силу этого, научный прогноз, как и научное обоснование любого практического мероприятия, тоже носит вероятностный, предположительный характер, а стремление с помощью науки и техники полностью подчинить природу человеку, избавить ее от "ошибок", которые она якобы совершает, нарушая законы, сформулированные наукой, приведет, в случае его реального, последовательного и доведенного до конца осуществления на практике, к превращению живой природы в искусственную, что, заметим, все равно не решит проблему. Но человек, как было показано выше, часть природы, более того, он - часть, обладающая, относительно других частей, наибольшей свободой, следовательно, тенденция, связанная с превращением живой природы, где есть свобода, в искусственную, где ее нет, приведет, прежде всего, к превращению естественного человека в искусственного, то есть в робота.

Но вернемся к поставленному вопросу: есть ли в науке, как в разворачивающейся системе знания, место фактору национальному или, как говорили в прошлом веке, народности? Ведь цель научного познания - абсолютная истина - носит, по определению, характер общечеловеческой ценности, а ярко выражающая национальный характер эмоциональная оценка, в научном познании присутствует лишь на втором плане, уступив ведущее положение разуму. Отвечая на поставленный вопрос, рассмотрим оригинальную и не утратившую своего значения концепцию народности науки, разработанную в трудах русского философа А. С. Хомякова.

Систему научного знания или науку он делит на две части: на положительную науку, изучающую законы видимой природы, и на догадочную, изучающую законы человеческого духа. Для догадочных наук, предмет которых связан с нравственными стремлениями человека, глубинная связь с народной жизнью видится Хомякову необходимой, поскольку изучать законы своего духа может человек только в полной своей духовной, следовательно, личной и общественной жизни, обладающей национальными чертами, ибо только в этой полноте может он видеть их проявление. Сложнее дело обстоит с науками положительными. В осмыслении их народности Хомяков использует идею многоаспектности истины. Он справедливо считает, что всякая истина многосторонняя, и ни одному народу не удается ее осмотреть со всех сторон и во всех ее отношениях с другими истинами. Иная сторона или отношение иному народу недоступны по его умственным способностям или не привлекают его внимания по его душевным склонностям. Таким образом, лишь благодаря тому, что принцип народности в качестве элемента присутствует в науке, многоаспектная истина может быть познана.

Принцип народности науки с положительной стороны проявляется не только в отношении ее к истине, но и в отношении к жизни. Наука, по мнению Хомякова, должна расширить область человеческого знания, обогащать ее данными и выводами, но она должна помнить, что ей самой приходится многому учиться у жизни. Обращаясь к российской действительности своего времени, он указывает, что ученый должен прежде всего узнать и полюбить ту жизнь, которую он хочет обогатить научными знаниями и техническими достижениями. Жизнь эта, по словам Хомякова, "полная силы предания и веры создала громаду России, прежде, чем иностранная наука пришла позолотить ее верхушки". Хомяков, исходя из основополагающей для славянофилов идеи соборности, считает, что положительные науки занимают лишь незначительное место в том, что он называл "просвещением", а мы сегодня зовем "культурой". Просвещение для него не есть только свод и собрание положительных знаний. Истинное просвещение есть "разумное просветление всего духовного состава в человеке или в народе"; оно немыслимо без облагораживающего воздействия абсолютных ценностей, а следовательно без нравственного и эстетического моментов.

 







Дата добавления: 2015-08-18; просмотров: 477. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия