А/. Нормативная концепция прекрасного
Мир эстетических ценностей, т.е. мир прекрасного изучает эстетика. Эстетика является философской наукой. Любое решение философского вопроса, как уже отмечалось, дается с точки зрения мирового целого. Тем более это касается вопроса о красоте, которая, как и другие ценности, пронизывают весь мир. Ее осмысление не может быть произведено иначе, как путем рассмотрения строения мирового целого. Поэтому эстетика, как отдел философии, есть наука о мире, поскольку в нем осуществляется красота. В эстетике, как и в других философских науках, существует много направлений, резко отличных друг от друга. Однако, нужно признать, что в отличие от других философских наук, эстетика принадлежит к числу дисциплин весьма хорошо разработанных. Правда, многие подходы к решению эстетических проблем носят отчетливо выраженный односторонний характер. В том смысле, что знакомство с ними позволяет усмотреть, какой аспект истины они содержат, что позволяет включить их без эклектики в полную систему учения о красоте. Красота дается человеку в чувственном опыте. Однако данный несомненный факт еще не означает того, что она носит исключительно субъективный, психический характер. Ощущение, восприятие, представление также являются психическими феноменами. Но, как было показано выше, признание того, что внешнее для человека бытие дано ему в психической форме отнюдь не означает, что внешний мир не существует или что он совсем иной, не такой, каким мы его видим, и многие великие философы обосновывали позицию реализма, доверяли чувственному опыту. И это доверие, соответственно распространяется на сферу опыта эстетического. Но в этом случае эстетическое чувство свидетельствует о том, что красота существует объективно, как некоторое ценностное свойство бытия. Но если мы признаем, что красота является явлением мирового порядка, "законом" мира, то мы с логической необходимостью должны признать нормативный характер эстетических ценностей. Однако, приглядываясь к реальному положению дел в эстетической сфере, мы можем наблюдать то, что называют "разнообразием вкусов". На основе абсолютизации фактов данного многообразия строится так называемая "релятивистская концепция эстетического". Впервые данная концепция была выдвинута еще софистами. Не повторяя доводы против нее, которые были уже рассмотрены выше, отметим, что эстетический релятивизм является частным случаем релятивизма аксиологического. Впервые нормативная концепция прекрасного была заявлена Пифагором. Затем она получила глубокую разработку у Платона, Аристотеля, отцов Христианской Церкви, Шеллинга, Гегеля и, наконец, у русских мыслителей 19-20 веков. Сторонники нормативной концепции ценности легко объясняют недостаточность релятивистского учения. Более того, современная развитая нормативная эстетическая концепция включает в себя те аспекты истины, которые обнаруживаются в доводах сторонников эстетического релятивизма. В самом коротком изложении, в том варианте, который разработал Н.О. Лосский, нормативная концепция может быть представлена следующим построением. Красота предмета есть ценность, общезначимая для всех. Всякая положительная ценность бытия (святость, духовность, жизненность, свобода, мощь и т.п.), будучи чувственно воплощена, приобретает к своей основной положительности еще и надстроечную своеобразную ценность - ценность красоты. Каждый из перечисленных в качестве примера положительных чувственно воплощенных видов бытия есть нечто объективное, наличествующее в мире действительном или воображаемом. Также и ценность его, как основная, так и надстроечная над ней ценность красоты объективна, то есть принадлежит самому бытию. Согласно разобранной выше интуитивистской теории знания, воспринимаемый предмет вступает в сознание наблюдателя в подлиннике и по своему бытию и по своей ценности. Отсюда следует, что если предмет красив, он вступает в сознание любого субъекта, действительно наблюдающего его, с одной и той же присущей ему красотою. Конечно, к воспринятой объективной ценности красоты в душе каждого наблюдателя присоединяется еще субъективная реакция, чувство красоты, чувство удовольствия иногда даже чувство счастья и т.п. Эти чувства у различных наблюдателей крайне различны, но они представляют собою нечто сравнительно второстепенное: не они составляют сущность красоты как объективной ценности. Сторонник эстетического абсолютизма не смущается разногласием в оценке красоты. В защиту своего учения он может привести следующий довод: споры возникает вокруг предметов реального бытия. Но их красота всегда ущербна. В сложном составе предмета, кроме аспектов красоты, всегда существуют еще аспекты безобразия. Наше созерцание предмета всегда есть выборка из состава его тех или сторон. Поэтому легко может случиться, что один наблюдатель опознает в предмете преимущественно его эстетически положительные, а другой - эстетически отрицательные стороны. Если бы мы стояли лицом к лицу с совершенной, абсолютной красотой, то разногласия и сомнения не возникли бы. Но где искать эту абсолютную красоту? Самый известный вариант ответа на данный вопрос мы находим в гегелевских "Лекциях по эстетике". Г.В.Ф. Гегель создал учение о красоте как чувственном явлении бесконечной, божественной идеи в конечном предмете. В основу эстетики он полагает учение об идеале красоты. Искать этого идеала в природе нельзя. Красота в природе, говорит Гегель, всегда несовершенна, потому что все природное конечно и подчинено необходимости, тогда как идеал есть свободная бесконечность. Человек обращается к искусству. В нем он удовлетворяет свою потребность в идеале красоты. Красота в искусстве, по учению Гегеля, стоит выше красоты в природе. В искусстве, продолжает Гегель, мы находим проявление абсолютного духа, поэтому искусство стоит рядом с религией и философией. Человек, опутанный конечностью, ищет выхода в область бесконечного, в которой все противоречия решены и достигнута свобода. Здесь действительность идеального, высшего единства, область истины и свободы. Стремление к данной области есть жизнь в религии. В эту область стремятся также искусство и философия. Занимаясь истиной как абсолютным предметом сознания, искусство, религия и философия принадлежат к абсолютной области духа: предмет всех этих трех областей есть Бог. Красота, согласно Гегелю есть чувственное явление идеи. Идея представлена в прекрасном не абстрактно, а конкретно. И сама идея и реальность ее конкретны и сполна взаимопроникнуты: все части прекрасного идеально едины, и согласие их друг с другом - не служебное, а свободное. Данный совершенный вариант красоты надо искать в искусстве. Идеальный художественный образ заключает в себе "светлый покой и блаженство, самодовление, как блаженный бог. Ему присуща конкретная свобода. Данный идеал выражен, например, в античных статуях. Высшая чистота идеального имеется там, где изображены боги, Христос, Апостолы, святые "в блаженном покое и удовлетворении, не в конечных отношениях, а в проявлении духовности как мощи". Другой вариант концепции совершенной и абсолютной красоты мы обнаруживаем в отечественной философии, восходящей в понимании данного вопроса к древней платоновской традиции, а также христианской концепции теизма. Главная идея данной концепции - красота пронизывает весь мир, но ее идеал осуществляется в Царстве Божьем. Русская философия вполне обоснованно отвергает некоторые выводы гегелевской эстетики. Гегель, справедливо указывая на несовершенство природной красоты, не увидел того, что в искусстве она также несовершенна. Более того, у нас есть основания утверждать, что красота в жизни человека, в историческом процессе и в жизни природы во множестве случаев бесконечно более высока, чем красота в искусстве. Ибо это красота личности как существа реализовавшего сполна свою индивидуальность в чувственном воплощении и достигшего абсолютной полноты бытия в Царстве Божием. б/. Виды красоты Дабы познакомить читателя с основными понятиями эстетики отдельно остановимся на характеристике различных видов красоты. Такое сложное явление, как красота, существует в мире во множестве видоизменений. Но в краткой характеристике мы остановимся лишь на самых существенных вариантах. Исходя из учения о том, что красота есть ценность, пронизывающая весь мир, понятие "красивый" можно использовать в самом широком значении. Все другие понятия будут разновидностями красоты, например, комическое входит в эту сферу на том основании, что содержит аспект прекрасного. Но существуют в составе мирового целого такие предметы, которые представляют собой красоту по преимуществу - все то, что целостностью, гармонией своей, чистотой от безобразных, низменных элементов, духовной значимостью напоминает красоту Царства Божия. Все "красивое по преимуществу" можно обозначить термином "прекрасное" или "красотою в узком значении слова". Примеры подобной красоты мы обнаруживает при созерцании природы - звездного неба, заснеженных гор. Нередко закат солнца или его восход в горах, также на берегу моря, воспринимаются как подлинно прекрасное. Конечно, красота снеговых гор, их величина, гармония и девственная чистота есть только символ абсолютной красоты, абсолютного величия и чистоты. Сами горы не вечны и не должны быть вечными. Но выражаемая ими красота вечна, и переживание ее навсегда остается в душе. К области "прекрасного" в человеческой жизни принадлежит множество событий, память о которых сохранила история. Без сомнения, к этой области принадлежит предсмертная беседа Сократа с учениками в тюрьме и последующая смерть его. Прекрасными был святой Николай, архиепископ Мирликийский, не допустивший казни молодого христианина. Прекрасен был святой русский князь Александр Невский во время "Ледового побоища". Прекрасен подвиг воинов Красной армии, героев Великой Отечественной Войны. В искусстве во всех его областях есть удивительно выразительные явления мира прекрасного Можно назвать несколько выдающихся художников, творивших прекрасное во многих своих произведениях и, следовательно, бывших носителями прекрасного по преимуществу. Таков в греческой литературе Софокл, в русской поэзии Пушкин, а в живописи Рафаэль. Приведем еще несколько примеров из разных видов искусств. В скульптуре прежде всего вспоминаются творения древних греков, например Гера из виллы Людовици, Аполлон Бельведерский, Венера Милосская. В архитектуре к области "прекрасного" принадлежал, например, храм св. Софии в Константинополе, внутреннее убранство храма св. Петра в Риме. В живописи следует упомянуть "Сикстинскую Мадонну", "Обручение Девы Марии" Рафаэля, "Покров Пресвятой Богородицы " Нестерова. В музыке много примеров подлинно прекрасного. Достаточно вспомнить совершенные творения И.С. Баха, В.А. Моцарта, Л. ван Бетховена. В поэзии высокие ступени "прекрасного" достигнуты в "Борисе Годунове" Пушкина и его маленьких трагедиях, например в "Моцарте и Сальери". В театральном искусстве высочайшее достижение прекрасного представляет собой "Борис Годунов" в исполнении Шаляпина. Гений Пушкина, Мусоргского и Шаляпина, сочетавшись в единое целое, создали бесконечно ценный образ. Ступенью ниже, чем "прекрасное", стоит та красота, в которой есть гармония и положительное содержание, но нет высших областей духовной значительности. Такую красоту можно обозначить словами "красивость", "миловидность" и т.п. Сюда относят, применительно к движениям, грациозность. В действительности красивость присуща многим проявлениям жизни, особенно это касается детей, котят, щенков. В искусстве к области красивости принадлежат многие произведения "галантного стиля". Во всех системах эстетики много места уделяется тому виду красоты, который обозначается термином "возвышенное". Этим словом Н.Ф. Лосский обозначает красоту чувственно воплощенной мощи и мощно влияющей значимости, к какой бы области бытия они не принадлежали. Все, что входит в Царство Божия, принадлежит не только к области прекрасного, но вместе с тем имеет также характер возвышенной красоты. Противоречия между этими двумя видами красоты нет. В реальном мире к области возвышенного может принадлежать и стихийная мощь природы и биологическая мощь, и сила душевной и духовной жизни в проявлениях воли или чувстве, и значительность событий индивидуальной или социальной жизни. Звездное небо, горная цепь Кавказа, многие виды в пустынях, в степи, на море принадлежат к области возвышенного. Также многие подвиги во время войн носят характер возвышенной красоты. Трагическое нередко бывает также и возвышенным. В искусстве возвышенное, как и трагическое, занимает почетное место. Египетские храмы, пирамиды, Парфенон в афинском акрополе, многие готические соборы. Зевс скульптора Фидия, Давид - Микеланджело обладают возвышенной красотой. "Страсти по Матфею" И.С. Баха, прощание Вотана с Брунгильдой в "Валькирии" Вагнера суть высокие образцы возвышенного. Трагическая красота возникает тогда, когда в жизни личности происходит резкое и по смыслу своему значительное столкновение между идеалом совершенства, осуществленного лишь в Царстве Божьем, и действительностью. Трагическим это бывает тогда, когда оно завершается гибелью личности. Все великое в реальном мире стоит на грани трагического и часто становится явно трагическим. Такова, например, жизнь Байрона, Пушкина, Лермонтова, Льва Толстого, Достоевского. Если человек поднимается над средним уровнем действительности ему часто приходится "проходить между Сциллою и Харибдою", подвергаясь опасности гибели или, по крайней мере, тяжелого драматического потрясения. В искусстве изображение "прекрасного", конечно, есть высшая задача, но разрешить ее удается лишь редким счастливцам и то лишь частично. Что же касается трагического, в искусстве можно найти много великих воплощений его. Существует даже театральный жанр, открытый в древней Греции, который называется "трагедией". Но не только в драматургии - в музыке, литературе, кино - трагическое представлено множеством потрясающих по выразительности произведений. Вспомним, например, пятую симфонию Бетховена, шестую - Чайковского, гибель Зигфрида в опере Вагнера "Кольцо нибелунгов". Противоречие между стремлением к положительному бытию и наличной реальностью не всегда бывает трагическим. Очень часть оно принадлежит к области комического. Противоречие имеет комический характер, когда оно возникает не в наиболее глубоких сферах духовно-душевной жизни и зло (шире - несовершенство) обнаруживает свое ничтожество, бессилие, легкую преодолимость и внутреннее крушение без гибельных последствий для носителей его и окружающих лиц. В зрителе оно вызывает не сострадание, а смех, - смотря по обстоятельствам - от легкой улыбки до гомерического хохота. Оттенки этого смеха могут быть крайне различны - снисходительный, сочувственный, умиленный, подернуты грустью, презрительный, саркастический и т.д. Объективно этому смеху соответствует чувственная воплощенная преодолимость несовершенного бытия, что и составляет аспект красоты, заключающийся в сложном составе комического и сосуществующий в нем с безобразием. Субъективная сторона комического состоит в переходе от принятия чего-либо за серьезное, глубокое, возвышенное, таинственного и т.д. к признанию его несерьезным, к обнаружению его бедности, тривиальности, пустоты. В этом смысле комическое существует там, где принятое за значительное оказывается ничтожным: великое - малым, глубокое - мелким, знатное - презренным, благородное - негодным, таинственное - пошлым, разумное - бессмысленным. И этот переход осуществляется не в понятиях, а в форме чувства и возникает из собственной внутренней жизни субъекта. Признавая существенным субъективную сторону комического, нельзя забывать объективную его сторону, т. е. состав самого предмета, который должен соответствовать этим субъективным переживаниям. В нем, в предмете, должно присутствовать нечто, имеющее внешность значительного, а внутри ничтожное. В таком сложном целом содержится преодоление фальши и проч. Несовершенств. В этом преодолении содержится аспект объективной красоты комического, несмотря на обнаруживающееся в нем безобразие. В противном случае, т.е. при отсутствии объективно комического сам наблюдатель становится комической фигурой, ибо он обнаруживает комическое непонимание действительности, комическое самопревознесение и т.п. Нередко одно и то же событие, например драка в "кабаке", одними лицами воспринимается как комическое, а другими только как печальное. Трагическое на сцене театра часто вызывает смех у простолюдина, в то время как у образованных зрителей навертываются на глазах слезы. Такие факты обычно используются для доказательства субъективной и релятивной теории эстетического. В действительности они лишь следствие того, что наблюдаемое событие имеет весьма сложный состав, и один зритель сосредоточивается на комической стороне его, а другой - на драматической. Видов комического чрезвычайно много. В реальной жизни комическое встречается на каждом шагу, особенно в мелочах жизни: наивность детей, мелочность взрослых, смешные обмолвки, забавные оплошности в одежде и т.п. Но и в более значительные явления комического также весьма нередки: хвастовство, надутая спесь, крайняя скупость, ухищрения с целью обмануть и проч. В искусстве комическое служит предметом изображения не менее часто, чем трагическое.
|