Студопедия — Материально-духовная культура древних белорусов
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Материально-духовная культура древних белорусов






 

Обычаи и верования

 

 

Племена, на основе которых впоследствии воз­никла белорусская народность, имели неодина­ковый уровень культурного развития. Это выража­лось прежде всего в обычаях.

Каждое из племен по своим, только им присущим правилам хоронило умерших. Кривичи, например, сжигали труп умершего, останки собирали в специальные сосуды, над которыми затем делали насыпи. По периметру их обкладывали камнями. Дреговичи клали трупы на землю и насыпали над ними курганы. Радимичи до X в. сжигали умерших, а позже клали на специальное ложе, посыпанное пеплом, и над ним делали насыпь. Более сложный погребальный обряд, как правило, свидетельствует и о более вы­соком уровне развития культуры.

О радимичах рассказано в «Повести временных лет»: «Живяху в лесе, яко-же всяки зверь, ядуще все нечисто, и срамословие в них пред отцы и пред снохами; и братцы не бываху в них, но игрища межю селы...» [5. С. 32]. Если судить по этой записи, то получается, что наши пращуры бы­ли на этом этапе в первобытном состоянии, находились на низком уровне развития культуры. Однако современные ученые полагают, что это опи­сание обычаев радимичей, присущих им пережитков язычества и патри­архально-родовых отношений носит пристрастный характер.

Несомненно, на автора влияли факторы политического и религиозно­го характера. Как апологет интересов князей киевских он стремился оправдать их право, в том числе и моральное, на присоединение к Киеву всех остальных восточнославянских земель. Как верующий христианин он, конечно же, не мог принять культуру, верования и обычаи язычников. Отсюда стремление исказить, подать в неприглядном виде все дохристи­анское. Брак, совершенный по обычаям языческой веры, подвергался критике. Если наши предки ели «скоромное» в «постный» день, то летописец пишет, что они ели нечистое.

О достаточно высоком уровне развития восточных славян, живших на территории современной Беларуси, свидетельствует та же летопись, отмечая, что многие города в тогдашней Полоцкой Руси возникали, как правило, при достаточно высоком уровне как материальной, так и духов­ной культуры. Византийские авторы - Прокопий, Маврикий, Константин Багрянородный, арабский автор Магуди также отметили высокий уровень культуры восточных славян.

По вещам, которые находят археологи, ясно, что для наших предков главным был мирный созидательный труд, а не военные действия. Наряду с орудиями земледелия и охоты, распространенными были различного рода украшения - стеклянные монисты, серебряные и бронзовые подвес­ки, искусно выполненные бусы. При этом курганные предметы Полесья по своему материалу иногда были ценнее, а по форме разнообразнее, за­тейливее и даже изящнее, чем изделия XVIII—XIX вв. [5. С. 33].

Еще в первобытнообщинную эпоху у восточных славян возникла устная обрядовая поэзия - весенний, летний, осенний и зимний циклы. Исходя из языческих религиозных верований, предки белорусов обожест­вляли стихийные явления природы, а также солнце, луну, реки и озера, деревья и камни - все значительное, что окружало и влияло на их жизнь. До повсеместного распространения христианства наши пращуры «клали требы озерам и рекам, ради немощи очныя умывались в кладезях и повер­гали сребреники» [8. С. 8].

Не только в IX-X вв., но и в более позднее время они почитали бога -создателя жизни, неба и всего окружающего, который носил несколько имен - Сварог, Стрибог, Световид. Его также называли Родом, а еще чаще Днем, Дивом. Солнечными божествами были Даждьбог, Каляда, Хоре и Ярило. Перун был богом грома и молнии. Богом урожая и достатка был Купала. Силу человеку на новый день давала вестница солнца Денница, Перепуг согревал огнем и помогал кузнецам. От Тура зависел успех на охоте. Велесу принадлежал подземный мир, а на земле он помогал пасту­хам и заботился о домашних животных. Лада была богиней любви и ве­сеннего пробуждения. Богом погребального огня был Знич.

Наши пращуры верили, что существовали как добрые духи, обере­гавшие человека от напастей, так и злые, враждебно настроенные к лю­дям. Эти последние засевали поля камнями, отнимали у коров молоко, на­сылали другие несчастья. Считалось, что в мире идет непрекращающаяся борьба многоликих- Белобога и Чернобога, которые воплощали соответст­венно добро и зло, свет и тьму. Согласно языческим верованиям, огонь был очищающей силой. Именно поэтому огню предавались тела умерших, вещи, которыми они пользовались при жизни.

Похороны предков представляли собой сложную обрядность, которая отражала представления о жизни души. Считалось, что после смерти тела душа остается жить, отлетая в «тридевятое царство», в рай. Обязательны­ми для погребального обряда были поминки, на которых душа также при­сутствовала и слушала, что и как говорят об умершем. Следует заметить, что «творяху тризну», наши предки, как и в повседневной жизни того времени, не злоупотребляли алкогольными наНитками. Медовуху, а позже и пиво (водку на Беларуси до XVI в. вообще не знали) во время поминок пили «по кругу», передавая «чару» в направлении движения солнца, и только трижды.

Повсеместно был распространен культ предков. Празднования в честь усопших предков проводились несколько раз в году. Значительными были осенние Дзяды, весенняя Радуница - праздники, когда поминались усоп­шие. В эти дни души предков - их называли дзядами независимо от воз­раста, в котором человек покидал этот свет, - приходили в дома к своим родным, где их уже ожидали. Двери или окна были открыты, на столе стояла чарка и хорошее угощение для «дзядов». Вечером люди шли на могилы, где зажигали огни - знички.

В устном поэтическо-былинном творчестве наших предков - в сказках, преданиях и былинах - выражалась любовь к своей земле - родине, стремление к свободе, уважение к человеку, его труду, неприятие притес­нения и угнетения. В общерусском былинном эпосе есть следы западно­русских былин, и в частности легенда о Волоте Волотовиче, былина о Волхве Всеславиче. В Х-ХШ вв. героями эпических произведений стано­вились исторические личности, преимущественно князья и выдающиеся выходцы из народа.

Трудно переоценить культурно-политическое значение официального принятия христианства на Руси в 988 г. Единая общегосударственная ре­лигия сыграла свою положительную консолидирующую роль во всех сфе­рах общественной жизни, и прежде всего в культурно-духовной сфере. О том, как распространялась новая религия в Полоцкой земле, можно су­дить по некоторым документальным источникам. Есть известие, напри­мер, что уже в IX в. здесь были уже христиане, а в самом Полоцке и Турове существовали епархиальные центры. Известно, что Рогнеда не только ста­ла христианкой, но и приняла монашеский постриг под именем Анаста­сии. Изяслав, ее сын, был христианином и с уважением относился к ду­ховному и монашескому сану. Известно также, что при нем в Полоцке уже был один христианский храм. Конечно же, происходила борьба меж­ду новой, христианской верой и старой, языческой. Очевидно, при этом не обходилось и без.насилия, о чем свидетельствует народная примета, что встреча с монахом, попом чревата бедой.

Благотворным было влияние христианства на распространение пись­менности и образования. Вместе с христианством на Руси стали появлять­ся произведения древнеримской и древнегреческой литературы. Перево­дились на древнерусский язык многочисленные поучения, а также житий­ные и апокрифические произведения. Появлялась литература, где критикова лись религиозные догматы. Кстати будет заметить, что в это время важ­нейшими культурно-просветительскими центрами на территории Белару­си были монастыри: Туровский (Варваринский), Мозырский (Петропав­ловский и Параскевы), Полоцкий (Борисоглебский). Открытие в монасты­рях своеобразных мастерских (скрипториев) по переписыванию книг со­действовало распространению письменного слова. В скрипториях перепи­сывались Священное писание и произведения отцов церкви, патерики и жития, византийские хроники и местные летописи.

 

Отражение культуры в литературных произведениях

 

 

Летописцы, авторы социально-политической, агио­графической' литературы большое внимание уде­ляли общественно-политической жизни. Отметим также, что в древнерусской литературе значитель­ное внимание уделяется западным землям Руси. Это относится к таким произведениям, как «Слово о законе и божьей благодати» Иллариона (XI в.), «Поучения» Кириллы Туровского (XII в.), «Повесть временных лет» (около 1113 г.), «Слово о полку Игореве», «Житие Евфросиньи Полоцкой», «Житие Авраамия Смо­ленского» и др. В княжеские дворцы, монастыри попадают также хрони­ки, исторические повести, природоведческие трактаты. Определенные слои общества были знакомы с греко-византийскими хрониками, где со­держались известия о жизни европейских народов, стран Ближнего Вос­тока, Египта. Прежде всего это хроники Иоанна Малалы и Георгия Амар-толы, «Елинский и римский летописец», исторические произведения Ио­сифа Флавия, «Христианская топография» Козьмы Индикоплова [4. С. 6]. Рукописных книг Х-ХН вв. до нас дошло очень мало. Известны По­лоцкое и Туровское евангелия этого времени. Самое раннее (из тех, что сохранились) - Туровское - создано на белорусских землях в XI веке2. Написано оно старославянским языком, художественно оформлено. Ме­таллические застежки от книжных переплетов обнаружены при раскопках в Минске, Друцке, Волковыске, Новогрудке. Книжные застежки, найден­ные в Турове и Бресте, датируются XI—XII вв. Существует мнение, что оригинал Ипатьевской летописи - важного источника истории Полоцкого княжества - переписывался в Пинске. Есть сведения о существовании По­лоцкой летописи, к сожалению, утраченной в XVIII в. Летописные книги, вероятно, велись в Турове и Новогрудке.

О распространении письменности на территории Беларуси свиде­тельствуют найденные во многих городах писала - предметы, служившие для письма. Самое раннее писало датируется XI в. В одном из жилых строений Бреста найдены два писала. Это дает основание полагать, что в доме жил не один грамотный человек. Ценнейшими памятниками истории

Произведения, в которых описывается жизнь святых и праведников. Евангелие было обнаружено в 1865 г. в Турове в бытовом мусоре инспектором народных училищ Виленского округа Соколовым

надписи на различного рода предметах. В частности, ранними памятниками письменности являются надписи на свинцовой печати по­лоцкого князя Изяслава (конец X в.), знаменитом кресте Евфросиньи По­лоцкой (1161 г.), каменных пряслицах XII в., найденных в Витебске, Друцке, Пинске. В Бресте обнаружен самшитовый гребень с вырезанным алфавитом (буквы от «А» до «Л»), а в Витебске - берестяная грамота, в которой некто Степан просит Нежилу, чтобы тот продал одежду и купил «жита за 6 гривен». Берестяная грамота, датированная XII в., найдена и в Мстиславле.

Монументальными памятниками эпиграфики XII в. на территории Беларуси являлись так называемые Борисовы камни - семь больших валунов с высеченными на них шестиконечными крестами и надписью «Господи помози». Пять из них находились в русле Западной Двины, один - около д. Дятловка Оршанского района (Рогволодов камень) и один около д. Высокий Городец Толочинского района. До настоящего времени сохранилось только три из них. Один из них находится в Москве в музее-заповеднике «Коломенское», другой был установлен в 1981 г. возле Со­фийского собора в Полоцке, а третий - в г. п. Друе.

Принятие христианства на территории Беларуси, как и на всей Древ­ней Руси, его утверждение в качестве государственной религии обуслови­ли формирование своеобразного духовно-культурного фундамента обще­ства. Людям нравилось то, что вместе с христианством они получали дос­туп к грамотности, искусству, культуре вообще. В Полоцке, например, представители высшей знати приняли христианство вслед за официаль­ным его введением в Киеве. Они заботились о его распространении в княжестве, о чем косвенно свидетельствует летописная характеристика князя Изяслава Владимировича: «он прилежаще прочитанию божествен­ных писаний» [8. С. 104].

Лучшим мировым достижениям соответствовало строительство хра­мов, их архитектура, роспись, убранство. Храмы в то время не только бы­ли культовыми сооружениями, но и выполняли роль общественных зда­ний. В них размещались архивы, государственная казна, библиотеки, что также учитывалось при их возведении. Таким являлся и возводившийся в Полоцке в середине XI в. по инициативе князя Всеслава грандиозный по тем временам Софийский собор. И хотя полоцкая святыня строилась ви­зантийскими мастерами и по византийскому образцу, она имела и свои черты, свидетельствовавшие о наличии оригинальной местной архитекту­ры. Украшение собора, роспись его стен, пола на много шагов вперед продвинули искусство.

В начале XII в. в Бельчицах (близ Полоцка) сооружена Борисоглеб­ская церковь, а в 1161 г. в Сельце Спассо-Преображенекий собор, извест­ный также под названием Спасского или Спасо-Ефросиньевского. Он считается вершиной полоцкой архитектуры. Оба памятника истории и культуры возводились мастером Иоанном. Спасская церковь вобрала в себя характерные черты местной школы зодчества. Стены и колонны внутри помещения были расписаны прекрасными фресками. Для этой церкви по заказу Ефросиньи Полоцкой мастер-ювелир Лазарь Богша соз­дал в 1161 г. непревзойденный образец древнерусского прикладного ис­кусства - крест, обложенный золотыми и серебряными пластинами с ми­ниатюрными изображениями христианских святых, выполненными мно­гоцветной перегородчатой эмалью. Судьба креста оказалась драматичной. В Спасском монастыре он находился сто лет, а затем был вывезен в Смо­ленск. В 1514 г., после взятия этого города русскими войсками, святыню перевезли в Москву. Во время Ливонской войны после взятия русскими Полоцка Иван Грозный велел вернуть крест Спасской церкви. Потом в связи с захватом ее иезуитами он был помещен в Софийский собор. После ликвидации униатской церкви крест был возвращен в Спас. В 1928 г. он был перевезен в Минск, а затем - в Могилев. В 1941 г. зга святыня Бела­руси, к сожалению, бесследно исчезла.

В традициях зодчества Киевской Руси были построены Великий со­бор, а также Пятницкая церковь. Об уровне развития архитектуры в По­лоцкой земле свидетельствуют монументальная постройка, названная Монастырским домом (предположительно ХП-ХШ вв.), храм-усы­пальница в Сельце. Исторические документы свидетельствуют, что в По­лоцке были церковь Святой Богородицы и храм Георгия Великого. В XII в. своеобразные каменные храмы имелись в Минске, Гродно, Волко-выске, Витебске, Новогрудке, Турове. До наших дней сохранилась Бори­соглебская, или Коложская, церковь в Гродно. Снаружи она украшена вставками из цветного полированного камня и керамическими плитками, покрытыми зеленой и коричневой глазурью. В Каменце в конце XIII в. была возведена оборонительная башня - знаменитая Каменецкая вежа (Белая Вежа), памятник военного зодчества Беларуси.

Древние художественные украшения представлены разнообразными по форме и содержанию памятниками: от незамысловатых бусин и перст­ней до совершенных образцов ювелирного искусства. Представление о музыкальной культуре и инструментах того времени дают изображения музыкантов на изделиях прикладного искусства. В Новогрудке среди ос­татков постройки XII в. найдено изображение музыканта, играющего на струнном щипковом инструменте. Относящаяся к XII в. шахматная фи­гурка, изображающая барабанщика с бубном, найдена в Волковыске. Кос­тяная фигура шахматного коня, обнаруженная в поселении XI в. в вер­ховьях Птичи, является древнейшим предметом такого рода из открытых археологами на всей территории восточнославянских земель.

Все это свидетельствует о высоком уровне развития культуры на тер­ритории Беларуси. Существовавшие связи с Византией способствовали тому, что полоцкие князья, по примеру византийской знати, становились опекунами и друзьями религии, науки, искусств. При княжеском дворе в Полоцке были художники, поэты, составители героического эпоса, музы канты. Были, разумеется, и актеры-скоморохи, танцоры, певцы, развле­кавшие князей и их гостей. Дорогу в Полоцк знали иностранные купцы, иной заезжий люд, что способствовало проникновению сюда не только византийской, но и западноевропейской, а также восточной культур.

В X - начале XIII в. на белорусской земле жили Выдающиеся и работали выдающиеся деятели культуры, чьи деятели культуры имена известны всему миру. В духовно-культур­ной жизни Беларуси того времени яркой личностью выступает Кирилл Туровский (возможно, 1130 - не позднее 1182). Он был высокообразованным человеком, блестящим литератором, поэтической натурой - поклонником Бояна, эрудитом, выдающимся религиозно-политическим деятелем. Современник назвал его «Златоустом, больше всех на Руси воссиявшим». Сохранилось тридцать молитв, восемь «слов», три поучения, два канона, написанных К. Туровским. Его произведения переписывали и изучали во многих восточнославянских княжествах. Свои написанные утонченным старославянским языком «словы» Туровский со­чинял по случаю разных христианских праздников - «Слово на Пасху», «Слово на Вербницу», «Слово на Ушесте». Стихи, молитвы создавались на каждый день недели и читались после церковной службы утром, днем и вечером. Туровский был известен и как автор притч, имевших двоякое назначение: дидактическое и разъяснительное. Не все даже образованные люди того времени могли ориентироваться в христианских догматах и символах, поэтому К. Туровский стремился довести их смысл и значение до современников.

Он хорошо знал классическую византийскую риторику и поэтику, творчески использовал их. Благодаря богословской, ораторской и просве­тительской деятельности обогатил культуру и язык своего народа.

Не менее значительной личностью в культурной жизни Беларуси это­го времени была Ефросинья (Предслава) Полоцкая (возможно, 1104-1167 или 1173). Представительница полоцкой феодальной знати, внучка Все-слава Чародея, она всей душой и сердцем восприняла христианскую рели­гию и именно на этой основе внесла большой вклад в развитие культуры. Поселившись в келье Софийского собора, она занялась перепиской про­изведений религиозно-морального содержания. Скорее всего, это были преимущественно переводы из греческих оригиналов. Есть основания предполагать, что в это время в храме существовала мастерская, где соз­давались и художественно оформлялись рукописи. Видимо, еще до при­хода Ефросиньи было положено начало известной библиотеке Софийско­го собора, которая постепенно стала крупным культурным центром не только Полоцкого княжества, но и всей Руси. В ней хранились нацио­нальные духовные ценности, в том числе летописи и произведения грече­ской патристики. Библиотека пропала в годы Ливонской войны.

По просьбе Ефросиньи византийский император М. Комнин прислал для церкви Святого Спаса одну из трех икон Матери Божьей (Эфесскую), созданную, согласно преданию, евангелистом Лукой. По ее распоряже­нию эта икона была украшена золотом, серебром и драгоценными кам­нями.

Ефросинья Полоцкая была незаурядной представительницей куль­турно-просветительного движения не только в Полоцком княжестве, но и во всем православном мире. Ее деятельность - отражение кардинальных духовных изменений, которые происходили в европейской культурно-просветительской жизни в XII в., когда закладывался и укреплялся фун­дамент нового осмысления мира, создавались условия для утверждения критериев духовно-моральной ценности человека. Примечательно, что в числе многих христиан-пилигримов, потянувшихся из Европы на Ближ­ний Восток во время крестовых походов с целью приобщиться к христи­анским святыням, совершила паломничество в Иерусалим и Ефросинья Полоцкая. В этом городе, предположительно в 1173 г., она и сконча­лась.

Следует иметь в виду, что, несмотря на политическую и государст­венную раздробленность, сохранялось единство материальной и духовной культуры восточных славян. Это обусловливалось одинаковым уровнем социально-экономического развития всех древнерусских земель, общно­стью культурного наследия прошлых столетий. Высокоразвитая для сво­его времени культура Древней Руси, ее фольклор, письменность, художе­ственные ремесла послужили основой, на которой развивалась духовность трех восточнославянских народностей. Вместе с тем общие черты матери­альной и духовной культуры, языка не исключали наличия определенных местных особенностей в верованиях и обычаях, в произведениях искусст­ва и литературы.

Таким образом, материально-духовная культура белорус9В отлича­лась высоким уровнем развития. Она сохраняла свои, присущие только ей обычаи и верования. Принятие христианства подняло на новый уровень культуру кривичей, дреговичей, радимичей, других племен, проживавших на территории Беларуси. Об этом свидетельствует общественная деятель­ность, творчество таких выдающихся национальных просветителей, как Ефросинья Полоцкая и Кирилл Туровский. Именно они внесли выдаю­щийся вклад в формирование одной из самых значительных политических идей - идеи общерусского, восточнославянского единства.

 

2. Возникновение и укрепление великого княжества Литовского сер. 13-к. 14вв

 







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 1701. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.032 сек.) русская версия | украинская версия