Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Понятие о невербальном экспрессивном поведении.




 

Противоречивые мнения относительно статуса экспрессивного поведения как способа выражения психологических особенностей личности, как средства регуляции общения и контроля являются следствием многих причин. Главная причина кроется в самом феномене экспрессивного поведения, в необычайной трудоемкости его экспериментального изучения, обусловленной многокомпонентностью экспрессивного поведения, разноуровневостью взаимосвязей между ними, огромным разнообразием тех процессов, посредством которых формируется экспрессивное поведение личности. Но, несмотря на всю сложность изучения экспрессивного поведения, в данной области психологии ставятся и решаются важные задачи: 1)осуществляется поиск инвариантных, независимых от ситуации компонентов экспрессивного поведения человека и группы лиц; 2)разрабатываются критерии выделения "паттернов" экспрессивного поведения, соответствующих определенным этапам различных видов взаимодействия; 3)определяются направления изменения экспрессивного поведения в соответствии с социокультурными нормами поведения; 4)выясняются особенности взаимодействия вербального и экспрессивного поведения; создаются методы фиксации экспрессивного поведения и т. д. Интегрирует различные направления исследований центральная проблема психологии экспрессивного поведения - проблема взаимосвязи экспрессивного поведения с психологическими и социально-психологическими характеристиками личности и группы. Ее решение включает ответы на ряд вопросов: 1) какое происхождение имеют связи между экспрессивным поведением и психологическими особенностями человека в филогенетическом и онтогонетическом планах; 2) какие существуют критерии выделения экспрессивного поведения из общей структуры поведения человека; 3) какие психологические и социально - психологические явления соответствуют тем или иным паттернам экспрессивного поведения; 4) какова ценность невербальных паттернов поведения как средств диагностики и коммуникации (знаковые функции): 5) возможно ли адекватное познание психических свойств, состояний, процессов человека по его невербальному поведению в обыденном и профессиональном общении?

Поиск ответов на эти вопросы характеризует психологию экспрессивного поведения на протяжении всего двадцатого столетия. Но в последние 20-30 лет интерес к ним усилился в связи с попытками определить статус экспрессивного поведения с точки зрения задач теоретической и практической психологии. Несмотря на огромный интерес практиков к этой области психологии и многочисленных попыток западных психологов проникнуть в суть экспрессивного поведения человека, данная проблема остается не до конца решенной. Вместе с этим широкое и глубокое обсуждение проблем психологии экспрессивного поведения на рубеже 80-90-х годов привело к развитию личностного подхода к невербальному поведению, к рассмотрению его природы в рамках соци - культурных и социально - психологических факторов. Об этом свидетельствуют направления исследований в области "невербального языка" и то, как структурируются данные работ в монографиях и коллективных трудах. В них экспрессивное поведение рассматривается в связи с индивидными и личностными характеристиками, изучаются те особенности поведения, которые дают возможность говорить о человеке как об индивидуальности и субъекте общения. Такая тенденция является достаточно устойчивой и в определенной степени совпадает с подходами к пониманию поведения, сформировавшимися в отечественной психологии. Уже в ранних работах Л.С.Выготского поведение рассматривается как биосоциальная система и формируется тезис о неразрывной связи между поведением и психикой человека, отмечается, что самые тонкие реакции психики есть "не что иное как особо организованные и особо сложные формы поведения" развитие которых представляет "неостанавливающийся ни на минуту процесс возникновения новых связей", включающих в качестве социального компонента поведение других людей, а также культурные формы поведения. Мысль о единстве психики и поведения является центральной при рассмотрении С.Л.Рубинштейном выразительного поведения. Им подчеркивается, что оно (поведение) - "воочию представленное и осязаемое данное" (С.152-163). Положение о взаимосвязи поведения и психики, о взаимосвязи развития личности и поведения обсуждается Б.Г.Ананьевым, для которого поведение выступает в качестве "практического взаимодействия с людьми в различных социальных структурах" (С.160). По его мнению, анализ факторов поведения в связи с конкретными условиями жизни делает принципиально возможным выявление алгоритмов процессов поведения и их приуроченность к определенным результатам внешних влияний и свойств человека" (там же.-Т.2.-С.14). Современные социолингвистические этнопсихологические исследования, а также многочисленные данные о влиянии среды на экспрессивное поведение человека подтверждают факт существования устойчивых форм поведения (алгоритмов "паттернов") у людей одной эпохи, одного круга, одного уровня культуры, в которых представлены сочетания индивидных, личностных форм поведения с групповыми, социокультурными.

В отечественной психологии принято подчеркивать, что в качестве причин того или иного поведения выступает, как правило, не отдельное событие, а система событий, ситуация в целом. Если ситуацию рассматривать соотносительно со свойствами и особенностями того, кто в этой ситуации действует, то при таком подходе не только ситуация изменяет поведение, но и поведение личности может изменять ситуацию ее жизнедеятельности. Особая роль в этом процессе принадлежит субъективным отношениям личности, которые проявляются в формах обращения людей друг к другу (т.е. в поведении) и маскируются с их же помощью. Успешность воздействия отношений на ситуацию, например, общения, предвидение его результатов затруднены тем, что в поведенческую модель структуры отношений личности входят наряду с интенциональными, осознаваемыми, конвенциальными формами поведения - неинтенциональные, неосознаваемые, неконвенциальные. Эффективность воздействия системы отношений на ситуацию также прямо зависит от уровня развития умений участников ситуации устанавливать связи между поведенческой моделью и структурой личности, системой ее отношений, иными словами, с умением раскрывать внутреннее психологическое, социально-психологическое, социокультурное содержание поведения, с умением, которое формируется в результате совместной деятельности людей.

Одним из первых в нашей психологии Б.Д.Парыгин поставил вопрос о возможности изучения динамической структуры личности на основе ее поведенческой модели Он указывает на взаимосвязь поведенческих структур и структур психических состояний, на их приуроченность к какому-то конкретному отрезку времени или деятельности человека. В терминологии В.Н.Панферова поведенческая модель личности - это ее объектные свойства, а психологические, социально-психологические особенности человека - это его субъектные свойства. Между объектными и субъектными свойствами, то есть между внешним и внутренним существует сложная и противоречивая связь, на направление которой достаточно интенсивно влияет социокультурная среда. По мнению В.Н.Панферова, каждая общность воспроизводит в своих членах те качества личности и способы их выражения, которые соответствуют ее образу жизнедеятельности. Понятно, что "...объективизация индивидом в собственном теле позиции социума является условием окультуривания телесности - превращения природных предпосылок человеческого существования в универсальные орудия и знаки...превращения в своеобразный текст, сгусток социальной памяти". Ясно, вместе с этим и другое, а именно то, что "окультуривание телесности", осуществляемое в "авторитарном режиме", является одним из механизмов контроля не столько над телом человека, сколько над его личностью, так как общество через поведение человека воспроизводит социально-желаемый спектр черт, которые должны иметь четкое внешнее выражение и, благодаря этому, легко диагностироваться окружающими. Перечень этих черт может меняться в различные исторические эпохи, он может быть различен для разных социальных групп. Но важно одно, то, что поведенческая модель этих черт должна соответствовать социальным ожиданиям, в ней должны быть представлены идеологические запросы времени, нравственно-этические требования к личности. Сказанное хорошо иллюстрирует книга В.Кузнецовой "Кинофизиогномика». В ней автор подробно рассматривает типажные характеристики актеров с точки зрения определенных социальных ожиданий, смену отношения к актеру в соответствии с изменением требований времени к его внешнему облику. Данная книга еще интересна и тем, что на примере создания образов в кино, демонстрируется достаточно четко механизм контроля со стороны общества над личностью зрителя, приходящий в действие с помощью внесения определенных поведенческих образов, жестко закрепленных за тем или иным комплексом черт. Так с помощью социально-маркированных форм поведения осуществляется обществом деление на "своих" и "чужих". В этой связи, изучая поведенческие модели, наиболее распространенные в обществе, можно составить представление о его ценностных ориентациях относительно личности.

Но, несмотря на признание социальных функций экспрессивного поведения, его составляющие не имеют прочно закрепленных значений. Даже такое невербальное движение, как улыбка, которое чаще всего рассматривается в качестве признака удовольствия, изменяет свое значение в зависимости от вида взаимодействия, от культуры ("японская улыбка", "американская улыбка" и т.д.).

Особенным, как замечает М.М.Бахтин для экспрессивного поведения является также и то, что оно частично представлено самому субъекту. Он не видит напряжения своих мышц, всей пластики своих поз, экспрессии своего лица, экспрессии его отношений к другому, в то время, как партнер по взаимодействию может отражать экспрессивное поведение с помощью оптической, тактильно-кинестетической, акустической, ольфакторной систем, взаимодействие между которыми способствует возникновению многозначных связей между экспрессивным поведением и психологическими характеристиками личности. Взаимосвязь между различными структурами экспрессивного поведения и системами отражения представлена на рис.1.

Высокие диагностические возможности экспрессивного поведения, его постоянная представленность другому ("осязаемое данное") привели к развитию противоположной назначению экспрессивного поведения функции - функции маскировки действительных переживаний и отношений человека, к развитию на ее основе способностей к управлению экспрессивным поведением, формирование которых поощряется во всех социальных группах и сообществах. Без таких "невербальных защит" трудно представить процесс социализации и вхождения личности в культуру. Социокультурная разработка "невербальных защит", "невербальных масок" осуществляется, как правило, в направлении отбора совокупности движений, делающих поведение человека социально-приемлемым, успешным, привлекательным (см. например, современные руководства по практическому взаимодействию). В психологии экспрессивного поведения представлены работы, в которых отмечается, что оно может управлять социальной жизнью человека, входя в качестве индивидуальной составляющей в структуру его поведения. Благодаря социальной функции, экспрессивное поведение влияет на формирование аффективных реакций человека, на развитие у него умения нейтрализовать социально- неприемлемые способы взаимодействия. С помощью экспрессивного поведения человек нейтрализует нежелательные состояния, отношения (например, агрессию) и предъявляет социально-желательные экспрессивные "маски". Такое экспрессивное поведение выполняет дополнительную функцию - оно управляют коммуникацией без существенной эмоциональной нагрузки партнеров по общению.

Далеко не случайно возведена в идеал системы воспитания манер "gentleman"а статусообразная неподвижность туловища, масковидность лица, ограниченность жестикуляции. Эта манера держаться как бы специально создана для того, чтобы в общении партнеры смогли скрыть свои истинные чувства, отношения друг к другу, ко всей ситуации взаимодействия. Описание различных невербальных "масок" можно найти в книгах по культуре поведения, в "наставлениях" по актерскому мастерству, в трактатах о живописи. Наиболее типичные невербальные "маски" используются человеком для того, чтобы создать нравственно-этический образ для другого человека. Всем известно, что скромный человек "должен" иметь склоненную голову и опущенные глаза.

Формирование экспрессивного поведения личности, ее экспрессивного репертуара осуществляется на стыке природных форм выражения переживаний, отношений и социокультурных способов поведения, взаимодействие между которыми опосредовано обстоятельствами жизнедеятельности субъекта, центральное место среди которых занимает общение. Иными словами, "...вовлечение живого движения, действия, деятельности, поступка в сферу анализа духовного организма представляет собой учет в этом организме и человеческой телесности, выступающей в своих облагороженных духом культурных, а не только в природных формах" (Зинченко В.П.). Определенные "экспрессивные защиты" или "экспрессивные маски" вводятся в структуру экспрессивного поведения как бы под влиянием внешних условий, несмотря на это они не отделимы от личности и выполняют свои самые разнообразные функции потому, что, как и все экспрессивное поведение, они являются формой существования и проявления разноуровневых компонентов личности. Индивидуальные "невербальные" привычки, невербальные поведенческие штампы, невербальное "косноязычие", выражающие конкретные черты конкретной личности, входят в структуру ее экспрессивного поведения, раскрывая индивидуальность человека. Например, у одного есть скверная привычка в задумчивости почесывать затылок, у другого - тереть нос, у третьего - кривить губы или по-особенному прищурить глаза и т.д.

Итак, экспрессивное поведение неотделимо от личности. В нем не просто выражаются какие-то ее психические состояния, особенности темперамента или отношения к другому, а представлены психологические особенности, присущие конкретной личности. Поэтому, экспрессивное поведение индивидуально и неповторимо настолько, насколько индивидуальна и неповторима личность во всех своих переживаниях. Именно поэтому появляются трудности, связанные с его интерпретацией и точностью понимания в общении.

Экспрессивное поведение, в отличие от невербальных коммуникаций - это не просто средство информации, средство, улучшающее ориентировку одного человека в другом, не просто внешнее сопровождение психических явлений. Если и можно говорить о невербальном поведении как инструменте познания внутреннего мира человека, то только потому, что оно и есть часть этого мира, форма его существования. Экспрессивное поведение - это не маска, которую можно снять или надеть, это сама личность во всех ее проявлениях.

Совокупность вышеперечисленных характеристик придает особый статус экспрессивному поведению, которое является важной частью поведенческой модели личности и отделяет его от невербальных коммуникаций.Экспрессивное поведение, если и сообщает "нечто" о человеке, то именно то, что всегда сопряжено с психологическими и социально-психологическими свойствами человека и особенностями взаимодействия его с другими людьми.

О целостности, многокомпонентности экспрессивного поведения, о его соответствии различным аспектам структуры личности, ее внутренним характеристикам свидетельствуют те функции, которые экспрессивное поведение выполняет в общении.Анализ имеющихся по данному вопросу исследований показывает, что каждая структура и подструктура экспрессивного поведения выполняет информационную (диагностическую), регулятивную, аффективную функции. В этом плане нет приоритета у тех или иных структур или подструкт экспрессивного поведения. Они полифункциональны и выступают регулятором всех типов взаимодействия.

Итак, культурно-историческая, деятельностная, интерперсональная природа психологических и социально-психологических явлений находит выражение в программах экспрессивного поведения личности. Оно представляет социально и биологически обусловленный способ организации невербальных средств выражения личностной структуры, По отношению к невербальному поведению не применимы принципы анализа вербальных знаков, так как оно представляет из себя целостность, состоящую из компонентов, отличающихся степенью интенциональности, направленности, осознанности. Наряду с устойчиво повторяющимися движениями в него входят те элементы, которые соответствуют динамическим состояниям личности. Они, в свою очередь, накладываются на индивидуально - личностные и групповые программы экспрессивного поведения. В силу этих обстоятельств экспрессивное поведение не является системой кодов, с жестко закрепленными значениями. Экспрессивное поведение имеет поле психологических значений.

Основное свойство экспрессивного поведения личности - это движение, это постоянное изменение совокупности невербальных средств выражения в след за изменениями личности. ("Покой - молчание тела" - сказал О.Бальзак). Данная совокупность невербальных средств выражения личности состоит из элементов, имеющих различную динамику изменений и отличающихся степенью прилагаемых для этих целей усилий. В структуру экспрессивного поведения человека входят компоненты, обладающие высокой степенью изменчивости (динамические), и средней, низкой степенью изменчивости. К последним относят индивидно - конституциональные составляющие экспрессии, к компонентам, обладающим средней степенью изменчивости, причисляют прическу, одежду, окружающую среду и т.д.

Ядро экспрессивного поведения составляют самые разнообразные движения (жесты, экспрессия лица, взгляд, позы, интонационно-ритмические характеристики голоса, прикосновения), которые сопряжены с изменяющимися психическими состояниями человека, его отношениями к партнеру, с ситуацией взаимодействия и общения и которые принято рассматривать в качестве экспрессивного компонента или выразительного поведения.

Развитие экспрессивного поведения человека сопряжено с различными аспектами его жизнедеятельности и, отражая их, оно (поведение) свидетельствует о сложности структурной организации человека. Поведение человека, так же, как и сам человек, представляет из себя достаточно сложное системное образование, которое может рассматриваться в различных аспектах. Экспрессивное поведение, являясь составной частью целостного поведения личности, несет на себе его основные характеристики. Оно также является одной из форм объективизации внутреннего мира человека, одним из путей его познания. Как и все поведение, оно представляет культурно-исторический, интерперсональный феномен, неразложимое единство неинтенциональных, неконвенциальных, неосознаваемых движений с осознаваемыми, направленными, имеющими четкие семантические границы. Само экспрессивное поведение является многокомпонентным, многоуровневым образованием, включающим кинесическую, такесическую, просодическую структуры и систему запахов, обладающим всеми вышеперечисленными характеристиками (см. рисунок 1).

Экспрессивное поведение - феномен, основные характеристики которого становятся очевидными в результате его рассмотрения на пересечении психологии общения и психологии личности, индивидуальности. Экспрессивное поведение есть одновременно предметная область психологии невербального общения и психологии личности, в которой оно может быть использовано в качестве модели изучения динамических и устойчивых характеристик личности и индивидуальности человека.


Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой





Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 1376. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.027 сек.) русская версия | украинская версия
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7