Баранин А.С. Этническая психология. причем это чувство братства нередко сильнее родственных чувств.
причем это чувство братства нередко сильнее родственных чувств. Африканец может в то же время резко осуждать свое племя за свои личные обиды, неудачи, хотя чаще всего племя тут ни в чем не виновато. Однако собеседник нанесет личную обиду, если в какой-то мере выразит свое согласие с оценкой африканца и посочувствует ему. Идеал каждого африканца — большой дом, большой автомобиль и большая семья. Это предел мечтаний и устремлений. При это семья включает также и дальних родственников. Африканская семья — это своего рода компромисс между деревней и кланом, из которых они вышли в люди. Компромисс лежит в натуре каждого африканца, представляя собой не только обычай, но и образ жизни. Часто компромисс выражается в обычном торге. И если торга с кем-то не было, то есть компромисс не состоялся, африканец начинает проявлять беспокойство. При этом у него появляются подозрения, даже если результат явно в его пользу. Африканцы любят шуметь по любому поводу, что является результатом ярко выраженной экстраверсии. В этом шуме больше театральности, чем выражения каких-то эмоций. Большинство из них говорят очень громко, и не потому, что они чем-то раздражены, а потому, что это обычная манера их разговора. Африканцы любят «поплакаться в жилетку», пожаловаться на судьбу. Часто это сопровождается громкими и горестными восклицаниями. Но это всего лишь театр одного актера. Когда спектакль оканчивается, разговор с африканцем входит в нормальное русло. Если африканец действительно чем-то огорчен, раздражен или ему скучно, он никогда не покажет этого. Африканцы любят ораторствовать. Говорят они обычно долго и очень обижаются, если их прерывают. Вместе с тем своеобразную разновидность африканского поведения представляет собой ораторство дипломатов. Так, они считают, что афри-'канская стратегия «потеряет лицо», если африканский дипломат будет настолько недипломатичным, что попытается выступить на каком-нибудь международном форуме в числе первых. Более того, африканский дипломат предпочитает выступить перед перерывом в заседании, когда половина участни- Особенности национального характера ков покидает зал. Это понимается как «доктрина самоустранения». Все поведение африканских дипломатов сводится к тому, чтобы, физически присутствуя, одновременно эффективно отсутствовать. Особый интерес представляет собой явление бюрократии в странах Африки. Например, при посещении какого-либо учреждения секретарь любезно сообщает, после доклада чиновнику, что тот вскоре примет. Однако даже если чиновник ничем не занят, ему необходима пауза, которая может длиться довольно долго. Выражать свои чувства по этому поводу бесполезно. В случае, если чиновник все же решился и принял посетителя, то это не значит, что он вообще рассмотрит дело. При этом рычаги давления на чиновника отсутствуют, и даже подарок не сдвинет деле с места. Оно будет сдвинуто с мертвой точки только после того, как африканец совершит акт компенсации комплекса неполноценности, удовлетворит осознание собственной значимости в этом мире. Ни арабы, ни африканцы никогда не заводят разговора с окружающими о семейной жизни и сексе, однако африканцы уважаемы в Африке только тогда, когда у них есть любовница. Чадолюбие у африканцев возведено в культ. Путь к сердцу африканца лежит через его детей. Внимание к детям ценится африканцем больше, чем интерес к нему самому. Африканцы совершенно индифферентны к фактору времени. По их убеждению, часы не создали человека. Время должно состязаться с временем, а люди должны быть бесстрастными наблюдателями этого состязания. Эта своеобразная философия времени получила в Африке название «африканское время». Африканское время в понимании африканцев — это не забывчивость, не отсутствие уважения к другому. Напротив, это выражение вежливости и понимание существа фактора времени. Обычно «африканское время» проявляется в двух основных формах: ровно через час, или ровно в назначенное время, но на следующий день. Африканцы обладают необыкновенным чутьем, и их очень трудно ввести в заблуждение относительно подлинных чувств к ним. Как только они почувствовали искренность со стороны собеседника, его симпатию, пусть даже не явно выраженную, они будут тянуться к нему.
|