Баранин А. С. Этническая психология
Африканцы находились в колониальной зависимости более 400 лет. Помимо экономических и социально-политических последствий, колониальное владычество европейских государств наложило свой отпечаток на психологию характера. В результате из положительных качеств африканцы сохранили искренность, доброжелательность, приветливость, гостеприимность и открытость. Что касается негативных качеств, оставшихся у них еще с доколониальных времен, то они оказались неразрывно связаны с климатическими условиями (жаркий и влажный климат на большей части территории и жаркий и сухой в районах пустынь, легкий доступ к продуктам питания, не требующий особых усилий, — все это определило медлительность, быструю утомляемость и просто лень). Общение с европейцами привело к возникновению у африканцев новых, не присущих им черт характера, заимствованных у европейцев как типичных, по их представлениям, для белого человека и воспринимаемых ими как образец для подражания. В связи с этим правомерно утверждать, что психология африканцев сложилась под влиянием внешних факторов, резко отклонившись от изначальных, природных черт характера. Следует заметить, что заимствованные у европейцев черты характера были, в сущности, некритически восприняты африканцами как подлинные, действительно присущие европейцам, то есть — стереотип. По замечанию французского африканиста Ланге,«во все времена Черный континент видел самые черные, карикатурные черты своих первооткрывателей». Приостановив экономическое, политическое, социальное и культурное развитие африканцев, европейские колонизаторы оставили им практически одно природное свойство — подражательность, присущую всем детям. Именно эта характерная черта определила появление у африканцев тех психологических особенностей, которые следует учитывать при общении с ними, рассматривая их, тем не менее, как преходящие в силу их неестественности. Считая белого человека высшим существом (наподобие того, как таковым ребенок считает взрослого), а потому и образцом для подражания, африканцы стремились перенять все, что было в их глазах характерным для белых. Однако так как Особенности национального характера белые люди рассматривали африканцев как существа низшего порядка, то они демонстрировали им далеко не лучшие черты своего характера. Следует признать, что поведение европейцев в отношении африканцев было далеким от поведения любого порядочного человека. В результате африканцы, подражая этим «высшим существам», переняли все присущие им пороки, искренне воспринимая их как черты характера и поведения истинных джентльменов, принимая их пороки за добродетели и даже за истинный аристократизм. Именно от белых людей африканцы заимствовали такие черты, как лживость, вероломство, необязательность, непунктуальность, наглость, неуважение к окружающим. Одновременно европейцам удалось привить африканцам комплекс неполноценности, в связи с чем в постколониальный период у них появилось стремление утвердить себя, возвыситься в глазах окружающих, прежде всего родных и друзей. Так, познакомившись с европейцем, африканец поспешит представить его своему окружению более значительным лицом, чем он есть на самом деле, поднимая тем самым и собственную значимость. Общаясь с европейцем, африканец обязательно поведает, что его лучшими друзьями являются видные деятели страны. Знаменитый английский путешественник и исследователь Африки Ливингстон в свое время писал: «Трудно добиться правдивости от рабов: они слишком заботятся о том, чтобы понравиться вам». Стремление понравиться, произвести впечатление своей значимостью, а потому все преувеличивать характерно для всех африканцев. Данное стремление является своего рода компенсацией такого чувства, как показная спесь, которую обычно демонстрируют власть имущие африканцы. Например, министр или другое высокопоставленное лицо может специально опоздать к отправлению поезда, поручив своему помощнику задержать отправление или, более того, находиться около вагона и спокойно продолжать беседу с провожающими, вынуждая всех ожидать, пока он не закончит беседу. Для африканцев характерна приверженность к племени, выходцами из которого они являются. Все соплеменники для них — братья и сестры: так они и обращаются друг к другу,
|