ВОЗМОЖНОСТЬ ИДЕНТИФИКАЦИИ ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙ НО КЛАССИФИКАЦИИ К.Г. ЮНГА
Анализируя этническую общность, необходимо осуществлять целостный подход к этому элементу как к единой биологической структуре. Рассматривая каждого отдельного члена данной группы, невозможно прийти к какому-либо однозначному выводу. Это происходит потому, что анализ особенностей отдельного человека требует личностного подхода к нему, с учетом всех изменений в его жизни, психике, с определением его жизненных мотивов. Однако в связи с этим утрачивается какая-либо общность его психики с психикой других членов данной группы. Действительно, психика всех людей индивидуальна и проводить четкое разделение между психикой представителей одной этнической общности и других этносов невозможно. Одновременно с этим очевидно, что такие различия объективно существуют. Причина этого явления состоит в том, что внутри каждой этнической общности существуют определенные правила ее функционирования и жизнедеятельности, проявляющиеся в морали, культуре, обычаях. Они, в свою очередь, формируют специфические особенности, отмечаемые представителями других этносов, имеющих отличные от данных «правила». Данное утверждение можно доказать при помощи анализа психической структуры, например, украинской диаспоры. Анализ показывает, что большинство этнических украинцев, проживающих длительное время за рубежом, практически целиком утратили психологические особенности, присущие их предкам, и приобрели новые качества психики, характерные для коренного населения страны проживания. При этом этническое большинство не замечает существенного различия между своими психологическими особенностями и особенностями диаспоры. Это происходит в силу потери связи с автохтонной украинской культурой и обществом и проявлением в инородной среде индивидуальных особенностей психики. Баранин А.С, Этническая психология Таким образом, в однородной этнической среде проявляются индивидуальные психологические особенности ее членов, в то время как в мультиэтническом обществе более заметны этнические особенности психики отдельных индивидов. Данные особенности отмечаются членами противоположного этноса, то есть для представителя этноса «А» будут заметны различия в его психологии и психологии представителей этноса «Б», однако он практически никогда произвольно не выделит особенности психики представителя своего этноса («А»). При этом психологи отмечают интересное явление: когда индивид оценивает представителя другой этнической общности, то невольно старается обратить внимание только на отрицательные качества. Подобный подход ошибочен, если речь идет об объективном рассмотрении предмета исследования: начинает превалировать предубеждение, являющееся, в сущности, срабатыванием механизма психологической защиты — проекции. Наиболее правильным в данном случае представляется подход к проблеме, исходя из метода перенесения своей личной оценки на позицию представителя той нации, которая характеризуется. Этнические особенности психики различных народов необходимо рассматривать как результат функционирования совокупности культуры, обычаев, религии и морали данного этноса. Применение типологии личности К.Г. Юнга к этническим общностям, таким образом, описывает психические особенности этноса с точки зрения психологической оценки его культуры, обычаев, религии и морали. Поэтому мы можем определить психологический тип отдельного этноса, исходя из характеристики продуктов его функционирования. Рассмотрев некоторые этнические общности, мы пришли к выводу о том, что все они могут быть отождествлены с тем или иным психологическим типом концепции К.Г. Юнга., Данная концепция представляет собой не что иное, как отражение информационной модели сознательного и подсознательного уровня человека. Однако и общество обладает сознательным и бессознательным (коллективное бессознательное) уровнем психики. Так как эти уровни формируются из совокупности подобных психических конструкций каждого от- Классификация этнических общностей дельного члена группы, то справедливым будет и утверждение относительно отождествления каждого отдельного этноса с психологическим типом. При этом сохраняются вся структурная модель этого типа: сознание типа — сознание всех членов этноса, которое формирует, например, общественное мнение; бессознательное типа — коллективное бессознательное этнической группы, в которое входят, например, архетипы. Проанализировав отдельно каждую из вышеперечисленных этнических групп, приходим к следующей психологической классификации этнических общностей: Таблица 1
|