Баранин А.С. Этническая психология. громких предикатах, которые, однако, не внушают доверия
громких предикатах, которые, однако, не внушают доверия. Даже после незначительного изменения ситуации ее оценка может стать совершенно противоположной. Благодаря сочетанию экстравертного чувства и интровертного ощущения французы предпочитают частные развлечения. Несмотря на присущую национальному характеру французов эмоциональность, они не проявляют чувствительности по отношению к драматизирующим или излишне приукрашенным доводам. Для них важнее аргументы, подкрепленные фактами и хорошим анализом. От латинского языка французский унаследовал четкую, исключающую перефразировки логику грамматических построений в сочетании с огромным запасом синонимов, каждый из которых несет вполне определенное значение и эмоциональную нагрузку. Именно это явилось причиной его международного использования в сфере дипломатии в XVIII и XIX веках. Позволяя наиболее адекватно выражать свое отношение к обсуждаемому вопросу, французский язык облекает его в достаточно изящную, обтекаемую форму, с целью не задеть чувств собеседника или, наоборот, язвительно уколоть, не создавая впечатления грубости. Подчеркивая наличие экстравертного чувства у французов, проследим его влияние на лингвистические особенности языка. Французы зачастую прибегают к использованию предикатов «прекрасный», «восхитительный» не потому, что по субъективному чувству они находят объект действительно «прекрасным» и «восхитительным», а потому, что определения «прекрасный» или «восхитительный» являются подходящими, и притом подходящим постольку, поскольку противоположное суждение как-нибудь нарушило бы общую ситуацию чувства. В данном случае происходит процесс «приспособления» субъективного чувства к внешним объектам. Подобные чувства направляются объективными детерминантами, являясь по существу подлинными в своем родовом значении и представляя собой отражение всей функции чувства. Французам в высшей степени присущи потребность в самовыражении, страсть постоянно судить других и в то же время чувствительность к чужому мнению о себе. В характере француза происходит постоянная борьба между индивидуализмом и общительностью. Особенности национального характера с Многие французы гордятся своим крестьянским происхождением. Американский социолог Гордон Райт писал: «немногие западные народы цепляются так упрямо за свое крестьянское происхождение или восхваляют сельские добродетели с таким ритуальным пылом... Нигде так много горожан не рассматривают своих крестьянских предков как знак отличия»66. Французские крестьяне очень привязаны к своей земле, что определяет их психологию и сформированные архетипы. Во Франции землячество является одним из самых распространенных способов установления контактов между незнакомыми людьми, случайно столкнувшимися в обществе или на работе. Это связано с тем, что уроженцы различных провинций Франции пользуются в народе определенной репутацией благодаря конкретным отличительным чертам своего характера. Нормандец, например, считается человеком осторожным, сдержанным. Он предпочитает отвечать на вопросы двусмысленно, чтобы избежать конфликтных ситуаций. Подобный тип ответов принято называть «нормандским». Бретонцы считаются упрямыми, с ними очень сложно договориться. Южане живее и экспансивнее людей Севера, их чувства и речь отличаются некоторой остротой. Они говорят громко, употребляя красочные эпитеты, сравнения, превосходные степени; любят поспорить друг с другом. Однако темперамент французов-южан скрывает их истинные мысли и чувства. Жизненными ценностями, определяющими ориентацию южан-французов, являются семья и личные связи. Отношения людей при этом строятся на знакомствах и взаимных услугах. Северяне отличаются от южан, что обусловлено их различным этническим происхождением. Северяне ведут свое происхождение от германских племен, франков, которые упорно сопротивлялись владычеству Рима и в конце концов сокрушили его своими набегами. Именно Север начал собирать раздробленные французские земли вокруг королевского домена Иль-де Франс и его столицы — Парижа. В связи с данной исторической особенностью жители Севера чувствуют себя сначала Цит. по: Ю. Рубинский. Французы у себя дома // Знамя. — 1990, №4. - С. 155. Баранин А.С. Этническая психология французами, а затем уроженцами отдельных провинций, в то время как некоторые южане, например, корсиканцы, — на_ оборот. Достаточно специфично отношение французов к деньгам и богатству. У большинства из них есть качество, которое они считают большим достижением, — бережливость. Нелюбовь французов к расточительству объясняется в первую очередь стремлением обеспечить свое будущее в старости, надежно обезопасить себя и свою семью на случай нужды, а также избежать унизительной материальной и моральной зависимости, которая связана с долгами. Французы никогда не прибегают к рискованным финансовым авантюрам, стремясь скорее сэкономить, чем заработать. В отношении вербальных особенностей общения следует отметить, что французы не любят с ходу затрагивать вопрос, который интересует их больше всего. К нему подходят постепенно, после долгого разговора вокруг данной проблемы, без акцентирования внимания на нем. Французы не склонны к торгу, в связи с чем отстаивают свою позицию, не имея запасной. Поэтому при решении какой-либо важной проблемы беседа часто приобретает конфронтационную окраску. Недоверие к компромиссам в процессе таких переговоров у французов усиливается чувством интеллектуального превосходства. Для французов характерно придавать своим национальным проблемам международное измерение, а события в мире или отдельных странах «примерять» к французским реальностям. «Не удивительно, — указывает И.Г. Гердер,— что французская нация стала самой тщеславной во всей Европе, — почти с самого начала, когда только возникла французская монархия, Франция указывала путь Европе и задавала тон во всех самых важных переме-нах»67. Склонность обывателя видеть в иностранцах «козлов отпущения», винить их во всех своих неприятностях особенно опасна, когда объектом неприязни оказываются люди, живущие в самой Франции и отличающиеся внешним видом, цветом кожи, языком, произношением, бытом и нравами, религией, Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. — М., 1977. — С. 589.
|