Баранин А.С, Этническая психология
Глава 2 БЛИЖНИЙ ВОСТОК Арабы Арабские страны являются одной из самых устойчивых цивилизаций в мире. На протяжении всей своей истории их психологический склад оставался практически неизменным. Их культура послужила основой развития многих стран Азии и Европы, а научные достижения являлись двигателем прогресса многих цивилизаций. Алгебра, геометрия, астрономия имеют именно арабские корни. Современные арабы в значительной степени отличаются от своих предков, которым были присущи воинственность, а также в значительной своей массе религиозный фанатизм. На смену этим чертам характера в некоторых арабских государствах (ОАЭ, Сирия) пришли прагматизм, деловитость и предприимчивость, особенно в торговле, хотя это и ранее было характерно для многих арабов. Современный арабский мир — это совокупность нескольких десятков самостоятельных государств, возникших на руинах некогда существовавших крупных государственных образований. Однако такая раздробленность не оказала существенного влияния на национальный характер арабов. В определенной степени можно говорить о единой арабской нации: имеющиеся некоторые различия объясняются скорее особенностями племенных групп, сложившимися изначально. Эталоном арабской нации считаются представители Сирии, сохранившие в чистоте арабский язык и культуру. Однако опыт общения показывает, что наиболее развитыми во всех отношениях являются палестинцы, рассеянные по другим арабским государствам, а также проживающие в странах Западной Европы и северной Америки (за исключением палестинцев, проживающих на территории Израиля). Современный стереотип арабов сформировался на основе информации о проводимых религиозными фанатиками террористических актах. При этом подчеркиваются их лживость, коварность и вероломность. Однако более образованная часть Особенности национального характера арабов, особенно получившая образование в Европе или США, умеренны в своих религиозных чувствах, кроме того, многие из них исповедуют христианство. В беседах с арабами не следует скрывать своих убеждений, даже если Вы атеист. Единственное, чего следует избегать, — это критиковать ислам, нравы, обычаи и традиции арабов. Они весьма чувствительны к оскорблению их чувств и никогда не прощают этого. Арабы-мусульмане умеренного направления отличаются веротерпимостью и с уважением относятся к тем, кто верит хоть в какого-нибудь бога. Говоря о мусульманине как носителе ислама, следует иметь в виду, что это понятие у них весьма широкое и относительное. Часто даже неверующие арабы все равно причисляют себя к мусульманам, чтобы подчеркнуть свою принадлежность к традиционной культуре, свою историческую принадлежность к наследию своего народа. Каждый неверующий араб знает хотя бы несколько фраз из Корана, которые составляют молитву. Для арабов характерны честность и преданность в отношении тех, кто нанял их на работу, или вообще тех, от кого они находятся в определенной зависимости. Важно лишь, чтобы эта зависимость не унижала араба. Преданность араба особенно усиливается, если он испытывает чувство благодарности к человеку за сделанное ему добро. Для арабов также характерны деловитость и предприимчивость, но одновременно честность и порядочность в отношении людей, которым они симпатизируют. Арабы нетерпимы к любой форме принуждения, хотя стремятся скрыть внешние проявления этого чувства. Однако они охотнее поддаются какому-либо принуждению, если оно не носит прямого характера, а достигается косвенным воздействием на них. У арабов необычайно развито чувство уважения к старшим по возрасту и положению. Одновременно они уважают и молодого человека, если видят, что уважаемый ими старший по возрасту и положению благоволит к нему. Арабы избегают каких-либо разговоров о женщинах. Однако разговор о детях является одной из излюбленных тем беседы. Рождение детей составляет смысл жизни и брака, а семья является священной. Связи внутри семьи формируются не толь- Баранин А. С. Этническая психология ко кровным родством и общими экономическими интересами, но и «кодексом чести» — «Асабия», в котором сформулированы обязанности большой семьи. Чувство привязанности к родственникам является основой семьи. Подобная конструкция общества предполагает силу большой семьи и слабость лишенного семейной поддержки индивида. У арабов высоко развито чувство неприятия несправедливости и нетерпимости к тем, кто нарушает справедливость. Арабы не позволяют политическим и научным конфликтам испортить личные отношения. Для арабов характерно чувство самоуважения, стремление к независимости вообще и материальной независимости в особенности. Часто это достигается оказанием взаимной помощи и поддержкой друг друга. Особенно это характерно для арабов, проживающих в других, неарабских странах. За границей они создают землячества, организуя собственные детские сады и школы, нанимая учителей из числа арабов, имеющих подготовку и образование. Каждое землячество создает специальный фонд для оказания материальной помощи арабам, испытывающим временные трудности. Для арабов характерно создание дружелюбной обстановки на переговорах. Они ценят юмор, в общении используют личные имена. Арабы относятся к интровертному мыслительному типу по классификации К.Г. Юнга. Они находятся под решающим влиянием идей, которые вытекают, однако, не из субъективно данного, а из субъективной основы. Они следуют своим идеям не вовне, а вовнутрь. Этим объясняется религиозность представителей исламских стран, которая культивировалась долгое время в пределах определенной этнической общности, а ее идея все глубже проникала в коллективное бессознательное масс. Таким образом, арабы стремятся к психологическому углублению, а не расширению. Их суждение является холодным, непреклонным, произвольным, так как менее относится к объекту, чем к субъекту. Вежливость, любезность и ласковость могут быть очевидны, однако нередко с едва заметной боязливостью, выдающей скрытое за ними намерение, а именно намерение обезоружить противника. Субъект не является противником в прямом смысле, однако при известной его чувстви- Особенности национального характера тельности ему дают почувствовать отстранение либо не придают никакой цены. В результате субъект подвергается некоторому пренебрежению и в отдельных случаях окружается ненужными мерами предосторожности, что можно наблюдать в выработанных стереотипах и установках арабов по отношению, например, к американцам или европейцам. При построении идейного мира они не страшатся даже самых смелых проектов и не воздерживаются от какой бы то ни было мысли ввиду ее опасности, еретичности, революционности, однако их охватывает робость, как только их дерзанию приходится стать внешней действительностью. Именно в этой особенности психики арабов кроется причина их консервативности. Другой особенностью психологического склада арабов является недостаток практической способности и отвращение к любому виду рекламы. Они в большинстве случаев не предпринимают попыток склонить кого-либо на свою сторону, особенно имеющего некоторое влияние. Однако если это и происходит, то результаты оказываются прямо противоположными ожидаемым. В преследовании своих целей они упорны, упрямы и не поддаются воздействию. Признание видимой неопасности какого-либо объекта ведет к доступу менее ценных элементов, что повышает внушаемость со стороны личных влияний. Эти элементы овладевают ими со стороны бессознательного, позволяя грубо обращаться с ним в случае, если это не мешает им преследовать свои идеи. Их стиль обычно содержит некоторые добавления, ограничения, предосторожности, сомнения, причиной которых является их умственная осторожность. Европейцам и американцам, являющимся экстравертиро-ванными нациями, арабы кажутся щетинистыми, неприступными и надменными. Их считают бесцеремонными и самовластными. Религиозное убеждение имеет двойное влияние на психологию арабов. Во-первых, сама по себе религиозность влияет на изменение внутреннего и поведенческого характера. Во-вторых, именно для арабов религиозность является особым убеждением, изменяющим характер их мышления и поведения. Достаточно сравнить психологические особенности арабов V—X веков и их современных потомков. Их этническая наследствен-
|