Студопедия — НРАВСТВЕННЫЙ СМЫСЛ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ПРИТЧ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

НРАВСТВЕННЫЙ СМЫСЛ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ПРИТЧ






(на примере 2-3 притч)

Согласно толкованию блж. Феофилакта Болгарского, притча есть «речь прикровенная». Часто Господь говорил притчами. И тому есть несколько причин. Первая – «Господь говорит народу многими притчами, предлагая притчи сообразно состоянию слушателей, поскольку народ был прост и неучен… напоминает…о горчичном зерне, траве и семени, дабы известными ему (народу) и обыкновенными предметами научить его чему-нибудь полезному, или заставить его подойти и спросить, и по вопросе разуметь непонятное». Т.е. образы и примеры выбирались соответственно, как сказали бы сейчас, образованности слушателей. Вторая – принималось во внимание и духовное состояние слушателя: «Ученикам, спросившим Его наедине, говорит: «Вам дано знать тайны», т.е. дано как ищущим: «ищите, - сказано, - и дастся вам», а прочих Бог оставил в слепоте, дабы знание должного не послужило к большему их осуждению, когда они не исполняют всего должного». Поэтому часто Господь прибавлял: «Кто имеет уши слышать, да слышит», то есть: понимающий пусть понимает. Так, ученикам, которые глубже понимали речь Господа, объяснял Он все наедине, поскольку они прямо приступали к Нему и спрашивали, объяснял же все только такое, о чем они спрашивали и чего не знали, а не вообще все, даже и ясное, ибо когда уразумевали то, о чем спрашивали, то из этого становилось ясно для них и другое - и таким образом разрешалось для них все. Согласно малому православному толковому словарю – «притча есть особая форма выражения мысли, в виде иносказания, образного рассказа. Спаситель, излагая в Своих проповедях суть христианского вероучения, часто употреблял притчи. В отличие от басни, притча не содержит прямого наставления, морали; предполагается, что слушатель выведет это сам. Поэтому Свои притчи Спаситель обычно заканчивал восклицанием: «Имеющий уши слышать, да слышит!»».И, наконец, Сам Спаситель объяснил, почему Он говорит притчами (Мк.4,10-12): «когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с Двенадцатью, спросили Его о притче. И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; Так что они своими глазами, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи». Так как в притчах прикровенно излагаются основные положения христианства, то над их нравственным смыслом, несомненно, должен размышлять, и не единожды, каждый христианин. Впрочем, как и над любыми словами из Священного Писания.

Притча о винограднике (Мк.12,1-9)

И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился. И послал в свое время к виноградарям слугу - принять от виноградарей плодов из виноградника. Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем. Опять послал к ним другого слугу. И тому камнями разбили голову и отпустили с бесчестьем. И опять иного послал: и того убили, и многих других то били то убивали. Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: «постыдятся сына моего». Но виноградари сказали друг другу: «это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше». И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника. Что же сделает хозяин виноградника? Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим.

Виноградник означает иудейский народ, который насадил Господь: «Охрани,- сказано,- то, что насадила десница Твоя (Пс.79,16); и Моисей говорит: «Введи его и насади его на горе достояния Твоего» (Исх.15,17). Под оградою разумеется Закон, не допускавший иудеев смешиваться с другими народами. Башня есть храм, который был великолепен. Точилом означается жертвенник, на котором проливалась (жертвенная) кровь. Бог отдал народ свой «виноградарям», то есть учителям и правителям иудейским, всем в свое время. Он послал сперва одного раба, то есть, как можно думать, пророков, бывших около времени Илии, например, Михея, которого бил лжепророк Седекия (3Цар.22,24). Послал другого, которому камнями пробили голову и, таким образом, нанесли полное поругание, - можно относить это ко временам Осии и Исаии. Послал и третьего раба, что можно разуметь о пророках времен плена иудейского, например, о Данииле и Иезекииле. Наконец, Бог послал Сына Своего (который назван человеком ради человеколюбия), говоря: «постыдятся Сына Моего». Сказал же это, не зная, что они сделают с Сыном Его, не выражая то, чему (по намерению Его), надлежало быть и что было возможно. Но злые делатели, зная, что это Наследник виноградника, вывели Его вон из виноградника, то есть из Иерусалима, и умертвили. Христос действительно распят был вне города. За то Господин виноградника, Отец убиенного Сына, или, лучше, Сам убиенный Сын погубит делателей, предав их римлянам, а виноградник Свой отдаст другим делателям, то есть Апостолам. Хочешь ли знать, как апостолы возделали этот виноградник? Прочитай книгу Деяний апостольских, и ты увидишь, как три тысячи (Деян.2,41) и пять тысяч душ вдруг (Деян.4,4) уверовали и стали приносить Богу плод. Притча о зерне горчичном (Мк.4,30-32) Иную притчу предложил Он им, говоря: «Царство небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные, и укрываются в ветвях его».

Мало слово веры; слово сие столь же мало, как и горчичное зерно. Но посеянная на землю проповедь слова расширилась и разрослась, так что на ней покоятся птицы небесные, то есть все люди с выспренним и горним умом и знанием. В самом деле, сколько мудрых успокоилось на этой проповеди, оставив эллинскую мудрость! Таким образом, проповедь сделалась больше всего и пустила великие ветви, ибо апостолы как ветви разошлись: один – в Рим, другой – в Индию, третий – в Ахаию, прочие же в другие страны земли. Господь говорит народу многими притчами, предлагая притчи сообразно состоянию слушателей. Поскольку народ был прост и неучен, то поэтому напоминает ему о горчичном зерне, траве и семени, дабы известными ему и обыкновенными предметами научить его чему-нибудь полезному, или заставить его подойти и спросить, и по вопросе разуметь непонятное. Так, ученикам объяснял Он все наедине, поскольку они прямо приступали к Нему и спрашивали, объяснял же все только такое, о чем они спрашивали и чего не знали, а не вообще все, даже и ясное, ибо когда уразумевали то, о чем спрашивали, то из этого становилось ясно для них и другое, и таким образом разрешалось для них все.

Другое толкование: притча описывает малое и скудное начало, постепенное усиление и конечное чудесное распространение Церкви, или, говоря другими словами, то, как камень, отторженый от горы без помощи рук, сделался великою горою и наполнил всю землю. Но спросят, почему же из всех прочих деревьев здесь избрано горчичное? Не могли ли быть приведены более благородные представители растительного царства, как, например, виноградная лоза, или более высокие, как, например, кедр. Предпочтение это, конечно, оказано не по отношению к величине, которую впоследствии доставит горчичное дерево, потому что в этом отношении многие деревья превосходят его, но по поразительной противоположности между незначительностью семени и величиною дерева, вырастающего из него. Господь обращает особенное внимание учеников Своих не на величину самого дерева, но на величину его сравнительно с семенем, из которого оно вырастает, ибо он желал внушить Своим ученикам не ту истину, что Его Царство вообще будет славно, но ту, что оно будет славно, несмотря на свое незначительное, слабое и всеми презираемое начало. Горчичное зерно, мелкое и ничтожное на взгляд, имело свое особенное значение и всеми признанное достоинство в древности: его считали в числе благороднейших символов, ему приписывали целебную силу против укусов ядовитыми животными, против ядов и многих болезней. Далее, теплота, сохраняющаяся в нем, его внутренняя сила, тот факт, что оно оказывает свои лучшие свойства только после молотьбы, и все это при такой ничтожной внешности и столь малом объеме, конечно, послужило поводом Спасителю к избранию столь малого семени для указания судеб Его Царствия и того учения о распятом Искупителе, которое для эллинов казалось безумием, для иудеев ─ камнем преткновения, а для уверовавших ─ «силою Божьею во спасение». Но не одно только учение Спасителя, но даже просто Церковь, насажденную Им на земле, означает в сущности горчичное зерно. Он Сам есть и горчичное семя, и Сеятель. Он есть горчичное семя, ибо Церковь первоначально заключалась в Нем и распространилась от Него, сохраняя с Ним такое же единство жизни, какое находится у дерева с семенем, и в котором заключается его начало, и из которого оно выросло. Он есть и Сеятель, добровольно предавший Себя на смерть и через это сделавшийся виновником жизни для многих. Он Сам говорит: «Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода». И поле, на котором Он посеял это семя, есть мир – «Его поле, или, по выражению Святого Луки, Его сад», потому что мир был сотворен Им, и, пришедши в мир, Он «пришел к Своим». Посеянное в земле горчичное семя есть лучшее из всех семян. Эти слова приводили в затруднение многих истолкователей, так как многие семена, как, например, маковые, мельче горчичных. Но подобные затруднения не заслуживают внимания. Достаточно знать, что поговорка «мал, как горчичное семечко» служила выражением для обозначения чего-либо крайне малого. Господь, поучая притчей народ, говорил народным языком. Горчичному зерну уподобляется и Его Царство. Что для чувственных очей могло быть менее величественным, менее знаменательным, как не начало этого Царства в Его собственном лице? Родился Он в отдаленной, незначительной области и до тринадцати лет не оставлял Своего бедного семейства, потом в продолжение двух или трех лет учил в окрестных городах и селения, а иногда и в Иерусалиме, привлек к Себе немногих последователей, преимущественно из бедных и неученых, и, наконец, отдавшись в руки Своих врагов без всякого сопротивления со Своей стороны или стороны Своих последователей, умер на кресте. Так ничтожно, по-видимому, было начало Царства Божьего, и именно этим Царство Божье отличается от великих замыслов мира сего. Эти последние имеют гордое начало, постыдный и жалкий конец, подобно Вавилонской башне, вначале грозившей возвысится до небес и, наконец, превратившейся в безобразную груду мусора и камней. Тогда как дело Божье и величайшее из них Его Церковь, слабая и неприметная при первоначальном основании, постепенно возрастает и достославно завершается. Так бывает и с Царством Его в мире, Царством, которое приходит «неприметным образом», так бывает и с Его Царством в сердце каждого человека. В него так же падает слово Божье подобно малому горчичному семени, по-видимому, мало обещающее, но если ему позволяют расти, оно производит сильные и удивительные последствия Ибо это семя, наималейшее из всех семян, когда возрастает, бывает великим деревом. Тут нет преувеличения. В жарких странах, как в Иудее, горчичное дерево достигает роста, о котором мы в наших северных широтах не имеем и понятия: там, рассказывают путешественники, в ветвях его может поместиться человек или проехать верхом под тенью их. В Испании его сучьями топят большие печи, а когда согревают его семена, то прилетают огромные стаи птиц и усаживаются на его ветвях, которые, несмотря на тяжесть, не ломаются. Все это, вероятно, было очень знакомо для слушателей Господа и представляло их воображению живые образы. Сверх того, в словах этих заключается и пророчество. В одном из предсказаний о Царстве Божьем у пророка Иезекииля, имеющем немалое сходство с этой притчею, говорится о нежной ветви, которую насадит Господь, и ветвь принесет плод и сделается величественным кедром, и будут обитать под ним всякие птицы, всякие пернатые будут обитать в тени ветвей Его, и так как эти последние слова означают здесь убежище и защиту, которую люди найдут в Церкви Божьей, то таковое же значение они должны иметь и здесь. Царство Христово привлечет множество под свой спасительный и надежный кров, оно, как это часто и оправдывалось, оградит верующих от мирского гонения, защитит их от силы злобы дьявола. Оно есть дерево жизни, листья которого целебны и плоды питательны; все, ищущие исцеления душевных ран и утоления душевного голода, прибегнут к Нему.

Притча о сеятеле (Мк.4,1-20) И опять начал учить при море; и собралось к нему множеств народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле у моря. И учил их притчами много. Садится в лодку для того, чтобы имея перед глазами всех, говорить в услышанье всех и не иметь никого позади себя. И в ученье Своем говорил им: слушайте: вот вышел Сеятель сеять. И, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока: когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода. И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос; и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто. И Сказал им: Кто имеет уши слышать, да слышит! Когда же Остался без народа, окружающие его вместе с Двенадцатью, спросили Его о притче; и Сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним всё бывает в притчах, так что они своими глазами смотрят и не видят; Своими ушами слышат и не разумеют; да не обратятся, и прощены будут им грехи. Первую притчу предлагает о семени, дабы сделать слушателей более внимательными. Так как Он намерен сказать, что семя есть Слово, и что оно, упавши в невнимательных, пропадает, то говорит об этом прежде всего, дабы слушатели постарались быть внимательными и непохожими на ту землю, которая губит семя. Но кто такой сеятель? Сам Христос, Который по человеколюбию и снисхождению неотлучно исшел из Отчих недр, исшел же не для того, чтобы сожечь проклятую землю и злые сердца, не для того, чтобы иссечь терния, но чтобы сеять семя. Какое семя? Не Моисеево ли? Не семя ли пророка? Нет, Своё. То есть, чтобы проповедовать Свое Евангелие. Он и сеял; но из семян одно пало на душу, подобную дороге, попираемой многими, и птицы небесные, то есть демоны, владеющие в воздухе, пожрали это семя. К таким людям относятся человекоугодники; они то же, что дорога, попираемая многими. Кто все делает только для угождения тому или другому, тот бывает попираем многими. Но заметь, Господь не сказал, что семя брошено при пути, но что оно упало при пути. Потому что Сеятель бросает семя на землю, как на добрую, а она сама уже, оказавшись худой, губит семя, то есть слово. Впрочем, некоторые хорошо принимали упавшее при пути в том смысле, что оно пало на неверное сердце, ибо путь есть Христос, а находящиеся при пути суть неверные, которые вне пути, то есть Христа. Другое семя пало на душу каменистую, разумею тех, которые легко принимают слово, но потом отвергают. Они каменисты, как уподобившиеся несколько камню, то есть Христу, поскольку приняли Слово; но как они принимают слово на время и потом отвергают, то через это теряют и подобие. Иное семя упало на душу, пекущуюся о многом, ибо «терние» суть житейские попечения (житейская суета). Но четвертое семя пало на добрую землю. Итак, смотри, как редко добро и как мало спасающихся! Только четвертая часть семени оказалась уцелевшей! Ученикам, спросившим Его наедине, говорит: «Вам дано знать тайны». Но неужели по распределению и назначению природы одним дано это, а другим нет? Быть не может; но тем дано как ищущим: «ищите, - сказано, - и дастся вам», а прочих Бог оставил в слепоте, дабы знание должного не послужило к большему их осуждению, когда они не исполняют всего должного. Впрочем, хочешь ли знать, что от Бога дано всем видеть должное? Слушай! «своими глазами смотрят» - это от Бога, «и не видят» - это от злобы их; ибо Бог создал их видящими, то есть понимающими доброе, но они не видят, смежая очи свои добровольно, чтобы не обратиться и не исправляться, как бы завидуя собственному спасению и исправлению. И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи? Сеятель Слово сеет, посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их. Подобным образом, и посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его, но не имеют в себе корня, и непостоянны. Потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются. Посеянное в тернии означает слышащих слово, но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода. А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают. И приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат. Здесь указано три разряда людей, в которых слово пропадает: одни – невнимательны, эти означены словом «при дороге»; другие – малодушны, сии разумеются под словом «на каменистом месте»; третьи – сластолюбивы, означаемые словом «в терние». Три же разряда и тех, которые приняли и сохранили семя: одни приносят плод во сто – люди совершенные и высокой жизни; другие – в шестьдесят, это средние; иные – в тридцать, которые, хотя немного, но все же приносят по силе своей. Так, одни суть девственники и пустынники, другие живут вместе в общежитии, иные в мире и в браке. Но Господь принимает всех их, как приносящих плод, и благодарение Его человеколюбию!

Билет 29.







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 917. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия