Последование Таинства Евхаристии
БИЛЕТ 25. Со времени Крещения Руси строительство храмов на нашей земле приобретает необычайный размах. В архитектурных ансамблях древнерусских городов и в жизни каждого русского человека православный храм занимал совершенно особое место. Издревле храм являлся центром духовной и культурной жизни. Такое особенное значение Дома Божия нашло непосредственное отражение в его архитектурном облике. Даже места для строительства храмов выбирались не случайно. Как правило, храмы возводились на открытых, возвышенных местах (символ высокого значения храма). В центре каждого города обязательно воздвигался главный — соборный — храм (символ того, что вера христианская занимала центральное место в жизни человека). Храм — дом Божий. Бог вечен, и поэтому храмы тоже строились на века. Даже жители небольшого села считали своим святым долгом выстроить крепкое каменное здание храма, которое способны простоять не одну сотню лет. Храмы — это всегда самые высокие здания в городе, поскольку посвящены они Богу Всевышнему. Основные архитектурные особенности храмового зодчества на Русь пришли вместе с крещением из Византии. Однако именно в Русском православном храме в полной мере смогла воплотиться древняя идея строительства храма как Церкви Христовой. Не случайно слово «церковь» на Руси стало часто использоваться в значении «храм». А ведь изначально церковь — это совокупность всех верных Богу разумных существ, небесных и земных, т. е. ангелов и людей, под единою главою — Христом (Мф16:17-18). Церковь есть тело Христово. Каким же образом столь ёмкое и широкое понятие нашло выражение в весьма конкретных архитектурных формах? Если рассматривать здание храма снизу вверх, то в вертикальном членении легко можно выделить три неравные части: 1) основание, или собственно здание храма; 2) барабан; 3) купол. Основание символизирует Церковь земную. Именно поэтому оно имеет кубообразную форму, а значит в плане — квадрат, который является символом земли. Цилиндрический барабан — символ Небесной Церкви. Круг (фигура без конца и начала), лежащий в его основе, символизирует вечность и бесконечность Ангельского мира. Небесный мир выше земного, поэтому и символ его в архитектуре выше основания. И, наконец, купол, который иначе называют «главою», символизирует того, кто выше и человеческого и ангельского мира. Он символизирует Главу Церкви — Христа. Христос — есть Глава, а Церковь часто называют «телом Христовым». Символика церкви как тела Христова нашла отражение во внешнем облике храма. Барабан — шея (его в древности так и называли), скаты крыши — плечи, основание — собственно тело. Основание хотя и вписывается в целом в форму куба, однако само в полной мере кубом не является. Приглядевшись внимательнее, мы заметим, что верхняя часть каждой стены основания имеет по три (иногда пять) полукруглых (позднее пламевидных) выступа — это закомары. Они символизируют стремление мира земного, материального к миру небесному.
С восточной стороны храмы имеют один, три или пять горизонтальных полукруглых выступов — это апсиды. За ними внутри храма располагается алтарь — символ Рая на земле. В Раю мир земной был един с миром духовным, поэтому в апсидах квадрат соединяется с кругом. Несмотря на то что основная символика купола — Глава Церкви Христос, в зависимости от формы он может обладать дополнительным символическим значением. Самая древняя форма купола — сферическая. Такие купола имели византийские храмы. А на Руси именно они были распространены в первые века после принятия ею христианства. Во времена ордынского ига купола приобретают очертания воинского шлема. Их так и называются — шлемовидные. Таким образом, в тот период, когда Русь находилась в состоянии войны, храмы уподобились воинам Христовым. Строгий силуэт и окна в виде бойниц подчёркивают суровый воинский вид храма. Русский город с подобными храмами напоминает войско, выступившее на защиту родной земли. Такое впечатление создаётся, когда смотришь на древний Кремль Пскова, Смоленска.
Позднее, когда, отстояв землю и веру, Русь вздохнула свободно, форма куполов снова меняется. Они приобретают более изящные очертания. Купола этого периода часто называют луковичными, однако, символика у них иная. Это образ пламени, молитвенного горения ко Господу. «Наша отечественная «луковица» воплощает в себе идею глубокого молитвенного горения к Небесам, через которое наш земной мир становится причастным потустороннему богатству. Это завершение русского храма — как бы огненный язык, увенчанный крестом и к кресту заостряющийся».[1] О роли креста в символике православного храма нужно сказать отдельно. Этот главный христианский символ напоминает о Жизни вечной, дарованной Спасителем через Крестную смерть. Крест возвышается над всем зданием храма, и именно его наличие является главным свидетельством того, что перед нами Дом Божий. Недаром в период безбожия храмы не обязательно разрушали: с них «просто» снимали кресты… Христианский крест может иметь разную форму, — начиная с простого четырёхконечного равностороннего креста, какие были установлены над куполами Византийских соборов. В русском храмовом зодчестве, как правило, использовался восьмиконечный крест. Ещё одна важная черта русской христианской архитектуры — многоглавие, или многокупольность. В то время как византийской традиции присуще завершение храма пологим широким куполом, в Киевской Руси уже первые храмы были многоглавыми: Успенская Десятинная церковь (989 — 996) имела 25 глав, собор св. Софии в Киеве — 13, Новгородская София — 5. Но хотя купол символизируют собой Главу Церкви Христа, многоглавие не означает многобожие. Сущность многоглавия раскрывается в числовой символике. Так, две главы над храмом напоминают о человеческой и Божественной природе Спасителя; трёхглавые храмы прообразуют Святую Троицу; пятиглавие символизирует Спасителя и четырёх евангелистов; семиглавие — 7 даров Святого Духа; девятиглавие — 9 чинов Сил Небесных и 9 чинов святых угодников; тринадцатиглавие указывает на Господа нашего Иисуса Христа и 12 Его Апостолов. Одним из самых значительных символов является число 25 — престол Пресвятой Троицы с предстоящими 12-ю пророками и 12-ю Апостолами Нового Завета. Не только крупные архитектурные формы, но и небольшие детали православного храма, а так же элементы декора обязательно содержат в себе определённое символическое значение.
К примеру, окно: казалось бы обязательный элемент любого архитектурного сооружения, в контексте храмового зодчества приобретает особое значение. Дело в том, что солнечный свет в храме, символизирует собой свет Нетварный, Божественный. Поэтому окна, через которые он проникает во внутреннее пространство, напоминают о связи Небесного и земного мира. Тот факт, что окна православных храмов с глубокой древности не только служили для освещения, но имели также символическое значение, подтверждается их размерами, расположением и количеством. Окна древних византийско-русских храмов были намеренно узкими, так что даже в яркий солнечный день внутри храма царил полумрак, символизирующий земную человеческую жизнь, находящуюся в сумраке неведения и греха, в котором все-таки светит негасимый свет веры. На такое символическое значение храмовых окон указывает декор их обрамляющий. Довольно часто, узкое щелевидное окно бывает вписано в аркатурно-колончатый пояс. Пилястры (полуколонны) прообразуют собой райскую растительность, расположенные рядом с окнами на внешней стене храма, они призваны усилить символику солнечного света как света поступающего из Горнего мира. Этой символике не противоречат и расположенные между пилястрами изображения святых, которые в данном контексте выступают как насельники Райских обителей.
Вход - тоже особая, значимая часть храмовой архитектуры. Он напоминает о райских вратах, являющихся целью земной жизни каждого христианина. Именно это значение входа подчёркивает обрамляющий двери храма, так называемый, «перспективный портал»[2]. Символически он буквально зримо выражает евангельскую фразу о том, что «много званных, но мало избранных», или ещё: «Узкими вратами войдёте в Царство Небесное» Важнейшей особенностью Православного храма является то, что он никогда не создавался по побуждениям внешним, чисто эстетическим. Высокое назначение храма, выраженное в богослужении, святых таинствах, обрядах, священных предметах, — вот что определяло его внешний вид и содержание.
Схема православного храма
По своей структуре русский православный храм относится к крестово-купольному типу и имеет следующую схему построения. Внутреннее пространство здания расчленяется четырьмя массивными столпами, образуя в плане крест. Именно на эти столпы, соединённые попарно арками, опирается барабан, завершающийся куполом. В восточной части здания, внутри апсид, располагается алтарь. Внутреннее пространство храма делится на нефы: центральный (более широкий) и два боковых. В западной части размещается балкон — хоры. За ними находится притвор. Оказавшись внутри храма, человек будто бы из мира земного переносится на Небеса. Лучи света, льющегося из окон барабана, скользя по стенам, устремляются вниз, усиливаются, отражаясь в золоте окладов, подсвечников и лампад, наполняют всё пространство храма неземным сиянием.
В этом сиянии различимы бесчисленные росписи, покрывающие практически всё внутреннее пространство храма: стены, своды, столпы, простенки окон… На первый взгляд кажется, что изображений даже слишком много: можно запутаться, растеряться. Но это лишь на первый взгляд. Здесь, как и в остальном убранстве православного храма, нет ничего случайного, всё подчинено единому замыслу, всё имеет своё особое значение. Северную и южную стены украшают изображения евангельских сюжетов или фрагментов жития того святого, которому посвящён данный храм. Именно к этим фрескам справедливее всего можно применить определение: «икона — это Писание для неграмотных». В подкупольном пространстве всегда помещают изображение Иисуса Христа иконографического типа «Спас Вседержитель»: над всем сотворённым Им миром восседает Господь, весь мир Он держит в своих руках и непрестанно следит за всем, что происходит в этом мире. Часто фигура Господа находится в окружении ангелов. Чуть ниже, между окнами барабана, — изображения тех святых, которые, по мнению составителей программы росписей, ближе всех находятся к престолу Божию. Барабан опирается на столпы. В местах соединения столпов с барабаном образованы особые архитектурные детали — паруса, или пазухи, как их называли в древности. На парусах традиционно помещают изображения евангелистов, поскольку именно через них открылась обитателям земного мира весть о приходе Спасителя. На самих столпах мы тоже увидим роспись: здесь изображают тех святых, кого без преувеличения можно назвать «столпами веры православной». Это те, кто распространял веру, — святые апостолы и равноапостольные; те, кто отстаивал веру, — святые воины; или те, кто принял смерть за веру, — святые мученики. Оглядевшись вокруг, остановим наш взгляд на главной части убранства русского православного храма — высоком иконостасе. Иконостас, или «стена из икон», выполняет функцию преграды, отделяющей алтарь от остального пространства храма. Располагается алтарь традиционно в восточной части, поскольку в устройстве храма он символизирует область рая на земле, который некогда находился в Эдеме, а значит на востоке. Византия, по сути, не знала иконостаса. Это уникальное явление православной культуры получило своё развитие именно в России.
Первоначальное значение алтарной преграды — «сокрытие райских обителей от глаз живущего на земле человека». Однако в России иконостас приобрёл новый духовный смысл: единение двух миров — Небесного и земного. В своём развитии он прошёл долгий путь, постепенно возрастая от одного ряда до семи. Но наибольшее распространение получил пятирядный иконостас. Именно он объединил и выразил всю историю человечества в свете его взаимоотношений с Богом.
|