Двунадесятые праздники по времени разделяются на переходящие и непереходящие.
Двунадесятые переходящие праздники в зависимости от дня празднования Пасхи ежегодно имеют различные даты. К ним относятся Вход Господень во Иерусалим, Вознесение Господне, день Святой Троицы или Пятидесятница. В день Входа Господня в Иерусалим Церковь особенно воспоминает прославление Иисуса Христа перед Его крестною смертью для показания, что страдания Спасителя были вольные. Указание на этот праздник впервые встречается в 3 в. От обычая употреблять в этот день ваии (ветви финиковой пальмы) как символа победы, с которыми встречали Спасителя, он называется "Неделей ваий" или Цветоносной, Цветною. В России праздник называется "Вербным Воскресением", потому что вместо ваии употребляется верба. Этот день приходится на конец Великого поста, после которого начинается Страстная неделя. Вознесение Господне празднуется в 40-й день после Пасхи, который всегда приходится на Четверг 6-й недели. Его установление относится к апостольским временам и по значению - это великий праздник, так как удостоверяет в исполнении Божественного домостроительства о спасении человека и всего мира и о высочайшем прославлении человеческого естества в лице Иисуса Христа. День Пресвятой Троицы или Пятидесятница празднуется в 10-й день после дня Вознесения Господня и приходится на 50-й день после Пасхи. Он называется также днем Сошествия Святого Духа на апостолов, потому что во время праздника Пятидесятницы в Иерусалиме на Сионской горе появился Божественный огонь в виде множества языков огненного цвета и верующие начали говорить на разных языках. Троицыным днем он называется потому, что с явлением Святого Духа открылось таинство Святой Троицы, вследствие чего Церковь, уча "православно" и благочестиво исповедывать Пресвятую Троицу, чествует и прославляет все три Лица Святой Троицы, участвовавшие в Сошествии Святого Духа - Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Особенностью празднования этого дня в России является украшение храмов и домов ветками березы, травою и цветами, подобно тому как ветхозаветная Церковь праздновала Пятидесятницу, принося в этот день начатки жатвы.
Двунадесятые непереходящие праздники отмечаются в одни и те же дни. К ним относятся Рождество Христово (25 декабря/7 января), Рождество Пресвятой Богородицы (8/21 сентября), Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября /4 декабря), Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня (14/27 сентября), Крещение Господа нашего Иисуса Христа или Богоявление (6/19 января), Сретение Господне (2/15 февраля), Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта/7 апреля), Преображение Господне (6/19 августа), Успение Божией Матери (15/28 августа). Праздник Рождества Христ ова (25 декабря/7 января) впервые был введен в 4 в., Константинопольской Церковью, а потом распространился по всему православному Востоку. Цель его установления - воспоминание и прославление рождения Господа по плоти от Пресвятой Девы. Рождество Христово завершает сорокадневный Рождественский пост (св. Четыредесятница), накануне праздника соблюдается строгий пост. После Рождества наступают святки - святые дни или 12 дней, в течение которых отмечается праздник. Рождество Пресвятой Богородицы (8/21 сентября) было плодом праведной жизни Ее родителей - святых Иоакима и Анны. В церковном смысле оно есть начало исполнения всех божественных обетований, которыми жило и утешалось человечество в течение многих тысячелетий, явление миру тайны, которая предуготована от вечности во спасение и славу падшего рода человеческого. Введение во храм Пресвятой Богородицы 21 ноября /4 декабря) установлен в память введения Святой Отроковицы в возрасте трех лет в Иерусалимский Храм, где Она пребывала до обручения с праведным Иосифом.
Праздник Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября) был установлен в воспоминание обретения Креста Господня в 4 в. при Константине Великом, когда был освящен храм Воскресения Христова, что отразилось в тропаре праздника: "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим". В 7 в. с воспоминанием обретения креста Господня было соединено другое воспоминание о возвращении креста Господня из персидского плена. Особенностью праздника является то, что накануне праздника крест Господень возлагается в храме на престол соблюдается строгий пост. Крещение Господне или Богоявление (6/19 января) предваряется Навечерием, когда соблюдается строгий пост и вечером совершается великое водоосвящение, которое в отличие от меньшего водоосвящения отличается большей торжественностью. Освященная вода называется в Православной Церкви великой агиасмой (святыней), которой окропляют храмы и жилища и назначают пить тем, кто не допущен до причастия Святых Таин. Ее хранят дома и пьют только в исключительных случаях натощак. В день праздника Богоявления (6 января) происходит повторное великое освящение воды, равнозначное тому, что совершалось накануне. Как правило, в храмах совершаются торжественные шествия к воде с крестом, Евангелием, светильниками и хоругвями, при колокольном звоне и пении тропаря праздника. В день Сретения Господня (2/15 февраля) воспоминается принесение Иисуса Христа Пресвятою Мариею по исполнении дней очищения в храм, где Младенец был встречен праведным Симеоном. От этой встречи праздник получил свое название и был известен уже в 4 в. в Иерусалимской Церкви. С ним соотносится избавление от многих бедствий в Константинополе и Антиохии (Сирии), сопровождавшееся всенародным молением и постом, в воспоминание об этом установлено совершать в этот праздник перед литургиею литию в монастырях. Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (25 марта/7 апреля) посвящен воспоминанию события, которое у древних христиан имело названия "Зачатие Христа", "Благовещение Ангела Марии" и др. и только в 7 в. ему было дано теперешнее название. По особенностям богослужения он приближается к праздникам Рождества Христова и Богоявления и обычно приходится на Великий пост. Праздник Преображения Господня (6/19 августа),посвящен воспоминанию события на горе Фавор, когда Иисус Христос преобразился и явился Своим ученикам телесно. Его стали праздновать повсеместно в 8 в., хотя корни его скрываются в предшествующих веках христианства. Он приходится на Успенский пост, в России он получил название Второго Спаса, Спаса на горе или Яблочного Спаса, поскольку в этот день принято помимо винограда и пшеницы освящать в храме яблоки. Праздник Успения Божией Матери (15/28 августа) установлен для прославления Богоматери и Ее успения (кончины), по преданию, последовавшего в 48 г. Вместе с тем этим событием Церковь научает, что смерть не есть уничтожение нашего бытия, а только переход от земли на небо, от тления и разрушения к вечному бессмертию. Всеобщее его празднование установлено с 582 г. при императоре Маврикии. Праздник завершает Успенский пост. К великим праздникам, отмечаемым ныне, относятся пять дней: день Покрова Пресвятой Богородицы (1/14 октября), Обрезания Господня (1/14 января), Рождества Иоанна Предтечи (24 июня/ 7 июля), день святых апостолов Петра и Павла (29 июня /12 июля), Усекновение главы святого Иоанна Предтечи (29 августа /11 сентября). Праздник Покрова Пресвятой Богородицы был установлен в воспоминание видения в середине 10 в. св. Андреем Богоматери, покрывавшей Своим покрывалом (омофором) христиан во Влахернском храме в Царьграде. Это было воспринято как знак спасения греков от осаждавших их сарацин. Обрезание Господне (1-14 января) установлено еще в Ветхом Завете, в Православной Церкви оно стало отмечаться в 4 в-5 вв. Этим праздником утверждается вера в ту истину, что Господь есть Богочеловек. Праздник Рождества Иоанна Предтечи (24 июня/ 7 июля) совершался уже в 4 в., воспоминая святого пророка, предвозвещавшего явление Сына Божия во плоти и удостоившего крестить Его во Иордане. Поэтому он прославился как ангел, апостол, мученик, пророк. Спасенный от смерти, постигшей тысячи младенцев в Вифлееме, он вырос в дикой и бесплодной пустыне, приготовляя себя к великому служению. Своею проповедью он приготовил народ к принятию давно ожидаемого Спасителя - Мессии. В день святых апостолов Петра и Павла (29 июня /12 июля) они воспоминаются как ученики Спасителя, проповедавшие Его учение. Оба претерпели мученическую смерть в 67 г. за распространение учения Христа и обращение в христианскую веру язычников. Этим праздником завершается Петров пост. Усекновение главы Иоанна Предтечи (29 августа /11 сентября) отмечается в воспоминание казни святого пророка в 32 г. царем Иродом, обещавшим своей возлюбленной Иродиаде исполнить любое ее желание. В этот день установлен строгий пост во имя прославление великого постника и пустынника, а также поминаются православные воины, пострадавшие за веру и отечество. Средние праздники бывают двух видов: одни из них, как и великие праздники, имеют всенощное бдение, а другие только полиелей. К праздникам этого вида присоединяются храмовые праздники в честь мощей местного святого. Последования средних праздников первого вида, в отличие от праздников великих, не посвящаются исключительно воспоминаемому событию, потому что на них к праздничному канону прилагается канон Богородице на утрене. В средние праздники второго вида бдение не совершается. Малые праздники тоже бывают двух видов. Святые, в честь которых совершаются такие праздники, в церковном уставе называются святыми со славословием. В некоторые из этих праздников имеющееся на тот же день последование другого святого поется на повечерии. Кроме того, праздники подразделяются на общие, которые одинаково торжественно справляются во всех храмах, и местные, которые совершаются с особенной торжественностью только в некоторых местах. Чаще всего такие праздники отмечаются в дни освящения храмов и в воспоминание тех, во имя кого был устроен престол храма, поэтому они называются храмовые или престольные. По особенностям богослужения храмовые праздники принадлежат к разряду средних праздников. Начало храмовых праздников относится еще к ветхозаветным временам (Исх. ХХ, 34; XXIV, 36; Лев. XVI гл.; и др.). Из новозаветных времен особенно частые свидетельства о храмовых праздниках идут с 4 в. В России престольный праздник составляет как бы вторую Пасху. Наиболее часто храм освящали в память Спасителя и Пресвятой Богородицы. В 19 веке около трети храмов на Руси было посвящено Богородице и в первую очередь праздникам Успения, Покрова, Благовещения. Почти шестая часть всех храмов посвящалась святителю Николаю - угоднику. В престольный праздник совершается крестный ход с праздничной иконой, хоругвями и т.д. вокруг храма. Помимо этих праздников Православная Церковь отмечает дни, в которые воспоминаются другие священные события, которые сопровождаются предпразднеством. К ним относятся дни памяти великих святителей, мучеников, преподобных и других святых, например, трех святителей - (30 января/12 февраля) - Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого (с 1084 г.); святого Николая Чудотворца (6/19 декабря), которому на Руси с самого начала введения христианства воздавались особые почести, воздвигались в честь его монастыри, храмы, часовни; святых Кирилла и Мефодия, учителей словенских (11/24 мая), живших в 9 в. (в России этот день отмечается как день славянской письменности); святого равноапостольного князя Владимира, крестившего Русь, и многие другие.
Отличительной особенностью православных праздников является обязательное посещение храма. Ранее, по церковному уставу, те прихожане, которые в течение трех воскресений не посещали храм, отлучались от церкви. В праздники священнослужители одеваются в дорогие блестящие одежды. Этим знаменуется та одежда нетленная и бессмертная, в которую облекутся избранные Божии по воскресении из мертвых, тот божественный свет и слава которыми они будут облечены в Царстве Божием. Смотря по высоте праздника, духовенство облачается в светлые одежды, "во весь светлейший сан", например, на Пасху, а при воспоминаниях менее торжественных - облачается в темные одежды, например, во дни страдания Спасителя. Во дни великой радости богослужение бывает при полном освещении храмов, в другие дни при меньшем свете. Светлым облачением и обилием света в великие праздники церковь выражает радость и благодарность Богу и святым за благодеяния ею воспоминаемые. Помимо общих принадлежностей праздничного богослужения, включающего иконы, свечи, каждение, поклоны и т.д., особенным является и праздничное пение, соответствующее каждому празднику, включающее пение тропарей, акафистов, кондаков. В дни праздников совершается литургия - богослужение, центральным моментом которого является совершение евхаристии, возношение даров. Церковные и памятные дни включают дни интронизации и тезоименитства российских патриархов. Дни поминовения усопших также отмечаются торжественно. Общее число православных праздников значительно превышает число дней в году и поэтому на каждый день церковного календаря приходится по несколько праздничных дат. В 20 в. сонм Российских святых из числа новомучеников, пострадавших за веру, увеличился, соответственно возросло число праздничных дней, особенно после празднования в 1988 г. 1000-летия христианства на Руси.
|