Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Восприимчивость к внушению





В толпе «сознательная личность исчезает, причем чувства и идеи всех отдельных единиц, образующих целое, принимают одно и то же направление. Образу­ется коллективная душа, имеющая, конечно, времен­ный характер, но и очень определенные черты... Ин­дивид, пробыв некоторое время среди действующей толпы, под влиянием ли токов, исходящих от этой толпы, или каких-либо других причин — неизвестно, приходит скоро в такое состояние, которое очень на­поминает состояние загипнотизированного субъекта». Толпа — качественно новая система, а не конгломерат. В ней «нет ни суммы, ни среднего входящих в ее со­став элементов, но существует комбинация этих эле­ментов и образование новых свойств».

Человек в толпе удивительно восприимчив к внуше­нию: «В толпе всякое чувство, всякое действие зарази­тельно, и притом в такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы ин­тересу коллективному. Подобное поведение, однако, противоречит человеческой природе, и потому чело­век способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы... Прежде чем он потеряет всякую не­зависимость, в его идеях и чувствах должно произой­ти изменение, и притом настолько глубокое, что оно может превратить скупого — в расточительного, скеп­тика — в верующего, честного человека — в преступ­ника, труса — в героя. Отречение от всех своих приви­легий, вотированное аристократией под влиянием энтузиазма в знаменитую ночь 4 августа 1789 года, ни­когда не было бы принято ни одним из ее членов в отдельности».

«Толпе знакомы только простые и крайние чувства; любое мнение, идею или верование, внушенные ей, толпа принимает или отвергает целиком и относится к ним или как к абсолютным истинам, или же как к столь же абсолютным заблуждениям. Так всегда бывает с верованиями, которые установились путем внуше­ния, а не путем рассуждения.

Толпа никогда не стремилась к правде; она отворачива­ется от очевидности, не нравящейся ей, и предпочитает поклоняться заблуждению, если только заблуждение это прельщает ее. Кто умеет вводить толпу в заблужде­ние, тот легко становится ее повелителем; кто же стре­мится образумить ее, тот всегда бывает ее жертвой».

Г. Лебон много говорит об изменчивости толпы — ее удивительной способности моментально и «все разом» реагировать на импульсы, получаемые от вожаков. Это показывает, что человек в толпе действительно обре­тает новые качества, становится элементом новой си­стемы. Он не продумывает свои действия.

«Если бы индивиды в толпе ограничивались только соединением заурядных качеств, которыми обладает каждый из них в отдельности, то мы имели бы сред­нюю величину, а никак не образование новых черт. Каким же образом возникают эти новые черты?

Появление этих новых специальных черт, характер­ных для толпы и притом не встречающихся у отдельных индивидов, входящих в ее состав, обусловливается раз­личными причинами. Первая из них заключается в том, что к индивиду в толпе приходит благодаря только ее численности сознание непреодолимой силы и это со­знание дозволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не дает воли, когда бывает один. В толпе же он менее склонен обуздывать эти инстинк­ты, потому что толпа анонимна и не несет никакой от­ветственности. Чувство ответственности, сдерживающее всегда отдельного индивида, совершенно исчезает в толпе.

Вторая причина — заразительность или зараза (пси­хическое заражение. — В.Ш.) — также способствует об­разованию в толпе специальных свойств и определяет их направление. Зараза представляет собой такое явле­ние, которое легко указать, но не объяснить; ее надо причислить к разряду гипнотических явлении, к кото­рым мы сейчас перейдем.

Третья причина, и притом самая главная, обуслов­ливающая появление у индивидов в толпе таких спе­циальных свойств, которые могут не встречаться у них в изолированном положении, — это восприимчивость к внушению; зараза, о которой мы только что говори­ли, служит лишь следствием этой восприимчивости. Чтобы понять это явление, следует вспомнить некото­рые новейшие открытия физиологии. Мы знаем теперь, что различными способами можно привести индивида в такое состояние, когда в нем исчезает сознательная личность и он подчиняется любым внушениям лица, заставившего его прийти в это состояние, совершая по его приказанию поступки, нередко совершенно про­тиворечащие его характеру и привычкам. Такой субъект вследствие парализованности своей сознательной моз­говой жизни становится рабом бессознательной дея­тельности своего спинного мозга, которой гипнотизер управляет по своему произволу. Сознательная личность в загипнотизированном совершенно исчезает, так же, как воля и рассудок, и все чувства и мысли направля­ются волей гипнотизера.

Таково же приблизительно положение индивида, составляющего частицу одухотворенной толпы. Он уже не осознает своих поступков, и у него, как у загипно­тизированного, одни способности исчезают, другие же доходят до крайней степени напряжения. Под влияни­ем внушения такой субъект будет совершать известные действия с неудержимой стремительностью; в толпе же эта неудержимая стремительность проявляется с еще большей силой, так как влияние внушения, одинако­вого для всех, увеличивается за счет взаимности. Люди, обладающие достаточно сильной индивидуальностью, чтобы противиться внушению, в толпе слишком мало­численны и потому не в состоянии бороться с течени­ем. Самое большое, что они могут сделать, — это от­влечь толпу посредством какого-нибудь нового внушения. Так, например, удачное слово, какой-нибудь образ, вызванный весьма кстати в воображении толпы, от­влекали ее иной раз от самых кровожадных поступков.

Итак, исчезновение сознательной личности, пре­обладание личности бессознательной, одинаковое на­правление чувств и идей, определяемое внушением, и стремление превратить немедленно в действия внушен­ные идеи — вот главные черты, характеризующие ин­дивида в толпе. Он уже перестает быть самим собой и становится автоматом, у которого своей воли не суще­ствует.

Таким образом, становясь частицей организованной толпы, человек опускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации. В изолированном положе­нии он, быть может, был бы культурным человеком, в толпе — это варвар, то есть существо инстинктивное. У него обнаруживается склонность к произволу, буй­ству, свирепости, но также и к энтузиазму и героиз­му, свойственным первобытному человеку, сходство с которым еще более усиливается тем, что человек в тол­пе чрезвычайно легко подчиняется словам и представ­лениям, не оказавшим бы на него в изолированном положении никакого влияния, и совершает поступки, явно противоречащие и его интересам, и его привыч­кам. Индивид в толпе — это песчинка среди массы других песчинок, вздымаемых и уносимых ветром. Благодаря именно этому свойству толпы нам приходится иной раз наблюдать, что присяжные выносят приговор, ко­торый каждый из них в отдельности никогда бы не произнес; мы видим, что парламентские собрания со­глашаются на такие мероприятия и законы, которые осудил бы каждый из членов этого собрания в отдельно­сти. Члены Конвента, каждый из них, были просве­щенными буржуа, имевшими мирные привычки. Но соединившись в толпу, они уже без каких-либо коле­баний принимали самые свирепые предложения и по­сылали на гильотину людей, совершенно невинных; в довершение они отказались от своей неприкосновен­ности, вопреки своим собственным интересам, и сами себя наказывали.

Из всего вышесказанного мы делаем вывод, что тол­па в интеллектуальном отношении всегда стоит ниже изолированного индивида, но с точки зрения чувств и поступков, вызываемых этими чувствами, она может быть лучше или хуже его смотря по обстоятельствам. Все зависит от того, какому внушению повинуется тол­па. Именно это обстоятельство упускали совершенно из виду все писатели, изучавшие толпу лишь с точки зре­ния ее преступности. Толпа нередко преступна — это правда, но нередко она и героична. Толпа пойдет на смерть ради торжества какого-нибудь верования или идеи; в толпе можно пробудить энтузиазм и заставить ее ради славы и чести идти без хлеба и оружия, как во времена крестовых походов, освобождать Гроб Госпо­день из рук неверных.

В числе специальных свойств, характеризующих тол­пу, мы встречаем, например, такие: импульсивность, раздражительность, неспособность обдумывать, отсут­ствие рассуждений и критики, преувеличенную чув­ствительность и т.п., которые наблюдаются у существ, принадлежащих к низшим формам эволюции».

 

 







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 469. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия