Студопедия — Бизюк А.П. 5 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Бизюк А.П. 5 страница






 

[712]… смугла… как палатки кедарцев… — Шатры арабов–кочевников, как и сейчас, делались из черной козьей шерсти

 

[713] Кеда́рцы — арабское племя в северной Аравии. В Библии Кедар — один из сыновей Измаила (Быт 25:13).

 

[714]… за своим виноградником недосмотрела я! — Прозрачное иносказание: «не сохранила девственность». Своим виноградником героиня называет самое себя: ср. 4:12-5:1, где она сравнивается с садом.

 

[715] Нард — эфирное масло, получаемое из корней растения Nardostachys jatamansi, распространенного в Гималаях и на Гиндукуше. Нард использовали для приготовления лекарств, вина и благовоний.

 

[716] Мирра — смола дерева Commiphora myrrha, растущего в Южной Аравии и Восточной Африке. Употреблялась как в культовых целях (для изготовления священного масла: Исх 30:23), так и в женской косметике (Пс 44:9, Эсф 2:12). Мирру использовали для того, чтобы надушить постель (Притч 7:17).

 

[717] Хна — Lawsonia inermis, куст с бело–розовыми душистыми цветами. Краску делают из листьев и прутьев.

 

[718] Эн–Геди — оазис в Иудейской пустыне. Уже с VII в. до н. э. здесь, по предположениям археологов, существовала парфюмерная индустрия.

 

[719]… точно голуби. — Вероятно, здесь имеется в виду ассоциация голубя с любовной страстью. Твои глаза — точно голуби означает: «твои глаза нежны», «в твоих глазах — любовь».

 

[720] 1:15, 16 Герои этой сценки лежат на траве в лесу, однако в их глазах лес превращается в подобие царского дворца, со стропилами и потолком из ценных пород деревьев. Пасторальные и царские мотивы переплетаются, как и в предыдущем эпизоде.

 

[721] Сарон (Шарон) — прибрежная равнина севернее Тель–Авива и Яффы.

 

[722]Виноград (лоза) цветет в апреле–мае, и тогда же спеет ранний инжир.

 

[723]… тени… — Здесь: ночная тьма (ср. Ис 16:3, где тень уподобляется ночи). Пока не рассеялись тени — т. е. «пока не рассвело».

 

[724]… пока в дом моей матери с ним не приду, в спальню моей мамы. — Ср. 8:5. В обоих случаях для героини значима преемственность поколений: место ее свидания с милым — то самое, где был зачат он или она. Ср. также 8:1, 2.

 

[725]… ужас ночной… — Т. е. ночного демона. У многих народов бытует поверье о том, что в первую брачную ночь на молодоженов нападают демоны. Отсюда — целый ряд мер предосторожности: у брачного покоя дежурит дружка (ср. Ин 3:29), вооруженный конвой сопровождает свадебную процессию, невеста ложится с мечом или в панцире.

 

[726]… которым его увенчала мать… — Этот ритуал неизвестен, но есть указания на важную роль царицы–матери в Иудейском царстве. Она имела специальный титул «госпожа» (3 Цар 15:13; 4 Цар 24:15; Иер 29:2). Соломон пришел к власти во многом благодаря усилиям своей матери (3 Цар 1:11-31).

 

[727] 4:1, 2 Козы в Палестине чаще всего были черными, а овцы — белыми. Черные волосы сравниваются с черными козами, белые зубы — с белыми овцами.

 

[728]… сестра… — Подобное обращение к возлюбленной встречается и в египетской любовной лирике, и точно так же там употребляется «брат» в смысле «любимый».

 

[729] Лазурит — голубой камень с золотыми прожилками, который добывали в Бадахшане на северо–востоке Афганистана. Из лазурита на древнем Востоке делались волосы и бороды для костяных статуй. Здесь лазурит — возможно, метафора для вен или волос на теле.

 

[730] Тирца — столица Израильского царства до основания Самарии около середины IX в. до н. э. (3 Цар 15:21, 33). 6:8… девы… — То же слово в 1:2 означает всех обитательниц гарема, а здесь, судя по контексту, наименее привилегированную их категорию. Согласно 3 Цар 11:3, гарем Соломона состоял из семисот жен–цариц и трехсот наложниц, а девы там не упоминаются.

 

[731]… шуламмитя́нка! — Традиционно интерпретировалось как женское имя: Суламита, Суламифь. В Библии встречается имя Шеломит (Лев 24:11; 1 Пар 3:19), но с другой огласовкой. Тем не менее, наличие здесь определенного артикля не позволяет считать это слово именем собственным.

 

[732]… пряное вино… — Точнее: «смешанное вино», т. е. с добавлением специй или смешанное с водой.

 

[733] Хешбо́н — город в Моаве (совр. Телль–Хесбан в 20 км к юго–западу от Аммана). Там обнаружен большой резервуар вместимостью около 2 млн. л.

 

[734] Дамаск — столица современной Сирии; в Библии часто упоминается как столица арамейского государства, с которым Израильское царство вело постоянные войны в IX‑VIII вв. до н. э.

 

[735] Карми́л — лесистый горный мыс, вдающийся в Средиземное море близ совр. Хайфы; в библейской поэзии порой упоминается в одном ряду с Ливаном (Ис 33:9; 35:2; Наум 1:4).

 

[736] Мандрагора — средиземноморское растение семейства пасленовых с большими золотистыми ягодами, содержащими наркотические вещества, которые появляются поздней весной. Мандрагору использовали как снотворное. В Библии мандрагоры упоминаются только здесь и в Быт 30:14-16, где Рахиль уступает Лии право провести ночь с Иаковом в обмен на мандрагоры.

 

[737] Дочь Сиона… — Т. е. Иерусалим (в древнееврейском языке Иерусалим, как и гора Сион, — женского рода, и персонифицируется как женщина).

 

[738]… вожди Содома! Народ Гоморры… — Имеются в виду правители и народ Иудеи.

 

[739] Новолуние — праздник начала нового месяца, один из важнейших праздников древнего Израиля; в Ветхом Завете часто упоминается вместе с субботой.

 

[740]… деревья… рощи… — Предполагают, что речь идет о поклонении священным деревьям.

 

[741]Этот стих — обращение к Иерусалиму.

 

[742]… кто записан в число живых. — Ср. упоминание о «списке живых» в Пс 68:29; быть вычеркнутым из этой Книги означает умереть или, по крайней мере, лишиться благ, обещанных израильскому народу.

 

[743]… Дави́дова дома… — Это выражение может обозначать как основанную Давидом династию, так и все Иудейское царство

 

[744] Шеа́р–Яшу́в — «говорящее» имя, означающее «остаток вернется».

 

[745]… Юная… — В еврейской Библии алма́; («молодая женщина», «девушка»), в греческой Библии — парте́нос («девственница»). В христианской традиции это место понимается как пророчество о рождении Мессии (Эммануила) от Девы.

 

[746] Эммануил — евр. «с нами Бог».

 

[747] К тому времени как он начнет отличать хорошее от плохого… — Т. е. к тому времени, как мальчик подрастет.

 

[748]… его пищей станут сливки и мед. — В стране наступит изобилие.

 

[749] Река — Евфрат.

 

[750] Маге́р–Шала́л–Хаш–Баз — буквально: «Спешит к добыче, торопится на грабеж».

 

[751] Вот я и дети, которых дал мне Господь. Мы — знаки и знамения Израилю… — Сыновья Исайи носят «пророческие» имена: Шеа́р–Яшу́в и Маге́р–Шала́л–Хаш–Баз.

 

[752] Остаток вернется… — Это «говорящее» имя одного из сыновей Исайи (7:3).

 

[753]… как прежде — египтяне. — См. начало книги Исхода, в частности Исх 2:11.

 

[754]… так Он сокрушил мидъянитя́н у Вороньего Камня! — Ср. Суд 7:25.

 

[755]… во второй раз… — Т. е. так же, как при исходе из Египта.

 

[756] Египетское море — Красное море.

 

[757] Река — Евфрат.

 

[758] Гора Сонма (имеется в виду «сонм богов»), или гора Цафон — место, где, по представлениям древних жителей Ханаана, собирались их боги.

 

[759] 16:3,4 Видимо, это слова беженок–моавитянок.

 

[760] 17:10,11 Очевидно, эти строки обращены к Иерусалиму.

 

[761]… обмолоченный на току! — Т. е. переживший катастрофу (обмолот в Ветхом Завете — образ жестокой расправы). Для иудеев, побежденных вавилонянами, весть о падении Вавилона должна стать утешением.

 

[762]… собрались на крышах твои жители… — На плоских крышах палестинских домов жители отдыхали, спали, пировали.

 

[763] Царский управляющий (букв, «тот, кто над домом») — второй после царя человек в государстве. Значение этого титула особенно ясно видно из 4 Цар 15:5, где сообщается, что вследствие болезни царя Аза́рии его сын Иофа́м «был над домом» — т. е. вел государственные дела.

 

[764] На этой горе… — На Сионе.

 

[765] Левиафан — олицетворение моря и хаоса.

 

[766] Река — Евфрат.

 

[767]Этот стих — ироническое подражание бормотанию пьяного и лепету младенца. Смысл: кого и чему способны научить пьяные священники и пророки?

 

[768] 28:27, 28 Для обмолота в древней Палестине колосья рассыпали на току, а затем гоняли по ним скот, запряженный либо в телегу, либо в специальные «молотильные сани», из которых торчали шипы, острые камни или металлические лезвия. В Ветхом Завете обмолот — метафора безжалостной расправы (ср. Ис 21:10; Суд 8:7; Ам 1:3).

 

[769] Гора Господня — Сион.

 

[770] Скала Израиля — Господь. Ср. 2 Цар 23:3.

 

[771]Тема этого стиха — взимание дани имперскими чиновниками.

 

[772]… в Книге Господа… — Скорее всего, здесь имеется в виду недошедшая до нас пророческая книга, включавшая предсказание о гибели Эдома.

 

[773] Главный виночерпий — один из высших титулов в иерархии ассирийских сановников.

 

[774]Главы 40–55 повествуют о возвращении пленных иудеев из Вавилона как о торжестве Господа. Исторический контекст этих глав — разгром Вавилонского царства Киром Персидским.

 

[775] 40:19, 20 В стихе 18 задан риторический вопрос: кого или что можно уподобить Богу? Здесь автор предлагает (явно с насмешкой) ответ: быть может, идола? Сатирическое описание изготовления идола, начавшись здесь, продолжается в 41:6,7; 44:12–17 и 46:6,7. Эти четыре отрывка выделяются на фоне окружающего их поэтического текста специальной лексикой, отсутствием ритма. Переход от поэзии к сатирической прозе бывает очень резок, как будто оборванный ранее текст продолжается с середины фразы.

 

[776] Кто избавителя с востока привел, призвал его на служенье Себе? — Смысл данного места, по–видимому, в том, что Господь призывает на служение Себе персидского царя Кира II Великого (558–530 гг. до н. э.), создателя империи Ахеменидов. Когда Кир овладел Вавилоном, он положил конец вавилонскому пленению евреев, позволив им вернуться в Палестину. По имени Кир будет назван ниже, в Ис 44:28.

 

[777] 41:6, 7 Здесь вновь описано изготовление идола. Ср. 40:19, 20.

 

[778] Изложите ваши притязания! — Это приглашение на суд адресовано языческим богам.

 

[779] С севера Я привел его… — Здесь вновь говорится о том, что Господь призвал Кира (см. прим. к 41:2).

 

[780] 43:16,17 Здесь Исход из Египта сопоставляется с возвращением из вавилонского плена (см. ниже).

 

[781] 44:12–17 Здесь вновь описано изготовление идола. Ср. 40:19, 20; 41:6, 7.

 

[782] Я привел его… — Речь снова идет о Кире.

 

[783]Этот стих — обращение Господа к Сиону (Иерусалиму).

 

[784] 46:1, 2 Речь идет о падении Вавилона и «пленении» его богов.

 

[785] 46:6,7 Последнее описание изготовления идолов. Ср. 40:19, 20; 41:6, 7; 44:12–17.

 

[786]… дочь Вавилона… дочь Халдеи! — Олицетворение Вавилона (ср. «дочь Сиона» — олицетворение Иерусалима).

 

[787] Кто из них предсказал это? — Подразумеваются «иные боги»; об их неумении предсказывать грядущее говорилось в 41:21–26.

 

[788] Господь любит его… — Т. е. Кира. Упоминание о Кире в Ис 48:14,15 — последнее в книге Исайи.

 

[789]Этот стих напоминает об исходе евреев из Египта.

 

[790]Здесь продолжается обращение к Иерусалиму.

 

[791]…я для тебя свят. — Подразумевается, что говорящий «освящен» неким языческим обрядом.

 

[792] А ты — препояшься… — Смысл этого выражения: «приготовься, будь бодр».

 

[793]… начаток Его урожая! — Первые плоды урожая считались в Ветхом Завете достоянием Бога, т. е. были священными.

 

[794] Слава — один из эпитетов Бога.

 

[795]… Мерзость… — Подразумевается бог Ваал.

 

[796]… поклянешься… «Жив Господь!»… — Т. е. поклянешься именем Господа, а не других богов.

 

[797]… обрезанье сердца… — Метафора: речь идет о сердце (как вместилище ума), которое будет угодно Богу.

 

[798]… дочь Моего народа! — Это выражение обозначает либо народ Иудеи в целом, либо Иерусалим, столицу Иудеи.

 

[799] Священную войну объявите ей! — Подразумеваются ритуалы, которые совершались перед началом битвы.

 

[800]… Владычице неба! — Речь идет о какой‑то из богинь, почитавшихся в древней Палестине (скорее всего, об Ашере́; или Аста́рте).

 

[801] То́фет — место, где приносили в жертву детей (ср. 4 Цар 23:10).

 

[802]… на рогах жертвенников. — Жертвенники имели четыре возвышения по углам, которые назывались «рогами».

 

[803]… присвистнет… — Свист в Ветхом Завете обозначает ужас и презрение.

 

[804] Но кто стоял на совете Господнем… — Подобно земному царю, Бог нередко изображается в Ветхом Завете в окружении своих приближенных — «Сынов Божьих», «воинства небесного», которые образуют «Совет Господень».

 

[805] Шеша́х — зашифрованное особым шифром название Вавилон.

 

[806] Михе́й из Море́шета — пророк, который считается автором книги Михея (см. Мих 1:1).

 

[807]… Рахиль о детях своих рыдает… — Согласно книге Бытия, Рахиль была прародительницей племен Ефрема, Манассии и Вениамина — тех самых племен, гибель которых оплакивает Иеремия в этой главе.

 

[808]… по бедру себя ударил!. — Жест, выражающий скорбь и отчаяние.

 

[809]… которого они рассекли надвое и прошли между его половинами. — Древний ритуал заключения договора. По–видимому, прохождение между двумя половинами рассеченного животного означает, что сторону, нарушившую договор, ждет участь убитого животного.

 

[810] Рехавиты — потомки Рехава, который, судя по 1 Пар 2:55, принадлежал к одному из племен Ханаана.

 

[811]… не разорвали на себе одежды! — Разрывание на себе одежд — знак траура.

 

[812]… тела покрыты порезами. — Речь идет о ритуальных порезах, нанесенных в знак траура.

 

[813]… Бык ваш… — По–видимому, имеется в виду священный бык (Апис), который почитался жителями Мемфиса.

 

[814] Газа голову свою обреет… доколе будете наносить себе раны? — Обритая голова, порезы на теле — знак траура.

 

[815] Солью Моав посыпьте… — Посыпание земли солью — ритуал, который должен обречь страну на бесплодие и безлюдье.

 

[816] Рог Моава обрублен… — В Ветхом Завете рог символизирует мощь и силу.

 

[817] Лев–Кама́й (дословно: «сердце моих противников») — зашифрованное особым шифром название Халдеи.

 

[818] Шешах — см. прим. к 25:26.

 

[819]… столица… — Иерусалим.

 

[820]… Дочь Сиона. — Иерусалим.

 

[821] Господь! Посмотри на мое несчастье… — Здесь (и далее еще не раз) звучит прямая речь Иерусалима.

 

[822]… страус… — В Иов 39:13–17 о страусе говорится как о жестокой и глупой птице, которая не заботится о своем потомстве.

 

[823]С этого стиха начинается речь жителей Иерусалима.

 

[824]… народ, что не мог спасти нас! — По–видимому, намек на египтян, которые незадолго до падения Иерусалима в 586 г. до н. э. пытались помочь царю Седекии, ср. Иер 37:7.

 

[825] Господень помазанник… — Т. е. царь; по–видимому, речь идет о последнем царе Иудеи Седекии.

 

[826]… грозит нам меч пустыни! — Возможно, речь идет о бандах кочевников, угрожавших земледельцам во время полевых работ.

 

[827] Юноши тянут жернов… — Тяжелую физическую работу на мельнице обычно выполняли домашние животные, иногда — рабы и пленные (именно эту работу филистимляне заставляли делать Самсона, см. Суд 16:21).

 

[828]… среди переселенцев, у реки Кева́р… — Имеются в виду депортированные вавилонянами жители Иудеи.

 

[829]… очертания четырех существ. — В Иез 10 эти существа названы херувимами (10:15, 20). Иезекииль постоянно подчеркивает, что он видит не самого Бога и Его служителей, но лишь очертания, фигуры, подобия.

 

[830] Слава Господня — обычный в Ветхом Завете термин для обозначения видимого присутствия Господа, ср. 10:4,18–19; 11:22.

 

[831] Тель–Ави́в — упоминается только здесь. Местоположение неизвестно (не путать с современным израильским городом Тель–Авив).

 

[832]… кумирни… — Судя по данным археологии и эпиграфики Сиро–Палестинского региона, это слово обозначает небольшие культовые сооружения с жертвенником или со статуями божества внутри, ср. 2 Пар 34:4.

 

[833]… все дела ваших рук! — Эти слова скорее всего здесь употреблены в узком смысле: «сделанные вами предметы культа».

 

[834] И станут спрашивать у пророков видений… — Но пророки не смогут ответить. Отсутствие пророческих видений — один из знаков Господнего гнева.

 

[835] В шестой год, в пятый день шестого месяца… — По–видимому, после пленения царя Иехонии, ср. Иез 1:2.

 

[836]… тот же облик, что я видел в Долине. — См. Иез 3:22 и сл.

 

[837] Тамму́з — умирающий и воскресающий бог, почитавшийся в Месопотамии и странах, находившихся под ее культурным влиянием.

 

[838] Слава Бога Израилева поднялась с херувима, на котором она пребывала… — Господь в Ветхом Завете неоднократно именуется «Восседающим на херувимах», ср. 1 Цар 4:4; 2 Цар 6:2; Пс 79:2; 98:1; Ис 37:16.

 

[839]… весь Храм был окутан облаком… — В Ветхом Завете знаком Божественного присутствия нередко является облако.

 

[840] Лицо свое покрой… — Знак отчаяния и горя.

 

[841]… не будут они вписаны в список сынов Израилевых… — По–видимому, имеются в виду генеалогические списки членов еврейской общины. Пророки и их потомки не будут считаться евреями и не смогут вернуться в Иудею. С другой стороны, возможно, здесь имеется в виду «Книга жизни», из которой Господь вычеркивает грешников.

 

[842]… а они ее покрывают побелкой! — Слово «побелка» также может иметь значение «ложь»: пророки скрывают от народа (замазывают ложью) его грехи.

 

[843]… не обтерли тебя солью… — На Ближнем Востоке и в наши дни известен обычай, когда новорожденного обтирают раствором соли и масла.

 

[844] Я распростер над тобою полы Моей одежды… — Символический жест, означающий покровительство, ср. Руфь 3:9.

 

[845]… схватил вершину кедра… — Юный царь Иехония, уведенный Навуходоносором в 597 г. до н. э. в Вавилон.

 

[846]… в городе купцов… — Имеется в виду Вавилон.

 

[847]… семя этой земли… — Имеется в виду Седекия, которого Навуходоносор сделал царем вместо Иехонии.

 

[848] Был другой могучий орел… — Имеется в виду Египет.

 

[849] Царь вавилонский пришел в Иерусалим… — Изложение этих событий см. 4 Цар 24:11–20.

 

[850]… не участвует в трапезах на горах… — Имеются в виду жертвы, приносимые иным богам.

 

[851]… твоя мать… — По–видимому, имеется в виду Хамуталь, мать двух царей Иудеи — Иоахаза и Седекии. Пророк обращается к Седекии, последнему иудейскому царю.

 

[852] Одного из львят своих вскормила… — Имеется в виду царь Иоахаз, сын царя Иосии и Хамуталь (см. 4 Цар 23:30–31).

 

[853] И взяла она львенка другого… — Имеется в виду Седекия.

 

[854]… уволокли к царю Вавилона. — В 586 г. до н. э. после разрушения вавилонянами Иерусалима Седекия был ослеплен и в цепях угнан в Вавилон (4 Цар 25:7).

 

[855] В седьмой год… — Речь идет о седьмом годе после пленения Иехонии, т. е. о 591/590 г. до н. э.

 

[856] Трясет он стрелы… — Тянет жребий, используя в качестве жребия стрелу.

 

[857] Терафимы — статуэтки богов или предков.

 

[858]… рассматривает печень. — Т. е. гадает по особенностям строения печени. Гадания по стрелам и по печени (гепатоскопия) были распространены на древнем Ближнем Востоке.

 

[859]… срам отца своего открывают… — Эвфемизм, обозначающий связь с женой отца.

 

[860] В девятый год, в десятый день десятого месяца… — Речь идет о девятом годе царствования Седекии.

 

[861] В одиннадцатый год… — Поскольку далее речь идет о падении Иерусалима (587/586 г. до н. э.), здесь имеется в виду одиннадцатый год правления Седекии, последнего царя Иудеи.

 

[862]… священные камни, на которые ты уповаешь. — На древнем Ближнем Востоке стелы («священные камни») были предметами культа. Поклонение им осуждалось библейскими пророками.

 

[863]… приморские страны… — Чаще всего в Ветхом Завете под «приморскими странами» имеются в виду Кипр, Крит, а также острова и земли вокруг Эгейского моря.

 

[864]… к народу вечности. — Так здесь названы умершие.

 

[865] Бальзам — основной продукт Галаада, ср. Быт 37:25; Иер 8:22; 46:11.

 

[866] В десятый год… — Десятый год правления Седекии (ср. Иез 26:1).

 

[867] В двадцать седьмой год, в первый день первого месяца… — Около 571 г. до н. э., спустя год или два после окончания осады Тира.

 

[868]… Я вновь сделаю народ Израилев сильным… — Дословно: «…Я выращу рог дому Израилеву…» Рог в Ветхом Завете — частый символ могущества и силы (Втор 33:17; Пс 91:11).

 

[869] В одиннадцатый год, в седьмой день первого месяца… — Апрель 587 г. до н. э.

 

[870] В одиннадцатый год, в первый день третьего месяца… — Июнь 587 г. до н. э.

 

[871] Шеол — так в еврейской Библии называется царство мертвых.

 

[872]… ложись среди необрезанных! — У египтян, как и у евреев, существовал обычай обрезания, и они с презрением относились к необрезанным.

 

[873]… северные владыки… — Здесь: финикийцы.

 

[874] На двенадцатый год после того, как мы были переселены… пришел ко мне один человек… — В 597 г. до н. э. произошла первая массовая депортация жителей Иудеи в Вавилонию. В основном депортировались представители аристократии, в их числе юный царь Иехония, его семья и ближайшее окружение. В числе переселенных был и пророк Иезекииль. Через одиннадцать лет, в 586 г. до н. э., когда Иерусалим был полностью разрушен Навуходоносором, вновь множество жителей Иудеи было угнано в Вавилонию.

 

[875]… вы едите с кровью… — Запрет употреблять в пищу кровь многократно встречается в Библии.

 

[876]… от четырех ветров приди, дух… — Т. е. с четырех концов света. В тексте игра слов, поскольку и «дух», и «ветер» по–древнееврейски — одно и то же слово.

 

[877] Спустя многие годы… — Употребленное здесь еврейское выражение иногда понимают как «…в последние годы…». Однако в Ветхом Завете эти слова означают не конец истории, а просто отдаленное будущее, которое наступит по истечении определенного срока.

 

[878]… на Пупе Земли. — Здесь так названа Обетованная Земля (либо ее центр — Иерусалим).

 

[879] Долина Оверим — дословно: «Долина проходящих» (или, возможно, «Долина мертвецов»).

 

[880]… быки, откормленные в Баша́не. — Скот из Башана (земля к востоку от Галилейского моря) славился особой тучностью.

 

[881] В начале двадцать пятого года нашего изгнания, в десятый день месяца (это был четырнадцатый год после разрушения города)… — 572 г. до н. э.

 

[882]… в длину шесть больших локтей, которые на ладонь длиннее обычного локтя. — Длина «большого локтя» равнялась приблизительно пятидесяти двум сантиметрам. Таким образом, длина мерной трости — чуть более трех метров.

 

[883]… святыней святынь. — Так назывались те части жертвы, которые должны есть священники «на святом месте»; есть их не имел права никто, кроме священников.

 

[884]… до года освобождения… — Имеется в виду так называемый юбилейный год (каждый пятидесятый год), когда все проданное или иным образом отчужденное имущество должно было вернуться к своим прежним владельцам, а рабы–израильтяне получали свободу, см. Лев 25:10, 39–41, 54.

 

[885]… ничего нечистого… — Речь идет о ритуальной нечистоте. Обет Даниила означает непричастность к языческой жизни, нежелание ассимилироваться.

 

[886] 2:37–40 Символику видения обычно понимают следующим образом. Золотая голова — это вавилонское царство. Серебряные грудь и руки обозначают мидийское царство, медные живот и бедра — персидскую империю, голени и ступни — государства Александра Македонского и его преемников.

 

[887] 5:26–28 Даниил читает Мене как мена «исчислил»; Теке́л — как теки́л «взвешен». Конец надписи (у–Парси́н в 5:25 или Пере́с в 5:28) можно прочесть как пери́с «разделен», Пара́с «Персия» или парсаи́н «персы». Возможность разных чтений связана с тем, что арамейские слова (как и древнееврейские) в то время записывались одними согласными; гласные подставлял сам читающий.

 

[888] 7:3–12 Символику видения обычно понимают следующим образом. Лев — вавилонское царство, медведь — мидийское, леопард — персидское, а десятирогое чудовище — держава Александра Македонского и сменившая ее держава Селевкидов.

 

[889] 8:3–12 В отличие от второй и седьмой глав, в восьмой главе Даниила отсутствует изображение вавилонского царства. Мидийское и персидское царства представлены одним животным — бараном: два его рога изображают Мидию и Персию. Козел олицетворяет державу Александра Македонского и его преемников.

 

[890]Здесь святой — ангел.

 

[891]… мерзость осквернения… — Речь идет об осквернении Храма в 167 г. до н. э.: Антиох IV Эпифан из династии Селевкидов переделал его в храм Зевса Олимпийского.

 

[892] Михаил — один из верховных ангелов в книге Даниила, Новом Завете и в ряде апокрифов. Согласно 10:21, Михаил — небесный покровитель Израиля.

 

[893] 10:13–20 Здесь отражено представление о том, что у земных народов есть свои небесные покровители (владыка царства персидского, владыка греческий), а земные войны суть отражение битв между небесными силами.

 

[894] Книга Истины — т. е. книга, где записаны судьбы мира.

 

[895]… могучий царь… — Александр Македонский (336–323 гг. до н. э.).

 

[896] 11:5–45 Под царями южными подразумеваются египетские цари династии Лагидов (Птолемеев), а под царями северными — цари династии Селевкидов, владевшие Передней Азией.

 

[897] Изрее́лъ — название города на территории племени Иссахара. Город и долина Изреель стали ареной нескольких кровавых событий в период правления израильского царя Ахава и в ходе переворота Иегу.







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 345. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия