Бизюк А.П. 6 страница
[898]… род Иегу́… — Царская династия Израиля. Ее основатель, Иегу, правивший с 845 по 818 гг. до н. э. (по другим оценкам — 841 — 814 гг. или 842 — 815 гг.), был высокопоставленным военачальником в армии царя Иорама, которого он сверг в ходе кровавого переворота. Правнуком Иегу был современный Осии царь Иеровоам.
[899]… и Я не Буду Ваш. — Аллюзия на Исх 3:14, где фраза «Я буду» выступает в качестве имени Бога.
[900]… Хозяин мой. — В древнееврейском языке понятие «муж» могло выражаться двумя словами: иш (букв, «человек», «мужчина») или баал (букв, «хозяин»). «Хозяином» (Ваалом) называли также бога грозы, поклонение которому резко осуждалось пророками.
[901] Ле́тех — точное значение этой меры объема не известно (в Библии она больше не встречается); согласно бл. Иерониму, она равна половине хомера. В этом случае общий объем переданного ячменя должен был составить около 600 литров.
[902]… ловушкой в Мицпе́, сетью, раскинутой на Фаво́ре. — По всей видимости, речь должна идти о поощрении царским домом неприемлемых культовых практик в священных местах, которые описываются как «ловушки» и «сети» для народа.
[903] Как при Адаме, нарушили они договор… — Возможны два понимания этого текста: (1) во времена праотца Адама (таково понимание традиционных переводов и комментариев); (2) в окрестностях города Адам, где была переправа через Иордан.
[904] Они, не Я, ставили царей, ставили начальников — без Моего ведома. — В отличие от Южного (Иудейского) царства, где на престоле неизменно оставалась династия Давида, в Северном (Израильском) царстве за два столетия его истории произошло девять государственных переворотов, сопровождавшихся сменой династии.
[905]… твой телец, Самария! — См. 3 Цар 12:32, где говорится о поклонении тельцу в «царском» святилище в Бет–Эле. Видимо, аналогичные ритуалы происходили и в других городах Северного (Израильского) царства.
[906]… погрязли в преступлениях, как во дни Гивы! — См. Суд 19–21.
[907]… они пошли к Ваа́лу Пео́рскому,… — См. Числ 25.
[908]… народ оплакивает его… — Видимо имеется в виду захваченный ассирийцами телец.
[909]… грех Израиля… — Имеется в виду воздвигнутый в Бет–Эле телец, см. 3 Цар 12:32, где говорится об установке тельца в Бет–Эле.
[910]… Салма́н разрушил Бет–Арве́л… — Неясно, какой именно эпизод кровавой истории древнего ближнего Востока имеется в виду. Возможно Салман здесь — сокращение имени ассирийского царя Салманасара V.
[911] Неужели Я выдам тебя, Ефрем? Неужели продам тебя, Израиль? Неужели поступлю, как с Адмо́й, уподоблю тебя Цевои́му? — Адма и Цевоим упоминаются в Быт 10:19; 14:8 вместе с Содомом и Гоморрой. Втор 29:23 говорит о том, что одна участь постигла все четыре города.
[912] 12:3–4 См. Быт 32.
[913] Ханааней с лживыми весами в руках… — В Пятикнижии и исторических книгах Ветхого Завета так именуется неизраильское население Палестины. Есть сведения о том, что в I тыс. до н. э. это слово использовалось как самоназвание финикийцев. В данном контексте оно употребляется как уничижительное обозначение Ефрема, которого пророк уподобляет иноплеменным купцам.
[914]См. Быт 29.
[915] Людей в жертву приносят… — Упоминание о человеческих жертвоприношениях в данном контексте довольно неожиданно. Возможен также перевод «люди, приносящие жертвы, целуют тельцов».
[916]… вторгся народ… — Сравнение саранчи с войском см. в Притч 30:27. В древневосточных текстах встречается сравнение войска с саранчой.
[917] День Господа — ср. Ис 13:6–22; Соф 1:14,15; Ам 5:18.
[918] Пред ним — огонь всепожирающий, позади полыхает пламя. — Ср. Пс 96:2, 3.
[919] На вид они — словно кони… — Голова саранчи напоминает лошадиную. Ср. Откр 9:7. Велик день Господа, страшен!
[920]… северного врага… — Букв.: «северянина». Ср. Иер 1:13–15; 4:6; 6:1, 22; Иез 38:6, 15; 39:2.
[921] Восточное море — Мертвое.
[922] Западное — Средиземное.
[923]… Свой Дух Я пролью… — Ср. Иез 39:29 и Зах 12:10.
[924] 2:28–32 Эти стихи цитируются в Деян 2:17–21. В еврейских и многих христианских изданиях Библии этот отрывок образует гл. 3, а нашей третьей главе соответствует гл. 4.
[925] Долина Иосафа́та упоминается только у Иоиля.
[926] Сабе́йцы — народ на юге Аравии, торговавший пряностями со странами Средиземноморья.
[927] Лемеха на мечи перекуйте… — Ср. Ис 2:4; Мих 4:3.
[928] Берите серпы… — Призыв к небесным воинам (3:11, ср. Откр 14:15) или иудеям (ср. Мих 4:13).
[929]…в дни Озии… и Иеровоама… — Первая половина VIII в. до н. э.
[930]… за два года до землетрясения. — По археологическим данным, ок. 760 г. до н. э. Некоторые места книги Амоса (в первую очередь, 8:8 и 9:5) могут быть интерпретированы как пророчества о землетрясении.
[931]… преступление за преступлением, три преступления, четыре… — Букв.: «За три преступления… и за четыре». По–видимому, здесь «три» означает полную меру, а «четыре» — превышение этой меры: трех преступлений достаточно, а четырех — более чем достаточно для того, чтобы возмездие стало неизбежным.
[932] Молотилка — тяжелые доски («сани»), усеянные снизу каменными или металлическими шипами; во время молотьбы запряженный в них скот многократно протаскивал их по рассыпанному на току зерну.
[933] …железными прошлись молотилками… — Ср. Ис 41:15,16; Мих 4:13. Скорее всего это не буквальное описание казни, а метафора жестокой расправы над врагом.
[934]… братском союзе… — Если речь идет о союзе с Израилем, ср. упоминания о дружбе финикийских царей с Давидом (2 Цар 5:11), Соломоном (3 Цар 5:1–12; 9:11–14) и Ахавом (3 Цар 16:31).
[935]… на брата… — Исав (Эдом) и Иаков (Израиль) родные братья, сыновья Исаака (Быт 25:19–33).
[936]… кости эдомского царя они сожгли… — Имеется в виду осквернение могилы.
[937]… на изъятых за долги покрывалах… — В случае неуплаты долга кредитор мог изъять у должника часть имущества, но в Исх 22:26, 27 и Втор 24:17 специально запрещается отнимать у должника одежду.
[938] Назорей — человек, который принес Богу особый обет, предусматривавший, в частности, воздержание от вина (см. Числ 6:1–21).
[939]… городов… — Или: города. В последнем случае имеется в виду столица — Самария.
[940] Дом Иа́кова — Израильское царство и его жители, израильтяне.
[941]… их рога… — Выступы на углах жертвенника, которые полагалось смазывать кровью жертв (ср., например, Исх 27:2; 29:12; 30:2, 10; Лев 4:7).
[942]… баша́нские коровы… — Так пророк называет знатных женщин Самарии.
[943]… десятину! — Законы Пятикнижия о десятине см. во Втор 14:22–29; Лев 27:30–33. В Бет–Эле, Иаков дает обет жертвовать десятину (Быт 28:22).
[944] … так и так Я поступлю с тобою… — Говорящий страшится назвать грядущую кару по имени, вместо этого употребляет эвфемизм.
[945] Дом Ио́сифа — сыновья Иосифа Ефрем и Манассия считались предками двух важнейших племен Израильского царства.
[946]… в суде… — Букв, «у ворот»: тяжбы разбирались на площади у городских ворот.
[947] День Господень — день, когда Господь покарает своих врагов.
[948]… Сикку́том… Кийю́ном… — Речь идет о двух богах месопотамского происхождения.
[949] Лучше не призывать Господа. — Видимо, говорящий считает молитву неуместной в доме, оскверненном смертью, или опасается призывать Бога, который так жестоко покарал израильтян.
[950]… когда поздние посевы уже всходят… — Ранние посевы в это время еще не сжаты, так что саранча истребляет весь урожай.
[951]… великая пучина… — Подземный океан (ср., например, Быт 7:11; Ис 51:10; Иез 26:19).
[952]… Исаа́ка… — Имя праотца метонимически означает здесь «Израиль». Ср. выше в том же значении Иосиф (5:6,15; 6:6), Иаков (6:8; 7:2, 5).
[953] Сикомо́р — дерево, родственное смоковнице. Его плоды, уступая по качеству плодам смоковницы (инжиру), служили пищей беднякам. Сикоморы росли в теплых и влажных низменных районах страны: Шефеле и долине Иордана. Они не могли расти в Текоа, на краю Иудейской пустыни, где, согласно 1:1, жил Амос.
[954]… на земле нечистой. — На чужбине.
[955]… дворца… — Или: храма.
[956]… новолуние?! — Праздник начала нового месяца; часто упоминается вместе с субботой (4 Цар 4:23; Ис 1:13–14; 66:23; Ос 2:11; Иез 45:17; 46:1, 3). Судя по этому отрывку, в новолуние, как и в субботу, запрещено было работать и торговать.
[957]… от южного моря до западного… — Т. е. от Красного до Средиземного.
[958]… Грехом Самари́и… — Речь идет о святилищах Господа в Израильском царстве, которые осуждаются как соперники Иерусалимского храма. В Ос 10:8 святилище в Бет–Эле названо «грехом Израиля».
[959]… решето… — Имеется в виду решето с крупными ячейками, сквозь которое просыпается зерно, а камни остаются. Подразумевается, что в диаспоре окажется лучшая часть израильтян.
[960]… выйдет пахарь — а жнец еще в поле, выйдет сеятель — а еще давят виноград. — Наступает эра небывалого изобилия и плодородия: работы сельскохозяйственного цикла будут продолжаться постоянно, без обычных перерывов в несколько месяцев.
[961]… оставили немного виноградин? — Речь идет о предписаниях в Лев 19:10 и Втор 24:21, согласно которым при сборе урожая остатки винограда следовало оставлять беднякам.
[962] Тема́н — здесь Эдом назван по имени старшего внука Исава (Быт 36:10–11; Иов 2:11), ср. Иер 49:7.
[963]… братом твоим Иа́ковом… — Согласно книге Бытия, Иаков, прародитель израильтян, и Исав, прародитель эдомитян, были родными братьями, сыновьями Исаака и Ревекки, см. Быт 25:19–34; 27:1–45; 32:4–21; 33:1–16.
[964]… рыбу… — Так в оригинале. Синодальный перевод кита следует Септуагинте. Однако греческое слово значит просто «морское чудовище».
[965]… жалких ничтожеств… — Т. е. иных богов, ср. Втор 32:21; 3 Цар 16:13, 26.
[966] Клещевина — растение, из которого получают касторовое масло: куст, достигающий высоты 3–5 м, быстрорастущий, с широкими листьями.
[967] Иа́ков — здесь: Израильское царство, так как предком израильтян считался патриарх Иаков.
[968] Обращу… — Пророк говорит то от лица Бога, то от собственного лица.
[969]… ходить босым и нагим… — Когда Исайя ходит босым и нагим (Ис 20:2–4), это служит наглядным пророчеством о том, как ассирийцы погонят пленников из Египта и Куша «голыми и босыми, с обнаженными бедрами». Вероятно, тот же символический смысл нужно видеть и в Мих 1:8.
[970]… дева Шафи́р… — Ниже упоминаются «дева Цаанан», «дева Марот», «дева Лахиш», «дева Мареша» (1:11–15): город олицетворяется в виде женщины, как это часто бывает в библейской поэзии (ср., например: «жительница Сиона» в Иер 51:35; «жительница Ароэра» в Иер 48:19).
[971]… серпы… — Речь идет о ножах для подрезания винограда.
[972] 4:1–3 Совпадает с Ис 2:2–4, с небольшими разночтениями.
[973]О царе Бала́ке и пророке Валааме см. Числ 22–24.
[974] Шитти́м — место последней стоянки израильтян на восточном берегу Иордана, а Гилга́л — место их первой стоянки на западном берегу (Нав 2:1; 3:1; 4:19; 5:9, 10).
[975]… вином своим упились… — Распространенный в Ветхом Завете образ: караемая Богом страна пьет вино из чаши Божьего гнева и от этого вина пьянеет. Однако это опьянение отнюдь не радостное: страна рвет на себе одежды (Плач 4:21), расцарапывает грудь (Иез 23:32–34), валяется в собственной блевотине (Иер 48:26).
[976] Из тебя, город, вышел замышляющий зло против Господа… — В 722 г. до н. э. ассирийцами было уничтожено Северное Израильское царство со столицей в Самарии, в 701 г. до н. э. разрушены множество городов в Иудее и осажден Иерусалим.
[977] Распахнулись речные ворота, и дворец затрясся от страха. — Согласно греческим историкам, во время осады Ниневии река Хуцур, протекающая через город, из‑за проливных дождей вышла из берегов и проломила часть городской стены.
[978] Горе городу крови! — Имеется в виду Ниневия.
[979] Но–Амо́н — второй после Мемфиса по величине и значению город древнего Египта. Греческое название этого города — Фивы (Гомер называл его «стовратными Фивами»).
[980]… на табличках… — Записывает свое видение на дощечках пророк Исайя (Ис 8:1; 30:8). Смысл этого действия в том, чтобы пророчества были общедоступны и общеизвестны, как в свое время Закон Моисеев.
[981] Молитва–плач.., — Третья глава книги Аввакума представляет собой псалом, исполнявшийся в сопровождении музыкальных инструментов
[982]… от хвоста до шеи. — Отголосок представлений о противнике Господа как о драконе.
[983] Милком — имя божества аммонитян (см. З Цар 11:5, 33; 4 Цар 23:13).
[984]… всех перепрыгивающих через порог… — Речь идет о каких‑то суевериях, которые запрещали входящим в храм наступать на порог, ср. 1 Цар 5:4, 5.
[985] Рыбные ворота — ворота в Иерусалиме.
[986] Мишне — название квартала в Иерусалиме, который находился в долине Тиропион («Долина сыроделов»), к западу от Храмовой горы.
[987] Махтеш — квартал в Иерусалиме, находился, по–видимому, также в долине Тиропион.
[988] Голосу он не внимает… — Имеется в виду голос Господа или голос Его пророков.
[989] Идите в горы… — Вероятно, на Ливан, где рос кедр — дерево, пригодное для строительства Храма из‑за своей высоты и прочности (ср. Езд 3:7). При строительстве обычных домов использовали сикоморы, росшие в низменных районах самой Иудеи.
[990]… двадцать четвертого числа шестого месяца, на второй год царствования Дария. — 21 сентября 520 г. до н. э.
[991] Двадцать первого числа седьмого месяца… — 17 октября 520 г. до н. э. Последний день праздника Шалашей (Кущей). В этот праздник совершали паломничество в Иерусалимский храм (Исх 23:14–17; 34:22, 23; Втор 16:13–17).
[992] Двадцать четвертого числа девятого месяца второго года царствования Дария… — 18 декабря 520 г. до н. э.
[993] Двадцать четвертого числа месяца шева́та, одиннадцатого месяца второго года правления Дария… — 15 февраля 519 г. до н. э.: ровно через пять месяцев после начала восстановления Иерусалимского храма (Агг 1:14,15; 2:15).
[994] Землемерный шнур символизирует начало нового строительства; ср. Иер 31:38–40.
[995] Рог в Библии — символ мощи и власти (Втор 33:17); ср. выражение «поднять чей‑то рог», т. е. «сделать сильным, гордым» (1 Цар 2:1; Пс 74:5, 6,11). Четыре рога, вероятно, соответствуют четырем сторонам света.
[996]… Росток… — Т. е. наследника царей из рода Давида; ср. в этом значении то же слово в Ис 4:2 («росток Господень»), Иер 23:5 и 33:15 («праведная Ветвь»), а также его синонимы в Ис 11:1.
[997] На четвертый год правления царя Дария… четвертого числа девятого месяца… — 7 декабря 518 г. до н. э.
[998]… в пятый и седьмой месяцы… — Вероятно, в память о разрушении Храма и об убийстве Гедалии, назначенного вавилонянами наместника (4 Цар 25:8–10, 25). День очищения, согласно книге Левит (16:29–31; 23:26–32), тоже приходится на седьмой месяц.
[999]… посты четвертого и пятого, седьмого и десятого месяцев… — В десятый месяц Навуходоносор начал осаду Иерусалима, а в четвертый месяц была пробита городская стена (4 Цар 25:1; Иер 39:2). О постах пятого и седьмого месяцев см. прим. к 7:5.
[1000]… мерзости. — Т. е. нечистую пищу. Запрет на употребление в пищу крови был одним из важнейших (Быт 9:4; Лев 3:17; Иез 33:25).
[1001]… тридцать шекелей — внушительное вознаграждение! — Вероятно, саркастическое замечание, хотя тридцать шекелей — сумма не очень маленькая. По Исх 21:32, такую компенсацию получает хозяин раба, которого забодает бык; Неем 5:15 упоминает налог в сорок шекелей.
[1002]… раны на теле? — Ср. обычай наносить себе раны во время пророческого экстаза (3 Цар 18:28).
[1003] Восточное море — Мертвое.
[1004] Западное море — Средиземное.
[1005]Египет рассматривается отдельно потому, что там земледелие зависело не от дождя, а от разлива Нила (ср. Втор 11:10,11). Следовательно, Египет будет наказан иначе: как именно, не говорится.
[1006]… наместнику… — Назначаемому персидским царем. Пророк обвиняет народ в том, что тот больше боится персидского наместника, чем своего Бога.
[1007]… таких животных приносите в жертву! — Закон запрещает приносить в жертву слепых, хромых или больных животных (Втор 15:21; Лев 22:17–25).
[1008]… с дочерью чужого бога. — Т. е. с иностранкой, ср. Числ 21:29, где моавитяне названы «сыновьями и дочерьми Кемоша», а также Втор 32:19, где израильтяне названы «сыновьями и дочерьми Господа».
[1009]… памятная книга, в которую Он записывает боящихся Господа… — Ср. Исх 32:32, 33; Пс 68:29; 86:6; Иез 13:9; Дан 12:1; Эсф 6:1–3.
[1010]… Я пошлю к вам Илию пророка… — Пророк Илия, рассказ о котором содержится в 3 Цар 17–4 Цар 2:12, занимал особое место в позднем иудаизме. Иудеи верили, что, взятый живым на небо, Илия вернется обратно на землю перед приходом Мессии. Илия неоднократно упоминается в апокрифических книгах межзаветного периода: Сир 48:10; 3 Езд 6:26; 7:39.
[1011]… жена У́рии… — Вирсавия (см. 2 Цар 11:26, 27; 12:10,15).
[1012] 1:18,19 По еврейскому брачному закону обручение длилось год, а жених и невеста считались мужем и женой с момента помолвки. Этот год невеста оставалась в родительском доме. Нарушение верности невестой считалось тяжким грехом и в древности каралось смертью через побиение камнями. В новозаветные же времена муж обязан был публично обвинить жену в измене и развестись с ней, после чего на ней всю жизнь оставалось клеймо позора.
[1013]См. Ис 7:14.
[1014]… при царе И́роде… — Имеется в виду Ирод Великий; правил Иудеей, Идумеей и Самарией с 37 по 4 гг. до н. э. Именно он построил грандиозный Иерусалимский храм.
[1015]… звездочеты. — Это были жрецы древних языческих культов, занимавшиеся магией и астрологией.
[1016] Мы видели, как взошла Его звезда… — Возможен перевод: «Мы видели звезду Его на востоке».
[1017]См. Мих 5:2.
[1018]… восход которой они видели… — Возможен перевод: «которую они видели на востоке».
[1019]См. Ос 11:1.
[1020]См. Иер 31:15.
[1021] Назоре́й — то же, что «Назарянин». Пророк, сказавший это, неизвестен; предположительно здесь содержится аллюзия на Суд 13:5, 7 и Ис 11:1.
[1022] Царство Небес — это словосочетание встречается только в Евангелии от Матфея. Другие евангелисты говорят о Царстве Бога. Евреи из благочестивых побуждений избегали употребления имени Бога и заменяли его разными описательными оборотами: Небо, Великий царь, Имя и т. д.
[1023]См. Ис 40:3.
[1024]… крестил… — Традиционный перевод греческого глагола бапти́дзо, значение которого «погружать в воду». Возможно, уже в I в. язычники, принимавшие веру в единого Бога, наряду с обрезанием были обязаны совершить особый ритуал: омовение с полным погружением в воду, что символизировало смерть для старой жизни и рождение для новой. Иоанн, призывая народ Израиля совершить такое же омовение, не делал различия между язычниками и теми, кто по праву рождения принадлежал к Божьему народу.
[1025]… недостоин даже сандалии Его нести. — Снимать и нести обувь хозяина–еврея входило в обязанности только раба–нееврея.
[1026]… огнем. — Огонь является символом Божьего Суда.
[1027]… любимый… — Когда это слово относится к сыну или дочери, оно означает «единственный».
[1028]См. Втор 8:3.
[1029]См. Втор 6:13.
[1030]… прислуживали… — Греческое слово диаконэ́о может употребляться как в самом общем смысле, так и в значении «прислуживать за столом, подавать пищу».
[1031]… в земле Завулона и Неффалима. — В ветхозаветные времена эти племена обитали на севере Палестины, где в I в. н. э. жило много язычников.
[1032] 4:15,16 См. Ис 9:1, 2.
[1033]… по всей Сирии. — Римская провинция со столицей в Антиохии, Иудея входила в ее состав.
[1034] Блаженны… — Т. е. «в высшей степени счастливы». Здесь это не пожелание чего‑то еще не существующего, а утверждение уже существующего. В глазах Бога счастливы не богачи, а бедняки — те, кто всецело полагается на Него.
[1035] нищие духом! — Буквально: «бедные духом, или в Духе, или ради, по причине Духа». Понимание этих слов зависит от того, какой дух имеется в виду: дух человеческий или Дух Божий. Если это человеческий дух, то речь идет о кротких, скромных, смиренных людях, сознающих свою греховность и беспомощность, свою незначительность и нужду в помощи Бога. Если это Дух Божий, то возможно значение: «бедные, которых такими сделал Божий Дух» или «добровольно отказавшиеся от имущества ради Духа, ради Бога». Ведь Иисус обращается здесь прежде всего к Своим ученикам, которые ради Него все оставили и стали бедняками. Ср. Лк 6:20: «Блаженны бедные».
[1036]… кроткие! — В еврейском языке одно и то же слово значит и «бедный», и «кроткий»; оно подразумевало такие черты бедняков, как беззащитность, безропотность, терпеливое перенесение страданий. Ср. Пс 36:11: «Земля достанется беднякам». Под землей понимается уже не обетованная земля, но весь мир.
[1037]… его не накрывают горшком… — Светильник представлял собой небольшой глиняный сосуд, наполненный оливковым маслом. Чтобы погасить светильник, его обычно не задували, а накрывали горшком.
[1038]… исполнить. — Может также означать «дополнить, восполнить» или «завершить». Все Священное Писание пророчествует о приходе Мессии, и Иисус исполняет эти пророчества Своей жизнью и смертью.
[1039]См. Исх 20:13; Втор 5:17.
[1040]… гроша. — Греч, квадрант, римская медная монета, весом около 1 г.
[1041]См. Исх 20:14; Втор 5:18.
[1042]У евреев право на развод имел только муж. Закон Моисея, обязывая мужа дать свидетельство о разводе, защищал права жены, которая в таком случае могла получить часть имущества, а также снова вступить в брак, что не считалось грехом; см. Втор 24:1, 2.
[1043]… совершает тот же грех. — По представлениям того времени, только жена нарушала супружескую верность. Муж, вступая в связь с другой женщиной, не совершал греха против своей жены.
[1044]Римские воины на подвластной территории имели право обязать любого человека нести их поклажу на расстояние 1 мили (около 1,5 км).
[1045]См. Лев 19:18.
[1046] Да будет свято Имя Твое… — Буквально: «пусть Твое Имя станет святым». Имя здесь обозначает самого Бога, а страдательный залог подразумевает, что действующим лицом является Он сам, так что возможен перевод: «Сделай Свое Имя святым». Иоанн Златоуст, объясняя эту молитву, говорил, что слова «пусть освятится» означают «пусть прославится». Первое прошение молитвы Господней обращено к Богу, чтобы Он сделал Свое Имя святым во всем мире, что станет возможным после наступления Его Царства, потому что только тогда все признают Бога своим Царем и будут восхвалять Его как должно (ср. Откр 4:8; см. также Ин 12:28).
[1047]… от Злодея. — Другое возможное понимание: от зла. В ряде рукописей стих заканчивается словами: «потому что Твое навеки Царство, и сила, и слава. Аминь».
[1048]… вознаградит тебя. — В некоторых поздних рукописях далее идет слово «явно».
[1049]… хоть на час? — Другое возможное понимание: «кто может увеличить свой рост хотя бы на локоть?» Локоть — мера длины, равная примерно 45 см.
[1050]… святыни… — В Писании так называлось жертвенное мясо.
[1051]… собакам… перед свиньями… — Эти животные считались нечистыми; так евреи называли язычников и отступников.
[1052]… в этот День… — В День Суда.
[1053]… с востока и с запада… — Имеются в виду все народы мира, т. е. язычники, которые, по мнению большинства евреев, не могли быть спасены.
[1054] С наступлением вечера… — Т. е. когда закончилась суббота. С заходом солнца у евреев заканчивался один день (в данном случае суббота) и начинался следующий. В субботу запрещались многие виды деятельности, в частности, лечение.
[1055]См. Ис 53:4.
[1056]… Гадары… — Город Гадара входил в состав Десятиградия.
[1057] Свиньи у евреев считались нечистыми, следовательно, Иисус находился на языческой территории.
[1058]… в городе, где Он жил. — В Капернауме.
[1059] Матфе́й (в Мк 2:14 и Лк 5:27 — Левий), вероятно, состоял на службе у Ирода Антипы, собирая таможенные пошлины на границе его тетрархии. 9:10 … грешников… — Т. е. тех, у кого были «нечистые» профессии.
[1060]Так как сборщики податей и грешники были ритуально нечистыми, с ними нельзя было садиться за стол.
[1061]См. Ос 6:6.
[1062]… на свадьбе… — Свадьба была самым радостным событием в жизни, она праздновалась семь дней, и в это время отменялись многие запреты и ограничения. Пост же был знаком раскаяния и печали.
[1063]… из новой ткани… — Дословно: «из неотбеленной ткани». Такая ткань после первой стирки садилась.
[1064]Женщина с кровотечением была ритуально нечистой и не имела права ни к кому прикасаться.
[1065]Умерших хоронили в самый день смерти, и на похоронах музыканты играли на флейтах печальные мелодии, а плакальщицы (обычно наемные) вопили и били себя в грудь, оплакивая умершего.
[1066]… жатва… — Явление Бога в конце времен и Его суд над человечеством (см. Ос 6:11; Иоил 3:13).
[1067] Фома — «близнец» (арам.); это не имя, а прозвище.
[1068] Канани́т — «зелот» (арам.).
[1069]Когда евреи возвращались из‑за границы, они отряхивали пыль, приставшую к их одежде и обуви, в знак того, что очищаются от скверны язычников. Если этот жест был обращен к единоплеменникам, это значило, что их считают за язычников
[1070]Местные суды были в каждом городе при синагогах, судьями там были старейшины. Отступников и еретиков наказывали тридцатью девятью палочными ударами.
[1071]… Того, кто может… — Бога.
|