Студопедия — Бизюк А.П. 2 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Бизюк А.П. 2 страница






 

[136] Когда у сынов Израилевых будет юбилейный год… — В юбилейный год (раз в пятьдесят лет) проданная земля возвращается первоначальному собственнику (Лев 25:23–28). Тем самым каждый израильтянин получает возможность вернуться «к своему родовому наделу» (Лев 25:10,13, 28).

 

[137] На сороковой год, в первый день одиннадцатого месяца… — Отсчет времени ведется от исхода из Египта. 1:4 Рассказ о победе над Сихоном и Огом см. в 2:24–3:10. Об этой победе говорится также в Числ 21:21–35.

 

[138] 5:6–21 Десять Заповедей.

 

[139]Здесь перечислены случаи, когда израильтяне были непокорны Господу. Сначала (9:8–21) говорится про золотого тельца, изготовленного израильтянами (ср. Исх 32). Затем (9:22, 23) перечисляются другие, менее значимые прегрешения.

 

[140] Тавера́; — см. Числ 11:1–3. Масса — см. Исх 17:1–7.

 

[141] Кивро́т–ха–Таава́; — см. Числ 11:4–34.

 

[142] 9:25–29 Моисей возвращается к рассказу про золотого тельца, изготовленного израильтянами у Хорива.

 

[143] 10:6–9 Речь Моисея прерывают описания маршрута израильтян, сообщение о смерти Аарона (10:6–7) и замечание о том, что Господь отвел племени Левия особое место среди племен Израиля (10:8–9). После этого отступления речь Моисея продолжается.

 

[144] Обрезанное сердце — метафора (сердце, угодное Богу).

 

[145] …у него… нет своего надела и доли. — О социальном положении левитов см. 18:1–2.

 

[146]Обычай наносить себе порезы и обривать голову во время траура засвидетельствован в пророческих текстах (Иер 16:6; Иез 7:18; Ам 8:10). В Лев 21:5 такой обычай запрещается для священников. В Лев 19:27 этот запрет распространяется на всех израильтян.

 

[147] 14:12–18 Большинство птиц из этого списка — либо хищные, либо питаются падалью. Многие из них не поддаются точной зоологической идентификации — и мы даем предположительные переводы.

 

[148] 16:9–12 В Исх 23:16 этот праздник назван праздником Жатвы, а в Исх 34:22 — как и здесь, праздником Недель.

 

[149] …праздник Шалашей… — В Исх 23:16 и 34:22 он назван праздником Сбора Плодов.

 

[150] 19:1–10 Кровная месть считалась обязанностью родственников убитого независимо от того, было ли убийство преднамеренным или нет. Библейское уголовное право карает лишь за умышленное убийство и предписывает выделить особые города–убежища, в которых человек, совершивший неумышленное убийство, может найти убежище от кровной мести.

 

[151] … невинная кровь… — Совершивший неумышленное убийство невиновен. Если он станет жертвой кровной мести, то на всю общину падет вина за смерть невинного человека.

 

[152] Снимите с Израиля эту вину… — Умышленное убийство порождает коллективную ответственность и вину всей общины; она может быть снята только казнью преступника. Ср. 21:1–9.

 

[153] Не сдвигай межу ближнего… — Т. е. не изменяй границу между своим полем и полем соседа.

 

[154] Посвященные — этот термин обозначал адептов каких‑то культов, отвергнутых в Библии.

 

[155]Муку не заготавливали впрок, поскольку она хранится хуже, чем зерно, а намалывали в каждой семье, ручными жерновами, непосредственно перед выпечкой хлеба. Поэтому остаться хотя бы на день без ручных жерновов, означало остаться без хлеба.

 

[156] …не отдавал ее мертвому. — Видимо, речь идет о культе предков.

 

[157] Это договор… и с теми, кого нет с нами ныне. — Т. е. и с будущими поколениями еврейского народа. См. в 5:3 аналогичную формулу относительно договора на Хориве.

 

[158] …башанского… — Т. е. из Башана — горной страны к востоку от озера Киннерет, богатой лесами и пастбищами.

 

[159] Иешурун — редкое поэтическое именование еврейского народа (только 32:15; 33:5, 26; Ис 44:2).

 

[160] … мерзостями… — Частое в Библии обозначение идолов.

 

[161] Вино часто выступает в Ветхом Завете как символ горя и испытаний.

 

[162] 1:12–15 Здесь цитируются слова Моисея из Втор 3:18–20. Согласно Числ 32 и Втор 3, племена Рувима, Гада и половина племени Манассии поселились в Заиорданье. Моисей согласился на это с условием, что они помогут остальным племенам Израиля завоевать Палестину.

 

[163]… ее дом был частью городской стены… — В древней Палестине городская стена иногда образовывалась обычными домами, стоящими вплотную друг к другу.

 

[164]Фраза, взятая в скобки, выбивается из контекста — и до и после речь идет о камнях, которые израильтяне поставили не на дне Иордана, а в Гилгале. Возможно, здесь повествование возвращается назад во времени: автор сообщает нам о том, что камни, находившиеся на дне Иордана под ногами священников, были поставлены там по распоряжению Иисуса Навина.

 

[165] В десятый день первого месяца израильтяне перешли Иордан… — В этот день начинают подготовку к Пасхе — выбирают ягненка для пасхальной жертвы (Исх 12:3). Ср. 5:10.

 

[166]… египетский позор! — Смысл этих слов неясен. Средневековые еврейские комментаторы полагали, что под «египетским позором» имеется в виду необрезанная крайняя плоть.

 

[167] 6:1–4 По–видимому, эта сцена непосредственно продолжает эпизод, описанный в 5:13–15. Речь Господнего посланника переходит в прямую речь Господа (ср. Исх 3:2–4).

 

[168]… пред Господом… — Т. е. перед ковчегом Господа (так и сказано в некоторых еврейских рукописях).

 

[169]Закладка фундамента — начало строительства, навешивание ворот — конец строительства. Смысл проклятия (которое, согласно 3 Цар 16:34, сбылось в дни царя Ахава): тот, кто дерзнет отстроить Иерихон заново, потеряет все свое мужское потомство, от старшего сына до младшего.

 

[170]… разорвал свои одежды… — Обычный в Ветхом Завете жест траура и покаяния.

 

[171]… шина́рскую… — Шина́р — это Месопотамия, славившаяся мастерством своих ремесленников.

 

[172] 8:30–35 Здесь Иисус в точности выполняет предписания Второзакония о том, что должны сделать израильтяне, придя в Землю Обетованную. Нав 8:30–31 соответствует Втор 27:5–7. Нав 8:32 соответствует Втор 27:2–4, 8. Нав 8:33–34 соответствует Втор 11:26–30; 27:11–26.

 

[173]О победе израильтян над Сигоном и Огом см. Числ 21:21–35; Втор 2:26–3:10.

 

[174] Книга Достойного упоминается также в 2 Цар 1:18, где говорится, что в ней записан плач Давида по Саулу и Ионафану. Эта книга до нас не дошла.

 

[175]Хацо́рский царь Яви́н упомянут также в Суд 4. Это совпадение объясняют по–разному: либо предполагают, что имя «Явин» передавалось в хацорской династии от отца к сыну, либо — что в Суд 4–5 и Нав 11 отражены два варианта одного предания.

 

[176] 12:1–6 О завоевании Заиорданья см. Числ 21:21–35 и Втор 2:26–3:10.

 

[177]Половина племени Манассии получает земли к востоку от Иордана, половина — к западу от Иордана.

 

[178] 13:21–22 См. Числ 31:8.

 

[179] Прорицатель Валаа́м, сын Бео́ра, является главным (и скорее, положительным) героем Числ 22–24, но в Числ 31:8,16 предстает как враг израильтян.

 

[180] 14:6–9 Ср. Числ 13–14 и Втор 1:22–28.

 

[181]… благословение… — Здесь: «дар» (ср. Быт 33:11; 1 Цар 25:27).

 

[182]… источники… — Буквально: «чаши». Судя по контексту, «Верхние Чаши» и «Нижние Чаши» — названия источников в окрестностях Девира (Кирьят–Сефера).

 

[183] 15:23–25Хацо́р… Хацо́р–Хадатта́… Керийо́т–Хецро́н (то есть Хацо́р)… — Эти селения на юге Палестины не следует путать с городом Хацор на севере страны (см. гл. 11).

 

[184] 15:48–59 Иудейские горы к югу от Иерусалима разбиты на несколько округов. Описание одного из округов отсутствует в масоретском тексте (очевидно, по ошибке переписчика), но сохранилось в Септуагинте; мы приводим его в квадратных скобках. В этот список входят такие известные селения, как Текоа и Вифлеем.

 

[185] 20:1–9 О городах–убежищах см. Исх 21:13–14; Числ 35:9–34; Втор 4:41–43 и 19:1–13. Во Втор 19:4–5 приведен пример неумышленного убийства: во время рубки дров лезвие топора соскочило с топорища и убило находившегося рядом человека.

 

[186] 22:1–6 Ср. Нав 1:12–18.

 

[187] Неужели мало нам преступлений пео́рских? — См. Числ 25.

 

[188] Река — Евфрат.

 

[189] 24:2–13 О Терахе см. Быт 11:27–32; об Аврааме, Исааке, Иакове и Исаве — Быт 12–50; о Моисее, уходе евреев из Египта и переходе через море Суф — Исх 1–15; о войне с царями Заиорданья — Числ 21; о Балаке и Валааме — Числ 22–24.

 

[190] Кеси́та — вероятно, единица веса (денежная единица).

 

[191] 1:2–3 Вас поведет Иуда… Иуда сказал… Симеону… — Иуда и Симеон олицетворяют здесь происшедшие от них племена: договор между племенами предстает как договор между их прародителями.

 

[192] 1:10, 20 Шеша́й, Ахима́н и Талма́й — три потомка Анака. Ср. Нав 14:13–15; 15:13–14.

 

[193]Еврейское слово шофет традиционно переводится на русский язык как Судья, отсюда и общепринятое название книги. Однако перевод вождь, военный предводитель, правитель точнее отражает значение еврейского слова.

 

[194] Го́мед — мера длины (более в Библии не упоминается). Судя по греческому переводу Библии, это «пядь» (ок. 22 см).

 

[195]… у гилгальских истуканов… — Видимо, это статуи на границе владений Эглона и земли Вениамина, служившие пограничным ориентиром.

 

[196] Израильтяне приходили к ней и получали от нее указания. — Или: «Израильтяне приходили к ней на суд».

 

[197] 5:1–31 За рассказом о битве израильтян с Сисерой следует победная песнь Деворы. Многие ученые считают, что это древнейший памятник еврейской литературы. Текст песни очень сложен, почти каждая строка допускает несколько интерпретаций.

 

[198]… обмолачивал… в давильне для винограда, чтобы мидьянитяне не заметили. — Молотьба на току была видна издали. Подчеркивая, как тяжело было израильтянам под гнетом мидьянитян, повествователь сообщает, что Гедеон молотил пшеницу тайком, вручную — не на току, а в яме, где давят виноград.

 

[199] Яхве–Шалом — буквально: «Яхве есть мир» или «Яхве мира». В Ветхом Завете жертвенникам нередко даются имена: Быт 33:20; 35:7; Исх 17:15.

 

[200]… вторая стража ночи… — Ночь делится в Ветхом Завете на три стражи. Начало второй стражи — полночь.

 

[201] Шекель — основная мера веса в древней Палестине (ок. 11,5 г). Тысяча семьсот шекелей — около 20 кг.

 

[202] Пуп Земли — очевидно, какой‑то ориентир в окрестностях Шехема.

 

[203]… место это засеял солью. — Как символ того, что на этой земле ничего уже не будет расти и жить.

 

[204] Каде́ш — здесь: Каде́ш–Барне́а, оазис, где израильтяне остановились после ухода из Египта.

 

[205]… Бала́ка, Циппо́рова сына… — См. Числ 22–24.

 

[206] Цафо́н — селение в Галааде, упомянуто также в Нав 13:27.

 

[207]Очевидно, диалект ефремлян отличался от диалекта галаадцев иным выговором шипящих, и по этому признаку легко можно было отличить галаадца от ефремлянина. В качестве теста галаадцы использовали слово шиббо́лет; оно может значить либо «поток» (Пс 68:3, 16), либо «колос» (Иов 24:24). Поскольку дело происходит у бродов через Иордан, по–видимому, имеется в виду «поток».

 

[208]… Ивца́н из Вифлее́ма. — Скорее всего, имеется в виду не иудейский Вифлеем, а галилейский (находившийся в наделе Завулона — Нав 19:15).

 

[209] Назоре́й (евр. нези́р) — человек, посвятивший себя Богу посредством особого обета. Правила о жизни назорея даны в Числ 6: назорей не должен пить вина, виноградного сока или пива; не должен есть винограда в каком бы то ни было виде (например, изюма, виноградных зерен или виноградной кожуры); не должен стричься и бриться; не имеет права прикасаться к трупам и даже находиться рядом с трупами. Соблюдение этих запретов делает его «святым» (Числ 6:5, 8).

 

[210] Ра́мат–Ле́хи — букв.: «Высо́ты Лехи». Перед нами игра слов: Ле́хи — часть топонима и ле́хи «челюсть». Слово Рамат («высоты»), составная часть многих топонимов, переосмысляется здесь как связанное с глаголом рама «бросить».

 

[211] Эн–ха–Коре́; — буквально: «Источник Взывающего» или «Куропаткин источник».

 

[212]… вплела… — Буквально: «воткала»: волосы Самсона должны быть использованы как поперечные нити (уток), которые, переплетаясь на ткацком станке с продольными нитями (основой), образуют ткань. Под деревянной спицей (букв, «колышком»), скорее всего, имеется в виду палка, с помощью которой на примитивных ткацких станках вновь проложенные поперечные нити прибиваются к проложенным ранее.

 

[213] Миха́; — сокращенная форма имени Михей.

 

[214]Слово сидо́няне в Ветхом Завете нередко означает просто всех жителей южной Финикии (современного Ливана).

 

[215] Махане́–Дан — буквально: «Лагерь Дана».

 

[216] Дан — самый северный из городов Израиля. Беэ́р–Ше́ва — самый южный. Выражение «от Дана до Беэ́р–Ше́вы» в значении «весь Израиль» часто встречается в исторических книгах Ветхого Завета (1 Цар 3:20; 2 Цар 3:10; 17:11; 24:2, 15; 3 Цар 4:25).

 

[217] Надел спасшихся вениамитян должен остаться за Вениамином. — В Ветхом Завете не раз говорится, что надел, который Бог отвел каждому из племен, не должен менять своего хозяина (ср. Числ 36:7). Поэтому, несмотря на свою вражду с племенем Вениамина, израильтяне обязаны заботиться о продолжении рода уцелевших вениамитян.

 

[218] Не зовите меня больше Нооми… — Обыгрывается связь имени с корнем наа́м «быть приятным».

 

[219] Мара́; — букв, «горькая». Ср. 1:13.

 

[220]… жатва ячменя. — Ячмень созревал раньше пшеницы. Жатва ячменя начиналась после весеннего равноденствия.

 

[221]… подбирать упавшие колосья… — Ветхозаветный закон предписывал владельцу поля оставлять упавшее при жатве или сборе урожая беднякам, переселенцам, вдовам и сиротам (Лев 19:9–10; 23:22; Втор 24:19–21).

 

[222]… уксус. — Традиционная приправа, приготовленная из скисшего вина. См. также Числ 6:3; Притч 10:26; Пс 68:22.

 

[223]… жареного зерна. — Обычная еда на Ближнем Востоке. См. также Лев 23:14; 1 Цар 17:17; 25:18; 2 Цар 17:28.

 

[224]… жатва ячменя и пшеницы. — Жатва пшеницы начиналась после окончания жатвы ячменя и заканчивалась к началу лета. См. также прим. к 1:22.

 

[225]… сегодня вечером… — Лучшим временем для провеивания была вторая половина дня, когда дует ровный западный ветер.

 

[226]… на гумне. — Гумно представляло собой ровную площадку, вымощенную камнем, на которой сперва обмолачивали, а затем провеивали зерно, отделяя его от мякины.

 

[227]… лучше прежнего… — Имеется в виду забота Руфи о своей свекрови.

 

[228]… у городских ворот. — Точнее, на площади между внешними и внутренними воротами, где заседал суд и решались важнейшие вопросы жизни города.

 

[229]… чтобы его потомки наследовали его имущество. — Буквально: «чтобы восстановить имя умершего над его имуществом». То же в 4:10. Покупатель поля должен взять Руфь в жены, и их первый сын будет считаться сыном умершего (Втор 25:5–10). Этот сын будет иметь приоритетное право выкупа земельного участка, принадлежавшего его деду Элимелеху, или сможет вернуть его себе бесплатно в юбилейный год (Лев 25:24–28).

 

[230]Скорее всего, здесь описан обычай, связанный с отказом израильтянина вступить в брак с вдовой умершего родственника. Согласно Втор 25:9–10, Руфь имела право снять сандалию с ноги неназванного родственника и плюнуть ему лицо. То и другое означало позор и бесчестье (2 Цар 15:30; Ис 20:2–4; 50:6; Числ 12:14).

 

[231] Парец — первый из двух близнецов, родившихся у Тамар, которая хитростью вынудила своего тестя Иуду выполнить обязательства по продолжению рода его умерших сыновей (Быт 38).

 

[232] Воинств. — Небесным воинством называется свита Господа (3 Цар 22:19), нередко отождествляемая с солнцем, луной и звездами (Втор 4:19).

 

[233] Она назвала его Самуилом, сказав: «Я выпросила его у Господа». — Обыгрывается созвучие имени Самуил и глагола шаалъ «просить». От этого глагола образовано имя второго главного героя книги — Саула, «выпрошенный».

 

[234] Господь высоко поднял чело мое. — Букв.: «поднял рог мой». Рог в Библии — символ мощи и власти (Втор 33:17; Пс 17:3). Если человек «поднимает свой рог», это значит, что он горделив и претендует на власть (например, Пс 74:5, 6, 11).

 

[235] …служка… — Букв.: «юноша–священник» или «слуга–священник». Предполагается, что этот служка действует по приказу сыновей Илия.

 

[236] …возносили… — Речь идет об одном из ритуальных действий, наряду с жертвоприношением. Выражение «возносить эфод» встречается также в 14:3; 22:18.

 

[237] Пусть так-то и так-то покарает тебя Бог… — Букв.: «так пусть сделает тебе Бог и так пусть добавит». Это выражение заменяет слова проклятия.

 

[238] …одежда его была разорвана, а голова посыпана землей. — Знак горя и траура. Ср. 2 Цар 1:2, 11; 15:32.

 

[239] Ихаво́д означает «бесславный» или «где слава?»

 

[240] …наростами. — В тексте неясное слово, интерпретируемое как геморроидальные шишки.

 

[241] Э́вен–Э́зер означает «камень помощи».

 

[242] Этот человек пользовался большим уважением. — В оригинале: «сильный муж». Это выражение может указывать как на военную доблесть (Суд 6:12; 11:1; Иер 48:14), так и на влиятельность и богатство (Руфь 2:1, 4 Цар 15:20; 24:14, 16).

 

[243] …освятим начало… — Букв.: «обновим». До этого Саул был лишь тайно помазан, а затем избран в цари. Теперь было необходимо нечто вроде торжественной инаугурации.

 

[244] Сейчас жатва пшеницы… — Т. е. начало лета, когда в Израиле не бывает дождя. Ср. Притч 26:1.

 

[245] …в трех направлениях… — На север, на запад и на восток, как видно из дальнейшего описания.

 

[246] …необрезанных. — В исторических книгах Ветхого Завета это презрительное название филистимлян (Суд 14:3; 15:18; 1 Цар 17:26, 36; 31:4; 2 Цар 1:20; 1 Пар 10:4).

 

[247] …народ грешит против Господа: ест мясо с кровью. — Ср. Быт 9:4; Втор 12:23.

 

[248] Пусть так‑то и так‑то покарает меня Бог… — См. прим. к 3:17. 15:12 Кармил — здесь: иудейское селение в Негеве (см. 25:2 и Нав 15:55).

 

[249] …Саул ухватился за край его плаща… — Знак мольбы, ср. Зах 8:23.

 

[250] …злой дух от Господа. — Ср. Суд 9:23, где Господь тоже посылает «злого духа», ср. также 3 Цар 22:21, 22.

 

[251] …шесть локтей с пядью. — Около трех метров.

 

[252] …пять тысяч шекелей. — Около 55 кг.

 

[253] …шестьсот шекелей… — Около 6,6 кг.

 

[254] …щитоносец. — Во время боя большой щит треугольной формы ставился на землю и закрывал целиком стоящего за ним человека. В то время как один воин сражался, прикрываемый таким щитом, другой должен был этот щит придерживать.

 

[255] …эфратянина… — Т. е. человека родом из Эфраты. Эфрата — другое название Вифлеема, по Быт 35:19; 48:7; ср. также Руфь 4:11.

 

[256] …трещоток. — Этот музыкальный инструмент упоминается только здесь; название, вероятно, образовано от числительного «три», предполагается, что речь идет о трещотках с тремя пластинками.

 

[257] до большого колодца… — Точнее, речь идет о резервуаре для хранения дождевой воды.

 

[258] …по случаю новолуния… — В новолуние начинался новый месяц календаря, и этот день отмечали как праздничный (Пс 80:4; Числ 28:11–15).

 

[259] Пусть так‑то и та‑то Бог покарает Ионафана… — См. прим. к 3:17

 

[260] …хлеб освященный… — Ниже он назван хлеб подношения (ст. 6), букв, «хлеб лица (Господня)». См. Исх 25:30; 35:13; 39:36; Числ 4:7; 3 Цар 7:48. Этот хлеб могли есть только священники (Лев 24:5–9).

 

[261] 21:2–6 Этот эпизод упоминается в евангелиях (Мф 12:3,4; Мк 2:25, 26; Лк 6:3, 4) как прецедент нарушения ритуальных табу в случае крайней нужды.

 

[262] …в победной песне… — Букв.: «во время плясок». Речь идет о плясках женщин, встречающих войско. Ср. 18:6, 7.

 

[263] …и сказал царю Моава: «Прошу тебя, приюти отца моего и мать…» — Согласно генеалогии Давида, содержащейся в книге Руфи, отец Давида Иессей был внуком моавитянки Руфи (Руфь 4:13–22).

 

[264] …вторым человеком в твоем царстве после тебя. — Судя по 2 Пар 28:7, «второй после царя» было названием официальной должности в Иудейском царстве.

 

[265] За дохлым псом… — Сравнение с собакой (тем более, мертвой) не только в Библии, но и в других древневосточных текстах звучало крайне уничижительно. Ср. 2 Цар 9:8; 16:9.

 

[266] Кармил — здесь поселение в Иудее, ср. 15:12.

 

[267] Навал — букв.: «подлец».

 

[268] …пять мер… — Евр. сеа — мера объема; возможно, около 12 л.

 

[269] …туда, куда ты назначил его. — В Циклаг (27:6).

 

[270] Керетя́не — то же, что филистимляне (ср. Иез 25:16; Соф 2:5). Далее в повествовании о Давиде упоминается дружина керетян и пелетян (2 Цар 8:18; 15:18; 20:7; 3 Цар 1:38, 44; 1 Пар 18:17), вероятно, филистимского происхождения.

 

[271] 31:4, 5 Несколько иначе рассказывает о гибели Саула амалекитянин в 2 Цар 1:6–10.

 

[272] Жители Явеша Галаадского… — Саул спас этот город от Нахаша, царя Аммона (см. гл. 11).

 

[273] …одежда… разорвана, голова посыпана землей. — Знаки скорби (ср., например, 1:11; 15:32).

 

[274] …в книге Достойного… — Предполагают, что так назывался недошедший до нас сборник еврейской поэзии. Кроме плача о Сауле и Ионафане, он включал в себя слова Иисуса Навина, остановившие солнце и луну (Нав 10:12–14).

 

[275] …щит… не смазанный маслом! — Щит представлял собой деревянный каркас, обтянутый кожей, к которой иногда крепились металлические пластины. Смазывание маслом было необходимой частью ухода за щитом. См. также Ис 21:5, где приказ смазать щиты означает призыв к бою.

 

[276] Авнер, сын Нера — двоюродный брат Саула (см. 1 Цар 14:50).

 

[277] Иоав — согласно 1 Пар 2:13–16, племянник Давида (его мать Церуя — сестра Давида).

 

[278] …страдающие выделениями из члена и прокаженные… — Такие люди считались ритуально нечистыми. См. Лев 13–15.

 

[279] …на новую телегу… — Это продиктовано требованиями ритуальной чистоты; использованная вещь могла быть ритуально нечистой.

 

[280] …белый льняной эфод… — Часть одежды священников (1 Цар 2:18; 22:18); судя по ст. 20, Давид был почти раздет.

 

[281] Скиния — см. Исх 26, 27.

 

[282] 8:12, 13 …эдомитян… над эдомитянами… — В еврейском тексте «арамеев… над арамеями»; Арам и Эдом часто путаются в консонантной записи из‑за сходства еврейских букв далет и реш.

 

[283] …командовал керетянами и пелетянами … — Они составляли личную охрану царя (см. 23:23). Керетяне, возможно, происходили с острова Крит.

 

[284] сыну твоего господина. — Еврейское бен «сын» может также значить «внук, потомок». Мефивошет — внук Саула.

 

[285] …на крышу царского дворца… — На плоской крыше домов в древней Палестине вечером было свеже́е и прохладнее; ср. 1 Цар 9:25, 26, где Самуил разговаривает с Саулом на крыше дома, и последний остается там спать.

 

[286] …окончился срок очищения… — Речь идет о ритуальной нечистоте, вызванной менструацией, см. Лев 15:19–24. Купание в ст. 2, вероятно, было частью очищения. Автор подчеркивает, что сам Давид не нарушил правил ритуальной чистоты (Лев 15:24) и именно он, а не Урия, был отцом ребенка.

 

[287] Авиме́лех — сын Гедеона от наложницы; о нем см. Суд 8:30–9:57.

 

[288] Ефремов лес — местоположение неизвестно. Во всяком случае, битва происходит в Заиорданье, а не на территории племени Ефрема, жившего в горах к западу от Иордана.

 

[289] У нас на царя в десять раз больше прав… — Одному племени Иуды здесь противопоставляются северные, израильские, племена, которых традиционно насчитывалось десять.

 

[290] Некогда израильтяне заключили с ними союз, скрепленный клятвой… — См. Нав 9:15.

 

[291] 22:1–51 Псалом, составляющий эту главу, находится также в Псалтири, это Пс 17. Тексты Пс 17 и 2 Цар 22 имеют ряд разночтений.

 

[292] Тигель — керамическая емкость для плавки и переплавки металлов.

 

[293] …и стал подстрекать… — В 1 Пар 21:1 гневается на Израиль и подстрекает Давида не Господь, а Сатана.

 

[294] Там он построил… — Согласно 1 Пар 21:18–22:1 и 2 Пар 3:1 впоследствии здесь был построен Иерусалимский храм.

 

[295] Хаггит — одна из жен Давида, см. 2 Цар 3:4.

 

[296] Иоав — Давидов племянник (1 Пар 2:13–16); его главнокомандующий (2 Цар 2:13; 8:16; 1 Пар 11:6).

 

[297] 1:7, 8 Авиафар и Цадок — два верховных священника (2 Цар 8:17).

 

[298] Беная, сын Иехояды — командир керетян и пелетян, филистимской дружины Давида (2 Цар 8:18; 20:23; см. прим. к 1:38).

 

[299] Иафан — пророк при дворе Давида в Иерусалиме (2 Цар 7:1–17; 12:1–15, 24–25).

 

[300] Керетяне и пелетяне — подразделение в войске Давида, вероятно, наемники.

 

[301] Шатер — передвижное святилище, в котором со времен Исхода обитал Господь.

 

[302] …схватился за рога жертвенника. — «Рогами» называются выступы на углах жертвенника. Человек, нашедший убежище в храме, считался неприкосновенным, а его убийство — святотатством.

 

[303] Авнер, сын Нера — двоюродный брат Саула, израильский главнокомандующий при Сауле и при его сыне Ишбо́шете. Иоав коварно убил Авнера, когда тот возвращался с переговоров (2 Цар 3:26–39).

 

[304] Амаса, сын Иетера — племянник Давида и двоюродный брат Иоава; главнокомандующий у Авессалома (2 Цар 17:25). После гибели Авессалома получил от Давида предложение перейти на его сторону и занять пост главнокомандующего вместо Иоава (2 Цар 19:13). Вскоре был предательски убит Иоавом (2 Цар 20:9,10)

 

[305] Барзиллай из Галаада — богатый человек, снабжавший Давида необходимым, когда тот скрывался от Авессалома за Иорданом (2 Цар 17:27–29; Галаадом называется израильская часть Заиорданья).

 

[306] …приговор, который Господь изрек роду Илия… — Илий был священником храма Господа в Силоме, городе примерно на полпути между современным Наблусом и Иерусалимом. Сыновья Илия прогневали Господа, и Он проклял их род (1 Цар 2:12–3:18).







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 355. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия