Студопедия — Духовные ценности
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Духовные ценности






И здесь мы не будем злоупотреблять терпением читателя и вторгаться в предметные области других философских дисциплин, в частности, таких почтенных и древних, как этика, эстетика, философия культуры и религио­ведение. К изучению религиозных ценностей самое непосредственное отношение имеет также теология (богословие), но претендовать на объективный характер она не может, ибо всегда имеет неустранимую конфессиональную ценностную окрас­ку. Это, впрочем, ничуть не умаляет значения теологии. Любое творчество и иссле­дования в сфере духовных ценностей позитивны – лишь бы не оскверняли чужих святынь и духовных ценностей.

В целом под духовными ценностями следует понимать максимы красо­ты, добра, истины, святости, мудрости и любви, сподвигающие личность к высшим формам творчества в науке, искусстве, религии, философии, а также к неустанному личному совершенствованию.

Если инверсия витальных ценностных модальностей достаточно естествен­на (принцип о «вкусах не спорят»); социальных ценностей – нежелательна, но неизбежна, особенно в период социальных переворотов (так, для эпохи царизма принадлежность к аристократии – критерий благородства, для социализма – на­против, знак всяческой социальной низости, для капитализма же принадлежность к аристократии ценностно нейтральна); то для духовных ценностей стирание граней между добром и злом, достойным и недостойным, прекрасным и безоб­разным, а тем более выворачивание ценностного мира наизнанку, когда подлец становится героем, а шут-сатирик – глашатаем священных истин, – попросту недопустимо.

 

1 Соловьев B.C. Сочинения. В 2 т. Т. 1. М., 1988. С. 454.


Еще раз подчеркнем, что одна и та же ценностная модальность (категория) может наполняться достаточно различным идеальным содержанием в разные исторические эпохи, у разных народов и в разных социальных группах1. Речь в данном случае идет о другом: здоровое ценностное сознание (и личности, и соци­альной группы, и всего народа) всегда четко противополагает ценностное «небо» ценностному «дну», высокое – низкому, всегда сопротивляется попыткам их сме­шения. Отчасти этим занимался средневековый карнавал, ломая излишне жесткую средневековую иерархию и выполняя определенные социально-терапевтические функции. Правда, шут становился королем лишь на несколько дней в году2, после чего иерархический порядок ценностного бытия восстанавливался с железной не­обходимостью. Однако «затянувшийся карнавал»3 чреват самыми разрушительны­ми для общества и личности последствиями.

В чем состоит опасность этого ценностного выворачивания мира наизнанку и к чему оно приводит, блестяще описано у П.А.Сорокина. Нынешняя стадия гло­бального кризиса лишь подтверждает правоту и прозорливость констатации вели­кого социолога. «...Масса современных психоаналитических и «научных» биогра­фий разоблачают и унижают любой персонаж, каким бы благородным он на самом деле ни был. Все, чего бы и кого бы они ни касались – Бога, благородных людей, достижений, – высмеивается как пассивное, заурядное, ненормальное или пато­логическое, побуждаемое к действию прозаическими, эгоцентристскими и боль­шей частью физиологическими стимулами. Гениальность становится разновид­ностью безумия, бескорыстная жертва объясняется только комплексом неполно­ценности, Эдиповым, Нарцисса или им подобными. Выдающиеся общественные устремления – стадными инстинктами. Половое влечение, шизофрения, паранойя становятся культурными тенденциями. Святость показывается как разновидность идиотизма... Жалость отождествляется с невежеством, моральная ценность с ли­цемерием... Человек падает с величественного пьедестала искателя правды, абсо­лютной ценности и опускается до уровня животного, которое при помощи своих разнообразных «идеологий», «рационализации» и «выводов» стремится удовлет­ворить свою жадность, аппетит и свой эгоизм. Когда он не ведает, что творит, то он всего лишь простак; когда же намеренно прибегает к таким «рационализациям», обращаясь к истине и другим высокопарным словам и понятиям, то он становится откровенным лицемером, который использует «истину» в качестве дымовой за­весы для оправдания своих «реликтов» и прочих комплексов. В любом случае ре­зультат губителен для достоинства человека, его истины и науки».4

Подлинная духовность всегда противостоит апологии низменного дна че­ловеческой души (всяческих ценностных «анти-»), а также гипертрофии ви­тальных ценностей. Духэто действенная любовь и нравственное разумное

 

1 Проблема содержательного характера так называемых «абсолютных ценностей» будет обсуждаться в рамках следующей темы.

2 Здесь достаточно вспомнить мистический ужас, который пережила Русь во времена правления Ивана Грозного, когда он на достаточно долгое время провозгласил царем татарина Симеона Бекбулатовича и сам же отдавал ему шутовские почести.

3 См. о современной культурной ситуации и о перспективах выхода из этого «затянувшегося карнавала» в многочисленных публикациях одного из авторов. (Например: Миронов В.В. Наука и «кризис культуры» (или «затянувшийся карнавал»?) // Вестн. МГУ. Сер. 7. Философия. 1996. № 5–6).

4 Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 482–484.


творчество,каким бы конкретным и разнообразным эмпирическим идеальным содержанием ни наполнялись базовые духовные модальности в ту или иную эпо­ху и какие бы из них ни выходили на первый план, модифицируя иерархический порядок высшей сферы «царства ценностей». Так, ясно, что для древнего эллина высшая ценность – философская мудрость и красота, а главные сферы духовно­го творчества – философия и искусство. Для человека средневековья приматом были религиозные и этические ценности. Для человека Просвещения высшая ценность – научная истина. Однако в любую эпоху и в любой культуре, какие бы духовные ценности там ни доминировали, всегда жили, живут и будут жить лич­ности, воплощающие синтетические вершины духа, гармонически объединяющие все его творческие модальности. Это Платон и Сенека, Франциск Ассизский и Лео­нардо да Вийчи, Г.В.Лейбниц и В.И.Вернадский, П.А.Флоренский и П.Тейяр де Шарден, А.Швейцер и Н.К.Рерих.

Любопытно, что именно с конца XIX – начала XX века в качестве противо­стояния всеобщему кризису ценностей гипертрофированно техногенной и гипер­трофированно экономической цивилизации начинаются синтетические искания в сфере духовных ценностей и поиск механизмов гармонизации различных облас­тей культурного творчества. Кризис, поразивший все сферы общественной жизни и вызвавший бунт Ф.Ницше, породил одновременно и наметки высшего аксиоло­гического синтеза.

Существует удивительная закономерность в сфере духа: чем страшнее и опустошительнее ценностный кризис, чем более назойливыми становятся витальные, технократические и экономические фетиши, чем шире, наконец, расходятся ядовитые волны релятивизма и скептицизма, т.е. чем отврати­тельнее обнаруживается антиценностное «дно» цивилизации, тем жарче раз­гораются костры подлинной культуры и тем более яркие личности выходят на защиту высших духовных ценностей и идеалов.

 

 

3. Синтетические ценностные идеи в русской культуре. Основные аксиологические постулаты

 

Необходимо отметить выдающиеся заслуги отечественной культуры в деле защиты высших ценностей и в выработке методологии аксиоло­гического синтеза. Три имени воплощают этот дух наиболее полно и ярко, и их идейное влияние не ослабевает, а лишь усиливается со временем.

Прежде всего – это гениальная фигура Ф.М.Достоевского с его идеалом брат­ского социального единения людей на всеобщих христианских началах любви «ко всему созданию божию»1 и соборного труда по спасительным законам красоты2.

Другая величественная фигура – B.C.Соловьев с его программой построе­ния всеобъемлющей «метафизики всеединства», преодолевающей жесткие анти­номии веры и разума, истины и ценности, рационального и внерационального,

 

1 Эта ценность воплощена великим русским писателем в образе старца Зосимы.

2 Данная духовная ценностная максима вложена Достоевским в уста князя Мышкина.


родного и вселенского, земного и небесного. Закономерно, что свой синтетиче­ский духовный идеал B.C.Соловьев формулирует, как раз анализируя творчество Достоевского: «Будучи религиозным человеком, он был вместе с тем вполне сво­бодным мыслителем и могучим художником... В своих убеждениях он никогда не отделял истину от добра и красоты, в своем художественном творчестве он никог­да не ставил красоту отдельно от добра и истины»1.

Наконец, третья крупнейшая фигура, увы, оклеветанная и до сих пор вызы­вающая странно предвзятое чувство у гуманитарной интеллигенции, – это осно-воположница теософии Елена Петровна Блаватская. Однако из всех русских писа­телей именно она оказала самое сильное влияние на европейскую и американскую духовную мысль конца XIX века2 и предприняла попытку – приблизительно в одно время с B.C. Соловьевым3 – объединить достижения современной ей нау­ки, философии и религиозной мысли, причем ее творчество было основано на хорошем знании восточной духовной традиции. Можно как угодно относиться к конкретным теософским построениям Е.П.Блаватской, но общая задача теософии сформулирована ею вполне рационально в духе отечественной метафизики все­единства и в русле современных синтетических исканий, в том числе и сугубо научных4. «Только путем изучения различных великих религий и философий че­ловечества, – писала Е.П.Блаватская, – путем беспристрастного сравнения их непредубежденным умом, человек может надеяться достичь Истины... И не ранее, чем мы достигнем... их внутреннего содержания, мы обнаружим... что оно выра­жает некую Великую Истину Природы».5

Кстати, устойчивый и все возрастающий интерес к трем этим ключевым фи­гурам отечественной культуры связан с ностальгией современной мысли и по под­линному мировоззренческому синтезу, и по поиску твердых духовных оснований бытия. Что же роднит в понимании ценностей вообще и духовных ценностей в частности таких мыслителей, как Достоевский, Соловьев и Блаватская, и позво­ляет находить почти буквальные переклички с их трудами в работах столь разных философов из других эпох – неоднократно процитированных нами М.Шелера и Э.Фромма, В.Франкла и П.А.Сорокина? Что позволяет при всех оговорках сде­лать вывод об универсальности человеческой системы ценностей?

Выскажем три такие универсальные ценностные идеи, общие для трех вышеотмеченных отечественных мыслителей и принимаемые (явно или неявно) всеми крупнейшими представителями последующей аксиологической традиции (первую из этих идей раскроем и обоснуем в данной, а две другие – в последую­щих лекциях):

1) существует безусловный примат духовных ценностей над материальными, а также совершенно рациональные аргументы в пользу этого;

 

1 Соловьев B.C. Сочинения. В 2 т. Т. 2. М., 1988. С. 305.

2 Между прочим, книги Е.П. Блаватской лежали на столе у А.Эйнштейна.

3 Здесь только важно не путать великого русского философа Владимира Соловьева с его братом Все­володом – бездарным беллетристом, перу которого принадлежит насквозь лживая и тенденциозная книга о Е.П. Блаватской «Разоблаченная жрица Изиды».

4 Отсылаем читателя к весьма содержательной книге известного физика, показывающего близость многих физических и религиозных подходов: Владимиров Ю.С. Фундаментальная физика, философия и религия. Кост­рома, 1996.

5 Блаватская Е.П. Ключ к теософии. М, 1993. С. 59.


2) есть объективные и абсолютные духовные ценности не только формально­го, но и содержательного плана;

3) эти объективные и абсолютные ценности не являются бесплотными абстрак­циями и вовсе не подавляют нашу индивидуальную человеческую свободу. Они обретают реальное и действенное бытие в форме человеческих идеалов и святынь.

Первая ценностная идея включает в себя три взаимосвязанных аксиологиче­ских постулата.

Первый из них гласит, что в ситуации ценностного выбора при прочих равных условиях 1 всегда следует предпочесть более высокие иерархические ряды ценностей низлежащим рядам, а ценности духовного плана – сообра­жениям социальной выгоды и материальной пользы. Лучшее из обоснований этого постулата принадлежит, на наш взгляд, М.Шелеру.

Второй аксиологический постулат фиксирует, что никакого параллельно­го роста материальных и духовных потребностей быть не может. Если одни растут, то другие неизбежно убывают, и если естественные (а не фетишизи­рованные) материальные потребности всегда конечны, то духовные могут расти бесконечно. Этот постулат тривиален для всей религиозной аскетики всех мировых религий, но одна из его лучших формулировок применительно к сфере повседневной жизни принадлежит С.Н. Булгакову (о чем чуть ниже).

Третий аксиологический постулат, наиболее очевидный, утверждает, что приобщение к духовным ценностям может быть только добровольным. На­сильственное приобщение к духовным ценностям всегда достигает результа­та, прямо противоположного ожидаемому, а именно – провоцирует человека на принятие антиценностных и антидуховных установок из чистого сопро­тивления насилию. Приоритет в безупречном художественно-психологическом обосновании этого ценностного постулата принадлежит Ф.М.Достоевскому, о чем мы уже писали чуть выше. Сделаем ряд разъяснений и дадим обоснование этих постулатов.

Сущность дилеммы, заключенной во втором постулате, была точно схвачена в свое время С.Н.Булгаковым, писавшим, что «в человеке непрестанно борются два начала, из которых одно влечет его к активной деятельности духа, к работе ду­ховной во имя идеала (в чем бы она ни состояла), а другое стремится парализовать эту деятельность, заглушить высшие потребности духа, сделать существование плотским, скудным, низменным. Это второе состояние и есть истинное мещан­ство; мещанин сидит в каждом человеке, всегда готовый положить на него свою омертвляющую руку, как только ослабевает его духовная энергия»2.

Подтверждение этой максимы является чисто эмпирическим: о ее право­те свидетельствует вся история духовного праведничества и подвижничества во всех мировых религиях, а также биографии великих творцов в истории человече­ской культуры (ученых, художников, писателей). Быт последних в подавляющем большинстве случаев был материально непритязательным, а личный образ жиз­ни – достаточно умеренным, даже аскетичным. Многие мучились фактом свое­го богатства, как Л.Н.Толстой. Удивительным образом материальные лишения и

 

1 Ясно, что если человек голоден, то его не заставишь читать B.C. Соловьева или слушать Моцарта.

2 Булгаков С.Н. Сочинения. В 2 т. Т. 2. М, 1993. С. 126–127.


жизненные трудности даже способствуют творческим взлетам, словно закаляя и сподвигая к активности творческий дух. Самые наглядные примеры тому – Мо­царт и Достоевский.

Что касается первого постулата, то можно привести чисто рациональные до­воды в его поддержку.

1. Духовные ценности бесконечны, материальные конечны. Так, избирая сте­зю творчества по законам добра и красоты, человек может реализовать их во мно­жестве жизненных актов и материальных носителей, постоянно углубляя для себя их понимание и совершенствуя свои творческие способности.

В противовес этому нельзя съесть вкусной пищи больше, чем позволяет твой организм; невозможно одновременно ездить на нескольких модных машинах; спать сразу на двух мягких кроватях и носить зараз несколько дорогих костюмов. Гедонистическая попытка придать конечным материальным потребностям челове­ка самодовлеющий и бесконечный характер ведет не только к духовному оскуде­нию вследствие роста потребительской ориентации, но, самое главное, необрати­мо разрушает человеческое тело и психику.

2. Удовлетворение духовных потребностей дает более глубокое и устой­чивое удовольствие, вернее – духовную радость. Так, даже единократное со­зерцание великой картины в каком-нибудь музее (предположим, «Сикстинской мадонны» в Дрезденской галерее) может навсегда остаться в памяти человека и при каждом мысленном обращении к запомнившемуся художественному образу дарить мгновения чистейшей духовной радости. Любой подлинный ученый и ху­дожник скажут вам, что самые радостные переживания они испытали в моменты творческого вдохновения, углубленного взаимообогащающего собеседования с близкими по духу людьми или при созерцании величественных красот природы. Память об этих духовных событиях навсегда сохраняется в глубинах человече­ской памяти.

В противовес этому телесное удовольствие от поглощения торта или аппетит­но поджаренной свиной отбивной быстро проходит, и изголодавшийся чревоугод­ник скоро начинает мечтать о новом блюде. Соответственно, модница перманент- I но мечтает о новом платье; развратник – о новом сексуальном контакте. Погоня же за все новыми и новыми удовольствиями, как хорошо известно из психологии, превращается «в бег осла за пуком сена», где кушать хочется все больше, а насы­титься никак не удается.

3. Наличие высоких и дальних духовных целей помогает личности преодо­леть локальные жизненные трудности, не потеряв смысла жизни. Если же цели низкие и близкие, то их достижение или крушение может привести личность к обессмысливанию ее бытия и даже к самоубийству.

Представьте себе человека, всю жизнь мечтавшего построить большой лич­ный дом, десятилетиями работавшего на эту свою мечту, наконец-то этот дом по­строившего, но вынужденного через некоторое время увидеть его сгорающим при пожаре. Если у человека нет более высоких духовных целей, он может счесть свою жизнь конченой и потерявшей всякий смысл. В этом плане наличие высоких ду­ховных целей является даже экзистенциально прагматичным, ибо позволяет успешно преодолевать жизненные драмы и выдерживать удары судьбы. Та-








Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 1088. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия