Наличие идеала
Огромную роль в становлении гармоничной системы ценностных модальностей, а также в ее продуктивном практическом функционировании играет ценностный идеал. Подобно царской короне, он венчает царство ценностей, как бы персонифицируя высшие ценности и насыщая живым действенным содержанием дотоле отвлеченные и абстрактные ценностные категории. Он есть не только самое высшее, но и – поразительным образом – самое конкретное, зримое и действенное, что есть в мире ценностей. Об этом мы будем подробно говорить в рамках следующих тем. Так, образ Иисуса Христа персонифицирует ценностную матрицу христианских ценностей, а то, с чем он борется и что разоблачает, – нисходящую пирамиду христианских антиценностей. То же самое свойственно, скажем, образу Павки Корчагина из романа «Как закалялась сталь», служившему идеалом для нескольких поколений советских людей. Он воплощает систему революционных коммунистических ценностей эпохи Гражданской войны и первых пятилеток. Свои идеалы и герои были у последователей Белого движения.
2. Основные подходы к классификации ценностей. Виды ценностей
В рамках верхней ценностной пирамиды можно в самом общем виде выделить три относительно неизменных и иерархически соподчиненных уровня позитивных модальностей – материальные, социальные и духовные ценности 1. Существует много классификаций ценностей в зависимости от выбранных оснований. Мы уже упоминали о классификациях М.Шелера, Э.Фромма; свои системы классификации ценностей можно найти у B.C.Соловьева, Н.О.Лосского, В.Франкла.2 Весьма емкая и эвристичная классификация ценностей, лежащая одновременно и в основе классификации различных культурных типов, принадлежит выдающемуся социологу П.А.Сорокину. Он, как известно, выделял доминанту чувственных, идеациональных и идеалистических ценностей в зависимости от примата чувственно-телесных, духовных ценностей или их сочетания 3. В принципе классификация на то и классификация, чтобы делать упор на конкретных парамет-
1 Соответственно в пирамиде антиценностей им будут бинарно противостоять ценности с приставкой «анти». 2 См. его классификацию ценностей на ценности творчества, переживания и отношения (Франки В. Человек в поисках смысла: Сб. М, 1990. С. 173–174). 3 Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 430–435. pax изучаемых объектов. Все классификации в той или иной степени субъективны, инструментальны и по-своему верны.1 Одна из немногих классификаций, вызывающая у нас решительное возражение, это попытка разделить ценности на «ценности сознания» и «предметные ценности». Такого разделения попросту не может быть, исходя из тех соображений, которые развивались выше, а именно: все ценности сознания всегда предметны по своему идеальному содержанию (за исключением ряда структур, связанных с психологическими ценностными переживаниями) и всегда направлены на вещественно-предметное воплощение. Предметные же ценности всегда созидаются и вычленяются на основе деятельности сознания. В целом же, напомним, идеальный и многомерный характер бытия ценностей никак не позволяет односторонне-механически свести их ни к психическим актам сознания (к субъекту ценностного акта), ни к их предметно-телесному воплощению (к носителям ценностей). Нам представляется, что традиционная классификация ценностей, исходящая из основных потребностей2 человека и разделяющая всё иерархически организованное «царство ценностей» на материальные, социальные и духовные, является не только наиболее простой и очевидной по своим основаниям, но и нисколько не утратившей своего эвристического потенциала. При этом мы должны сразу оговориться, что вообще не собираемся давать классификацию материальных носителей ценностей и сколько-нибудь подробно обсуждать интересную саму по себе проблему соотношения собственных свойств предметов и их ценностной значимости для человека, чего мы вскользь касались в рамках предыдущей лекции3. Как мы выяснили, такая связь несомненно существует, и свойства самих предметов имеют большое влияние на наше ценностное бытие, особенно это касается предметов культуры. Однако с точки зрения философской аксиологии как учения о специфически человеческом отношении к бытию,первичны все-таки идеальные ценностные содержания, благодаря которым эти свойства первоначально выделяются или воплощаются. Мы также воздержимся от полной инвентаризации ценностных категорий (или ценностных модальностей), ограничившись анализом лишь некоторых из них и сосредоточившись на основных формально-структурных закономерностях, свойственных каждому ценностному уровню, независимо от того, какую конкретную конфигурацию и содержательное наполнение приобретают ценностные модальности в бытии отдельных индивидов, а также социальных групп и культур. Последние, естественно, самым прямым образом влияют и на ordo amoris входящих в них индивидуальных субъектов.
1 Попытку обобщить разнообразные подходы к ценностям и принципам их классификации можно найти в статье: Леонтьев Д.А. Ценность как междисплинарнос понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопр. философии. 1996. №4. 2 Здесь в основание выделения ценностей могут быть положены и антропологические основания, в частности, вычленение в человеке уровней тела, души и духа. Такой подход является универсальным для многих философско-антропологических подходов и на Западе, и на Востоке, равно теистических и нетеистических. Об этом мы уже писали при выделении различных уровней и сфер сознания. 3 Подобная проблематика входит в компетенцию ряда философских аксиологических дисциплин (этики, эстетики, философии культуры, ряда разделов религиоведения и философии науки), а также таких наук, как культурология, экономика, право, политология и т.д. Ниже, в рамках последней темы аксиологического раздела, мы обсудим лишь проблему носителей высших ценностей.
|