Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Наличие идеала





Огромную роль в становлении гармоничной системы цен­ностных модальностей, а также в ее продуктивном практическом функциониро­вании играет ценностный идеал. Подобно царской короне, он венчает царство ценностей, как бы персонифицируя высшие ценности и насыщая живым дей­ственным содержанием дотоле отвлеченные и абстрактные ценностные катего­рии. Он есть не только самое высшее, но и – поразительным образом – самое конкретное, зримое и действенное, что есть в мире ценностей. Об этом мы будем подробно говорить в рамках следующих тем. Так, образ Иисуса Христа персони­фицирует ценностную матрицу христианских ценностей, а то, с чем он борется и что разоблачает, – нисходящую пирамиду христианских антиценностей. То же самое свойственно, скажем, образу Павки Корчагина из романа «Как закалялась сталь», служившему идеалом для нескольких поколений советских людей. Он во­площает систему революционных коммунистических ценностей эпохи Граждан­ской войны и первых пятилеток. Свои идеалы и герои были у последователей Белого движения.

 

2. Основные подходы к классификации ценностей.

Виды ценностей

 

В рамках верхней ценностной пирамиды можно в самом общем виде выделить три относительно неизменных и иерархически соподчи­ненных уровня позитивных модальностей – материальные, социальные и духовные ценности 1. Существует много классификаций ценностей в зависимо­сти от выбранных оснований. Мы уже упоминали о классификациях М.Шелера, Э.Фромма; свои системы классификации ценностей можно найти у B.C.Соловье­ва, Н.О.Лосского, В.Франкла.2

Весьма емкая и эвристичная классификация ценностей, лежащая одновремен­но и в основе классификации различных культурных типов, принадлежит выдаю­щемуся социологу П.А.Сорокину. Он, как известно, выделял доминанту чувствен­ных, идеациональных и идеалистических ценностей в зависимости от примата чувственно-телесных, духовных ценностей или их сочетания 3. В принципе классификация на то и классификация, чтобы делать упор на конкретных парамет-

 

1 Соответственно в пирамиде антиценностей им будут бинарно противостоять ценности с приставкой «анти».

2 См. его классификацию ценностей на ценности творчества, переживания и отношения (Франки В. Чело­век в поисках смысла: Сб. М, 1990. С. 173–174).

3 Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 430–435.


pax изучаемых объектов. Все классификации в той или иной степени субъективны, инструментальны и по-своему верны.1

Одна из немногих классификаций, вызывающая у нас решительное возраже­ние, это попытка разделить ценности на «ценности сознания» и «предметные ценности». Такого разделения попросту не может быть, исходя из тех соображе­ний, которые развивались выше, а именно: все ценности сознания всегда предмет­ны по своему идеальному содержанию (за исключением ряда структур, связанных с психологическими ценностными переживаниями) и всегда направлены на веще­ственно-предметное воплощение. Предметные же ценности всегда созидаются и вычленяются на основе деятельности сознания. В целом же, напомним, идеальный и многомерный характер бытия ценностей никак не позволяет односторонне-ме­ханически свести их ни к психическим актам сознания (к субъекту ценностного акта), ни к их предметно-телесному воплощению (к носителям ценностей).

Нам представляется, что традиционная классификация ценностей, исходящая из основных потребностей2 человека и разделяющая всё иерархически организо­ванное «царство ценностей» на материальные, социальные и духовные, является не только наиболее простой и очевидной по своим основаниям, но и нисколько не утратившей своего эвристического потенциала.

При этом мы должны сразу оговориться, что вообще не собираемся давать классификацию материальных носителей ценностей и сколько-нибудь подробно обсуждать интересную саму по себе проблему соотношения собственных свойств предметов и их ценностной значимости для человека, чего мы вскользь касались в рамках предыдущей лекции3. Как мы выяснили, такая связь несомненно суще­ствует, и свойства самих предметов имеют большое влияние на наше ценностное бытие, особенно это касается предметов культуры. Однако с точки зрения фило­софской аксиологии как учения о специфически человеческом отношении к бы­тию,первичны все-таки идеальные ценностные содержания, благодаря которым эти свойства первоначально выделяются или воплощаются.

Мы также воздержимся от полной инвентаризации ценностных категорий (или ценностных модальностей), ограничившись анализом лишь некоторых из них и сосредоточившись на основных формально-структурных закономерностях, свойственных каждому ценностному уровню, независимо от того, какую конкрет­ную конфигурацию и содержательное наполнение приобретают ценностные мо­дальности в бытии отдельных индивидов, а также социальных групп и культур. Последние, естественно, самым прямым образом влияют и на ordo amoris входя­щих в них индивидуальных субъектов.

 

1 Попытку обобщить разнообразные подходы к ценностям и принципам их классификации можно найти в статье: Леонтьев Д.А. Ценность как междисплинарнос понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопр. фило­софии. 1996. №4.

2 Здесь в основание выделения ценностей могут быть положены и антропологические основания, в част­ности, вычленение в человеке уровней тела, души и духа. Такой подход является универсальным для многих философско-антропологических подходов и на Западе, и на Востоке, равно теистических и нетеистических. Об этом мы уже писали при выделении различных уровней и сфер сознания.

3 Подобная проблематика входит в компетенцию ряда философских аксиологических дисциплин (этики, эстетики, философии культуры, ряда разделов религиоведения и философии науки), а также таких наук, как куль­турология, экономика, право, политология и т.д. Ниже, в рамках последней темы аксиологического раздела, мы обсудим лишь проблему носителей высших ценностей.








Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 442. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия