Ности. И наоборот: порочную личность больше всего тянет к релятивистской, а заурядную – к догматической ценностным установкам.
Что же касается предметных формулировок подобных абсолютных ценностных максим, то некоторые из них, совпадающие с универсальными истинами человеческого бытия, мы уже приводили. В принципе человеческое сообщество сознательно, а чаще всего неосознанно исповедует какие-то абсолютные ценностные регулятивы и человеческие качества, инстинктивно отторгая то, что этим максимам противостоит и потому подрывает устои совместного общежития. Так, в любом обществе ценятся мужество, добросердечие и искренность, а безусловно осуждаются трусость, завистливость и лживость. Везде предосудительными являются невежество и непрофессионализм, а особым почетом окружаются мудрецы и компетентные в своем деле люди. Во все эпохи особым почитанием окружались неподкупные политики, и, наоборот, считалась позорной политическая продажность. В любом нормальном обществе оберегаются нормальные отношения между полами, без чего немыслимы ни полноценная семья, ни психологически здоровое воспитание детей, ни гармоничные взаимоотношения поколений. Противоестественные половые отношения начали получать государственную санкцию лишь со второй половины XX века. Этот факт вместе с поощрением эвтаназии, операций по перемене пола, бесконтрольных вторжений в человеческий геном; санкционированием политического лоббирования и оправданием откровенной покупки политических кресел1 является не менее зримым знаком глубочайшего ценностного кризиса современной цивилизации, чем политический терроризм. Когда витальный и социальный антиценностный «низ» начинает занимать место ценностного «верха», то паралелльно нападкам начинают подвергаться как раз абсолютные, а вовсе не относительные духовные максимы человеческого бытия. Тогда-то и начинается «варваризация культуры», по меткому замечанию Й.Хёйзинги. «Под варваризацией, – поясняет это непривычное словосочетание голландский культуролог, – можно понимать культурный процесс, в ходе которого достигнутое духовное содержание самой высокой пробы исподволь заглушается и вытесняется элементами низшего содержания... Бастионы технического совершенства, экономической и политической эффективности ни в коей мере не ограждают нашу культуру от сползания в варварство. Варварство тоже может пользоваться всеми этими средствами. Оснащенное с таким совершенством, варварство станет только сильнее и деспотичнее»2. Эта констатация была сделана Й. Хёйзингой в середине 30-х годов XX века, но разве что-нибудь принципиально изменилось с тех пор? И разве со времен Ницше мы не наблюдаем регулярных и упорных попыток подвести под этот кризисный процесс давно и хорошо известную скептико-софис-тическую, сугубо релятивистскую, аксиологическую базу? И разве опять-таки не Сократ с Платоном – эти глашатаи абсолютных ценностных максим – становятся объектами самых кощунственных и агрессивных нападок?
1 Подобными фактами переполнена современная периодическая печать. 2 Хёйзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992. С. 350–351. Буквально ту же мысль о полном согласии духовной варваризации с прогрессирующим техническим развитием чуть позднее разовьет Э. Кассирер в своей последней работе «Миф государства». Тем не менее есть основания питать исторический оптимизм. Тенденция к «выворачиванию ценностного мира наизнанку» активизирует защитников ценностных абсолютов духовной природы, ибо чем выше статус ценностной максимы, тем меньше она Подвержена (при гибком ее понимании) ветрам исторических перемен, а чем ожесточеннее на нее нападают – тем ярче она светит. В самом деле, разве не подтверждается сегодня абсолютная ценность физического, нравственного и интеллектуального совершенствования личности, которая тем самым увеличивает и общий удельный вес добра в этом мире? При этом ясно, что такие восходящие пути всегда глубоко своеобразны и личностны1. Разве не является во всех отношениях универсально значимым процесс добровольного социального единения людей, объединенных желанием сохранить чистой природу и высокой культуру ради обеспечения максимально благоприятных условий как раз для свободного совершенствования личности? И разве не высочайшая ценность – готовность личности бескорыстно и жертвенно служить такому общему благу, где как раз и можно быстрее всего взойти вверх по ступеням личного совершенствования? Наконец, разве не будет абсолютной духовной максимой требование уважать чужие системы ценностей, которые не попирают и не оскверняют твои собственные? Здесь мы выходим на проблему соотношения общечеловеческих и национальных ценностей.
4. Общечеловеческое и национальное В БЫТИИ ЦЕННОСТНЫХ МАКСИМ
Будем предельно краткими в обсуждении этой категориальной пары, учитывая, что она издавна служила предметом обстоятельнейших дискуссий в истории отечественной философской и социально-политической мысли, для которой проблема национально-культурной самоидентификации всегда имела жизненно значимый характер. Остается она таковой вплоть по сию пору. Думается, что и здесь достаточно отчетливо прослеживаются две равно тупиковые, рассудочные аксиологические крайности, давно схваченные и тонко проанализированные русскими мыслителями. Это крайности национализма и космополитизма. Национализм2, как известно, исходит в своем мягком варианте из тезиса о самоценности и самодостаточности своих национальных ценностей и отсутствии ценностей общечеловеческого плана, а потому отказывается от диалога с другими национально-культурными ценностными мирами. Такова позиция культурного изоляционизма. В худшем же из вариантов националистической идеологии мы сталкиваемся с воинствующим шовинистическим навязыванием своих национальных ценностей, отождествляемых с общечеловеческими, другим народам, вплоть до
1 В этой связи бессмысленно задаваться вопросом: чья жизнь и творчество в большей мере явили всеобщие ценности – жизнь А. Швейцера или П.А. Флоренского? Обе жизни – прекрасны, но каждая по-своему. 2 Прекрасный анализ основных форм национализма, не устаревший по сию пору, читатель найдет в статье виднейшего теоретика евразийства Н.С. Трубецкого: Об истинном и ложном национализме // Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана. М., 1999. физического истребления этих последних и попрания их национальных святынь. Самый яркий пример такого изуверского национализма – гитлеровский фашизм. Национализм всегда подпитывает космополитизм – диаметрально противоположную позицию, утверждающую безусловный примат общечеловеческого над национальным. В своем самом примитивном витальном варианте – это типично обывательская точка зрения, выраженная формулой, что главная ценность – это благополучие собственного «Я», а родина там, где нам лучше. Гораздо хуже, когда космополитическим лозунгом «работы во благо всего мира» или «борьбы с национальным тоталитаризмом» оправдывается откровенное шкурное предательство своей страны и товарищей по работе. Деятельность разведчиков-перебежчиков постсоветского времени – самый наглядный тому пример. В более презентабельном виде космополитизм предстает, когда выдвигает тезис о человеке как гражданине всего мира и о безусловном примате общечеловеческих (или, как теперь модно говорить, глобальных) ценностей над ценностями национальными. Чаще всего под общечеловеческими ценностями здесь понимаются культурные и религиозные ценности какой-то вполне определенной культурной традиции1 или же за общечеловеческие выдаются какие-то относительные социальные ценности – ценности рынка, демократии или прав человека. Ясно, что эти ценности значимы, но они, во-первых, предстают в исключительно разнообразных исторических формах2; во-вторых, универсальность их применения в контексте сегодняшнего дня достаточно проблематична (в частности, применительно к России)3; в-третьих, их когда-то вовсе не было и, вполне
1 Что сегодня весьма свойственно современной американской культуре и воинствующему панисламизму. 2 Так, античная демократия и европейский рынок XIX века разительно отличаются от современного рынка и современных форм демократии. 3 Приведем лишь три примера, эмпирически обосновывающих этот тезис. 1. Тип хозяйства в России, особенно сельского, в принципе не может носить чисто капиталистического рыночного характера по причинам исключительной суровости климатических условий. Особенно это справедливо по отношению к Сибири. Здесь главная задача хозяйственной деятельности – не столько произвести товар для продажи на рынке ради денег, сколько воспроизвести жизненный и культурный уклад в экстремальных условиях существования. А если уж входить в структуры мирового рынка, то с учетом гигантских и совершенно объективных издержек любого производства (морозы, огромные континентальные расстояния и т.д.). Иными словами: здесь есть факторы, существенно корректирующие и релятивизирующие ценность рынка. 2. О какой социальной конкуренции можно всерьез говорить в условиях редкого населения Сибири да еще в таких климатических условиях? Здесь каждая пара рук на счету. И ясно, что здесь абсолютной социальной ценностью будет социальная взаимовыручка. Это в условиях Европы при гигантской плотности населения на ограниченном участке Земли принцип социальной конкуренции позитивен. Там отбираются ответственные и законопослушные работники, обеспечивающие качественное производство и социальную стабильность. Маргиналии же и пассионарии исторически «сбрасывались» в колонии. 3. Для европейских стран, чья площадь редко превосходит площадь одной области в России, совершенно нормально голосовать за отдельного депутата, который потом будет представлять эту территорию в федеральном органе. Он – близко, его легко контролировать и оказывать на него постоянное воздействие. У нас же голосовать на местах за отдельного, да еще не проверенного в реальном деле человека, – значит обрекать себя на бесконтрольность центральной власти и полную оторванность ее от интересов народа. Для многих карьеристов и прохиндеев в таких условиях сверхзадача – любой ценой избраться в центральный законодательный орган и по возможности закрепиться в Москве, а выражать волю своего электората – это уж дело чуть ли не вторичное. И поди здесь попробуй окажи на них вразумляющее воздействие с мест: они ведь порой – за тысячи километров от своего электората. В России при ее гигантских пространствах и вполне определенных общинно-вечевых исторических традициях парламентаризм западного типа представляет собой весьма сомнительную социально-политическую ценность, что и подтверждается весьма низким функциональным, интеллектуальным и моральным уровнями се реального парламентаризма. В этих условиях гораздо целесообразнее отбирать для представительства в федеральных органах людей, уже проверенных на местах в реальном деле. Делегировать же их в Москву следует лишь на время сессий для принятия важнейших государственных решений [благо наличие электронной почты и Интернета позволяет весьма эффективно наладить циркуляцию правовых бумаг) с последующим отчетом о деятельности перед местными (областными, краевыми) законодательными собраниями. Так было не только в СССР, но и в период деятельности Земских соборов. возможно, они будут пересмотрены в будущем. Иными словами, они явно не универсальны и не общечеловечны. К сожалению, часто под флагом общечеловеческих ценностей разрушаются, а иногда и сознательно оскверняются национальные духовные ценности и святыни. Не мудрено, что национализм и космополитизм как бы постоянно подпитывают друг друга, не позволяя установить гармоничные взаимоотношения между «родным и вселенским» и встать на позиции настоящего – уважающего ценности других народов духовного, а не витально-звериного и социально-озлобленного – патриотизма. Этот момент в свое время тонко подметил С.Н.Булгаков, писавший: «Национализмом у нас убивается патриотизм и косвенно поддерживается космополитизм, а в этом последнем, в свою очередь, находит свою духовную опору воинствующий национализм. Получается порочный круг»1. Выход из этой ложной рассудочной дилеммы опять-таки диалектичен, и он был давно намечен отечественными философами, предупреждавшими о недопустимости механического противополагания национального и общечеловеческого. «Разве воззрение народное исключает воззрение общечеловеческое? – спрашивает выдающийся отечественный публицист и литератор К.С.Аксаков, и сам же отвечает: – Напротив. Ведь мы говорим, например: английская литература, французская литература, германская философия, греческая философия... Дела человечества совершаются народностями, которые не только от того не исчезают и не теряются, но, проникаясь общим содержанием, возвышаются и светлеют и оправдываются как народности».2 В другой своей статье русский публицист делает весьма тонкое замечание относительно того, как и на основе чего этот синтез родного и вселенского должен быть осуществлен: «чтобы понять общечеловеческое, нужно быть самим собою, надо иметь свое мнение, надо мыслить самому... Только самостоятельные умы служат великому делу человеческой мысли»3. Впоследствии эта мысль о прорастании во вселенское через родное и преломление вселенского через призму национальных ценностей будет с разными нюансами проходить через всю отечественную философию и литературу. Применительно к сфере духовных ценностей это достаточно очевидно4 и получило в рамках отечественной культуры название «соборного духовного единства», где целое живет и прирастает своеобразием своих частей, а каждая часть реализует своеобразие и творческий потенциал лишь в рамках этого культурного целого. Соответственно абсолютные духовные ценности, являясь вместе с тем и общечеловеческими,
1 Булгаков С.Н. Сочинения. В 2 т. Т. 2. С. 456. 2 Аксаков К.С. Еще несколько слов о русском воззрении // Россия и Запад в отечественной публицистике XIX века. Хрестоматия. В 2 т. Т. 1 / Сост. Смолкина Н.С. М., 1995. С. 225. 3 Там же. С. 228. 4 Конкретно-всеобщий – диалектический – характер отношений между национальным и общечеловеческим становится все менее очевидным по мере движения от высших рядов ценностей к низшим. Так, на уровне естественных наук, конкретных промышленных технологий, а тем более каких-то витальных ценностей общечеловеческое все более приобретает абстрактно-всеобщий, т.е. почти одинаковый для всех стран и народов характер. Эту закономерность уловил С.Н. Булгаков в статье «Размышления о национальности» // Булгаков С.Н. Сочинения. В 2 т. Т. 2. М., 1993. С. 453-454. Однако вопреки мнению русского философа, что «техника жизни... теоретическая и прикладная наука... суть безличное анонимное достояние единого человечества» (Указ. соч. С. 454), конкретно-всеобщая поправка на национальные особенности все же, по-видимому, сохраняется и тут. И технологии эксплуатируются по-разному, и кухня у всех народов достаточно своеобразная, да и в рамках развития тех или иных научных направлений может быть обнаружена определенная национальная специфика. Такое своеобразие российской географической науки по сравнению с германской географической наукой тонко подметил в свое время П.Н. Савицкий, о чем мы уже писали выше. специфически преломятся и своеобразно окрасятся на различной культурно-национальной почве. Специфический же акцент в понимании и применении этих ценностей, который сделает каждая национальная культура, в свою очередь обусловит проявление ее духовно-культурной самобытности. Если, например, европейская культура больше всего ценит свободу и творческую автономию личности, а российский культурно-географический мир – духовное единство социума и принцип братской бескорыстной взаимопомощи, то один национально-культурный ценностный акцент совсем не исключает другого и не должен за счет него эгоистически самоутверждаться. Подлинный аксиологический диалог исключает всякий национализм и космополитизм, ориентируя на взаимно-лояльное прояснение и обогащение ценностных установок, а в конечном счете – на мудрое совмещение различных граней единого кристалла общечеловеческих ценностей. Отметим одну важную деталь: высшие духовные достижения и ценностные утверждения какой-то национальной культуры, имеющие общечеловеческое значение и измерение, чаще всего связаны с деятельностью каких-то выдающихся личностей и культурных творцов. Высшие национальные ценности как бы персонифицированы, имеют своих идеально-эталонных представителей. Когда мы говорим о германской культуре и ее духовных завоеваниях, то в любом случае вспоминаем Лейбница, Гёте, братьев Гумбольдтов, Вагнера и Канта. Национальные ценности испанской культуры нельзя понять без обращения к творческому наследию Сервантеса, Лопе де Вега, Веласкеса и Ортега-и-Гассета. Точно так же и русская культура немыслима без имен Пушкина и Достоевского, Чайковского и Сурикова, Вернадского и Менделеева, Соловьева и Флоренского. Всё объективное, всеобщее и общечеловеческое в мире ценностей имеет неустранимое личностное измерение, и чем выше уровень развития личности, тем зримее и бесспорнее посредством ее судьбы обнаруживаются как высшие идеальные ценностные содержания, так и возможность их творческого претворения в жизнь. Анализу высших носителей этих ценностных содержаний – идеалу и святыне – будет посвящена завершающая лекция раздела.
ЛЕКЦИЯ 33.
|