Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Понятие о психике. Психика как субъективное отражение объективного мира.





Любые исследования в области психологии имеют своей конечной целью определение природы психического.

Первое определение души (от греч. psyche), сформулированное скорее как вопрос, дал Гераклит. Он учил: все течет, все изменяется, нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Что же позволяет реке оставаться рекой? Русло? Но оно тоже изменяется. Следует искать неизменное в изменчивом, то, что придает этому изменчивому определенность. Это неизменное никогда не доступно чувственному восприятию и в то же время сообщает миру вещей существование. Применительно к телу человека это нечто выступает как душа.

Философом, который развил это положение, был Платон. Вечное и неизменное он отнес к миру бытия, а временное и изменяемое – к миру существования. Душа – это идея тела. Она соединяется с материей (хора), и таким образом возникает человек. Другие названия идеи, как ее понимал Платон, – морфэ, форма, в немецком переводе – die Gestalt (гештальт). В настоящее время можно было бы подобрать следующий эквивалент этому понятию: матрица или программа.

Ученик Платона Аристотель, развивая эти представления, дал окончательное определение психике, которое существуют и сейчас, несмотря на различия терминологического аппарата. Возражая Платону, Аристотель заявлял, что если общее есть общее для множества предметов, то субстанцией, т. е. бытием вполне самобытным, оно быть не может. Поэтому субстанцией может быть только единичное бытие, которое сочетает форму и материю. В плане бытия форма – это сущность предмета, а в плане познания – понятие о предмете. Материя, из которой формируется человек на основе формы, является субстратом. Сегодня мы говорим: физиологический субстрат психического. Для Аристотеля душа – это форма тела. Согласно полному определению душа (психика) – это способ организации живого тела. И в самом деле, с точки зрения современной биологии человек похож скорее на водопад, чем на камень (вспомним реку Гераклита). В ходе пластического обмена состав атомов человека почти полностью меняется за восемь лет, но при этом каждый из конкретных людей остается самим собой. За всю жизнь человека на непрерывное достраивание и обновление его тела уходит в среднем 75 т воды, 17 т углеводов, 2,5 т белков. И все это время нечто, оставаясь неизменным, «знает», куда, в какое место поставить тот или иной структурный элемент. Теперь мы убеждены, что это нечто – психика. Вот почему, влияя на психику, мы можем влиять на тело, а свойства психики и законы ее функционирования не выводимы из свойств и законов функционирования тела. Откуда же она берется? Из вне. Из мира бытия, который каждая психологическая школа интерпретирует по-разному. Например, для Л. С. Выготского это мир культуры, депонированной в знаках. «Всякая психическая функция, – пишет он, – возникает на сцене дважды. Один раз как интерпсихическая, второй раз как интрапсихическая», т. е. она появляется вначале вне человека, а затем внутри него. Высшие психические функции развиваются вследствие интериоризации, т. е. погружения знака и способа его употребления в натуральную функцию. Форма соединяется с материей.

Итак, мы вслед за Аристотелем определили психику как способ организации живого тела. Теперь следует рассмотреть вопрос о соотношении психики и мозга. Шире этот вопрос формулируется как проблема соотношения биологического и социального в человеке.

Отправным пунктом здесь может быть положение С. Л. Рубинштейна о том, что мозг и психика – это предметно одна и та же реальность. Что это значит? Возьмем какой-нибудь предмет, например, самый простой, карандаш. По мнению С. Л. Рубинштейна, любой предмет можно рассматривать в разных системах связей и отношений. Так, карандаш можно рассматривать как средство для писания и как указку. В первом случае мы можем сказать, что этот предмет оставляет след на бумаге или на другой гладкой поверхности. Когда он перестает писать, его надо заточить, а написанное можно стереть ластиком, прикрепленным на противоположном от грифеля конце. Во втором случае мы говорим, что этот предмет заострен на конце, он легкий, его удобно держать в руках, однако, он недостаточной длины. Если перечитать эти две группы характеристик, забыв, что они относятся к одному и тому же предмету, покажется, что речь идет о двух совершенно разных реальностях. Таким образом, в разных системах связей и отношений один и тот же предмет выступает в различных качествах.

Итак, мозг и психика – это предметно одна и та же реальность. С точки зрения биологической детерминации она выступает как мозг, точнее, как центральная нервная система (ЦНС), осуществляющая высшую нервную деятельность, а с точки зрения взаимодействия человека с миром, т.е. социальной детерминации, – как психика. Под психикой понимаются все изменения в структуре нервной системы, которые возникли вследствие взаимодействия человека с миром как в онто-, так и в филогенезе. Причем второе является определяющим по отношению к первому.

Психика объективна, она имеет свои собственные свойства и качества и определяется своими законами.

Упрощая, можно провести аналогию с диском компьютера и информацией. Записанная на диске информация существует как специфическое взаимное расположение элементов вещества диска. Значит, она объективна, если угодно – материальна, как материальна кристаллическая решетка – гештальт (форма) кристалла. Но ее свойства не определяются характеристиками диска. Информация попала на диск извне и вначале существовала вне данного компьютера. В то же время она – главное в компьютере. Без программ – это просто набор деталей. В такой аналогии диск – носитель информации, мозг – носитель психики. Информация не сводится к диску, а психика – к мозгу. Диск и мозг – это субстрат, информация и психика – форма, способ организации. Если диск и мозг доступны чувственному восприятию, то информация и психика – нет.

Поведение как животных, так и человека управляется психикой. Получив индивидуальное существование, эти биологические особи имеют психику, которая тем сложнее, чем сложнее собственная организация и поведение индивидов. Общебиологическая цель привела к тому, что любая психика имеет две основные функции: ориентировочную и побудительную. Ориентировочная обеспечивает конкретное поведение, направленное на удовлетворение тех или иных потребностей (у человека такое поведение называется деятельность), создавая идеальные модели материальной действительности. Побуждающая функция состоит в работе влечений. Если ориентировочная функция всегда рациональна, т.е. всегда соответствует требованиям успешности программ индивидуального поведения, то многие влечения могут быть иррациональными. Так, например, мать может пожертвовать собой, стремясь сохранить жизнь потомства. Эта иррациональность компенсируется сильными эмоциями, берущими своё начало именно в этой области психики. На уровне человека ориентировочная функция превращается в сознание, а побуждающая в бессознательное.







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 1308. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.022 сек.) русская версия | украинская версия