Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Общекультурное значение педагогики. Анализ образовательных парадигм в мировой педагогической практике.





В настоящее время изменяются место и роль образования в обществе: образование и воспитание являются центральными звеньями в социальной среде, обуславливающими стабилизацию общества и уровень его культурного развития, а также определяющими перспективы его развития.

В мировой и отечественной педагогической практике парадигмы образования складывались и разрабатывались на протяжении веков. Они являются культурным достоянием общества, отражают уровень его культуры в целом. Выделяются следующие парадигмы: 1) знаниевая и культурологическая, 2) технократическая и гуманистическая, 3) социетарная и человеко-ориентированная, 4) педоцентристская и детоцентристская. В ряд элементов, определяющих парадигму образования, входят: представления о системе знаний и умений, необходимых человеку конкретной исторической эпохи; осознание типа культуры и способов развития человека в процессе освоения последней; принципы кодирования и передачи информации; осмысление ценности и роли образования в обществе; осознание культурного развития человека; представления об образе и месте педагога как носителе знаний и культуры в образовательном процессе; образ и место растущей личности в структурах воспитания, обучения и образования.

В европейской культуре знаниевая парадигма имеет самую длительную историю; она активно оформлялась в Средневековье и реализуется посредством традиционной классно-урочной системы обучения. Основным положением знаниевой парадигмы образования является идея трансляции учащимся системы «готовых», «завершенных» знаний, умений и навыков, при этом сам ученик выступает пассивным объектом учебно-познавательной деятельности.

Культурологическая парадигма в большей степени ориентирует образовательный процесс не на овладение «суммой» знаний, а на освоение элементов культуры, способов обучения, поведения, общения. По мере развития общества и культуры расширяются возможности овладения человеком ценностями; основами физической, эстетической, языковой, экологической, компьютерной и другими видами культуры.

Сущность технократической парадигмы обучения и воспитания проявляется в формировании мировоззрения, основными особенностями которого являются преобладание средств над целью, задач образования над смыслом, технологий цивилизации над общечеловеческими интересами, техники над ценностями.

Альтернативной технократическому подходу в образовании, превращающему человека в объект манипуляций, стала гуманистическая традиция. Для нее человек является высшей ценностью, и не только в общественных и образовательных системах. Гуманистическая парадигма ориентирует на изменение образа мышления человека, руководствуясь принципом «все для человека», «все во имя человека». Она основывается на гуманистических моральных нормах, предполагающих сопереживание, соучастие и сотрудничество, оказание помощи и поддержки личности.

Педоцентристская парадигма понимается как альтернатива детоцентристской.

Педоцентристская парадигма рассматривает воспитание и обучение как главные факторы развития ребенка, где основная роль отводится педагогу. В рамках данной парадигмы методика, новаторство и творчество педагога являются определяющими при анализе процессов обучения и воспитания. При этом личностные качества, интеллектуальные способности и интересы ребенка учитываются недостаточно.

Детоцентристская парадигмаориентирует в первую очередь на создание благоприятных условий для развития всех детей, учет и развитие индивидуально-личностных особенностей способностей и интересов.

В основе социетарной парадигмы лежат принципы государственного управления обществом. Именно государство определяет характер и цели воспитания и обучения, а управление системой образования носит сугубо государственный характер.

В рамках же человеко -ориентированной (антропологической) парадигмы человек является непреходящей ценностью. Поэтому в процессе воспитания и обучения учитываются, прежде всего, интересы и индивидуальные особенности как ребенка и его родителей, так и педагога.







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 805. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия