Специфика философской традиции древней Индии, ее культурно-мировоззренческие основания.
Специфика древнеиндийской философии определялась рядом факторов. Древнеиндийская цивилизация и её самобытная культура формировались на основе синтеза культуры арийских кочевых племён, проникших на полуострове Индостан во второй половине II тысячелетия до н.э., и местной протоиндийской цивилизации Хараппы и Мохенджо-Даро. Разрушив сначала эту высокоразвитую городскую цивилизацию, кочевники со временем перешли на оседлую жизнь и создали свои государства, ассимилировав многие цивилизационные достижения аборигенов. Религия завоевателей – брахманизм, религия жертвоприношения, основывалась на Ведах (Веды - знание). Это большой комплекс текстов, многие века существовавших в изустной традиции, что само по себе – уникальное явление в мировой культуре. А так как для индоарийцев это было священное знание, переданное людям самими богами, то благоговейная строгость и точность в их сохранении и воспроизведении было главной заботой и делом жреческой касты брахманов, занимавшей высшее место в иерархии сформировавшихся индоарийских государств. Эти государства имели жесткую сословную структуру, состоявшую из четырех основных каст (варн). Духовная власть принадлежала брахманам, а реальная политическая – военной аристократии, кшатриям. Вайшьи – каста свободных землевладельцев и ремесленников, а также шудры (неприкасаемые, полностью бесправное аборигенное население) обеспечивали высшие касты всем необходимым. Освященная религией кастовая система сначала ограничивала, а затем и вовсе запретила переход из одного сословия в другое, а также межсословные браки. Поскольку прижизненное изменение социального (кастового) статуса было для индивида неосуществимым, «учение о правильной жизни», или карма предписывало ему в социальном плане – тщательное исполнение обычаев и традиций своей касты. С иерархическим общественным порядком в древней Индии связан традиционализм, реализовывавшийся в непрерывности философско-этической традиции, сохранении на протяжении многих столетий устоявшегося категориального аппарата и общей системы мировосприятия. В древней Индии доминировало представление о том, что люди не равны друг другу - они отличаются по положению в обществе, а значит, по следованию тем предписаниям, которые они соблюдают (это фиксировалось с помощью категории «дхарма»). Например, основной обязанностью брахманов (жрецов) являлось исполнение ритуалов, изучение и преподавание священного знания древних индоариев – Вед.
Веды состоят из четырех больших частей: Ригведы, Самаведы, Яджурведы и Атхарваведы. Внутри каждой из частей Вед выделяются: самхиты («собрание стихотворных текстов, гимнов, молитв-прошений»), брахманы («толкования»), араньяки («лесные книги»), и упанишады («сокровенные наставления»). Особую роль в возникновении древнеиндийской философии сыграли упанишады, в которых и были сформированы основные ее категории. Назначение ведической литературы состояло в том, чтобы научить человека духовному самопознанию (самореализации), и тем самым привести его к освобождению от страданий (мокше), обретению знания, «которое ведет к свободе». Древнеиндийская мысль стремится не столько к выработке информации, сколько к трансформации человека(т.е. указывала дорогу не к материальному достатку и счастью, а к способу преобразования человеком самого себя). По ведическим представлениям, человек отрицает жизнь как раз тогда, когда отождествляет себя с иллюзорным материальным телом и полагает, что материальный мир является единственной реальностью. Ведическое знание – знание, воспринятое от высшего Авторитета (поэтому существует другое название ведических текстов – шрути, буквально – услышанное, ибо считается, что подобное знание не создано людьми, а имеет духовную природу и постигается мудрецами, которые передают эти знания в устной форме). В силу своей связи с Авторитетом, оно считается совершенным знанием. Структура священных текстов шрути (т. е. полученных людьми от богов) представлена в следующей таблице
|