Название системы, этимология термина, основоположник, основной первоисточник
| Основные онтологические категории и представления о реальности
| Путь и средство освобождения или спасения
| Состояние
свободы
|
Астика – ортодоксальные системы
|
1) Ньяя – (правило, рассуждение, логика); мудрец Готама, «Няя-сутра»
| Основное внимание уделено процессу познания, прежде всего законам логики как орудию всякого познания
| Обретение истины через умозрение
| Мокша как отделение вечного познающего «я» от его временных свойств
|
2) Примыкает к Ньяя Вайшешика (вишеша- особенный, отличный); мудрец Канада. «Вайшешика – сутра»
| Основа различия вещей - различное сочетание первичных элементов реальности – атомов (ану)- вечных, неизменных, материальных частиц. Пассивные по природе, они приводятся в движение духовной невидимой силой
| Непрерывное самосовершенствование как путь к истинному знанию
| Мокша как освобождение от ига материи
|
3) Санкхья – (число, счёт, рассуждение через перечисление принципов бытия; мудрец Капила (7 в. до н.э.); «Санкхья-карика»
| Даётся дуалистическая трактовка реальности, в основе которой постулируются два исходных первоначала: Практити (материя) и Пуруша(дух). 1-я активна, но лишена сознания, 2-й наделён сознанием, но пассивен, лишен жизненной энергии. Состав Практити образуют три непрерывно взаимодействующие между собой космических силы (Гуны): тамас – пассивность, инерция; раджас – созидающая энергия; саттва – просветлённое самосознание. Развиваясь вследствие соединения с Пурушей, Практити порождает 24 компонента реальности
| Через преодоление незнания (авидья), осознание своей противоположности с Практити и единства с Пурушей индивид на основе йогических методов медитации и концентрации добивается их максимального разведения
| Мокша как результат разъединения Пуруши (познающего) и Практити (познаваемого)
|
4) Йога (связь, соединение, связывание); Патанджали (1 в. до н.э.) «Йога-сутра»
| Выступает как практическое применение санкхьи для достижения психического и физического самоконтроля на основе её онтологии, учения о реальности
| Освобождение духа из потока миропроявления (сансары) и оков кармы
| Самадхи как максимальное самопогружение с утратой всех внешних восприятий
|
5) Миманса (исследование, рассуждение, дискуссия); мудрец Джаймини, (прибл. 4 в. до н.э. – 2 в. н.э.), автор «Миманса- сутры»
| Тесно связана с Ведантой. Обе представляют реставрацию идей ведизма, прежде всего – упанишад. Правила ведийского ритуала абсолютизируются Джайними гораздо сильнее, чем это делали когда-то ведийские жрецы
| Спасение и освобождение через тщательное выполнение всех ритуальных действий
|
|
6) Веданта (конец, завершение вед); мудрец Бадараяна; автор «Брахма – сутры» (2 в. до н.э.). В период средневековья, на волне возрождения традиционного индуистского мировоззрения заняла и продолжает сохранять доминирующие позиции в культуре Индии. Самый выдающийся и знаменитый представитель не только Веданты, но и в целом индийской философии – Шанкара (788 – 820 г. н.э.)
| Единственной подлинной реальностью является Брахман – вечный, неизменный, бесконечный, единый, объективный духовный абсолют, тождественный Атманукак неизменной и вечной сущности индивидуальной души. Окружающий же человека изменчивый, бесконечно разнообразный чувственно-восприни- маемый мир – всего лишь Майя, неподлинное, иллюзорное бытие, источник незнания, заблуждения (авидья), пёстрое привлекательное покрывало, скрывающее истинную реальность, полностью поглощающее сознание не познавшего Истину индивида и поэтому обрекающее его на страдание в круговерти Сансары
| Осознание иллюзорности, неподлинности чувственно-данного мира, и на этой основе проникновение, слияние с подлинной реальностью – Брахманом – Атманом
| Мокша как результат подлинного знания, слияния с духовным абсолютом, когда всякая индивидуалистическая самость, эгоизм, противоположности субъективного и объективного, своего и чужого, внешнего и внутреннего, “я” и ”не-я” снимаются в
акте йогиче ской медитации и самоуглубления
|
Настика – неортодоксальные системы
|
1) Джайнизм.Основатель - Вардхамана(эпитеты: Джина – «победитель» и Махавира – «великий герой». Название – от «Джины») 6 в. до н.э. Сиддханта - джайнский канон («Джайна – сутры» – 41 произведение) В период кризиса брахманизма джайнизм успешно соперничал с буддизмом за доминирование в духовной жизни Индии. В настоящее время джайнская религиозная община хотя и немногочисленна (около 3 млн. человек), но очень влиятельна, особенно в интеллектуальной среде и предпринимательстве (торговля живностью неприемлема)
| Самая рационалистическая система. Отсутствуют какие-либо апелляции к откровению и мифологические элементы. Мир всегда в движении - механическом и эволюционном. Джива (живое, душа) и а-джива (неживое) – 2 разновидности материи – тонкой и грубой. В стадии расцвета, на вершине эволюции мир - царство душ. Единица мироздания – прадеша, мгновенный и неразличимо малый “квант бытия”. Состоит из атома пространства, атома массы, атома времени и противоположных друг другу атомов движения и покоя (дхармы и а-дхармы). Все вещи - комбинации прадеш. Карма материальна, а
душа в своем падении может принимать форму и растения, и даже неживых предметов
| Пятеричный путь освобождения: ахимса – непричинение вреда живому; милосердие и правдивость речи; честное поведение; воздержанность (в речи, слове, делах); воздержание от земных интересов);а также пунья (совершение добрых дел; знание учения, вера в Вардхаману)
| Нирвана как освобождение от бремени собственного «Я» и перерождений на основе сурового аскетизма и неукоснительном соблюдении пятеричного пути, прежде ахимсы
|
2) Буддизм. Основатель - Сиддхартха Гаутама Будда (пробуждённый, просветлённый) 623 – 544 гг. до н.э.; Типитака («Три корзины») – буддийский канон, огромный свод памятников из трёх частей – Виная–питаки, Сутта-питаки и Абхидхамма-питаки. Во времена императора Ашоки, в ходе жестоких войн объединившего Индию, буддизм становится государственной идеологией (250 г. до н.э.), однако в средние века возрожденный брахманизм (индуизм) и вторгшийся сюда ислам полностью вытеснили буддизм с его исторической родины
| Первоначальный буддизм стоит на позиции последовательной десубстанциализации реальности, которая сводится к непрерывному потоку индивидуального сознания. Никакой «подлинной» и вечной реальности, неизменной субстанции нет ни внутри сознания, ни вне его. Реальность пустотна (шунья). Это непрерывные вспышки и угасания дхарм – первичных элементов жизненного процесса, которые и порождают страдание, пронизывающее всё. Корень его – в жажде жизни, желаниях, страстной привязанности к иллюзорному феноменальному бытию. Искоренение её – путь к прекращению страдания
| «Срединный», отвергающий «крайности» безудержной погони за чувственными «удовольствиями и вожделением» и чрезмерного брахманистского асетизма, умерщвления плоти», восьмеричный путь к «cверхзнанию, умиротворенности, нирване»: правильное видение, мысль, речь, действие, образ жизни, усилие, внимание, сосредоточение, приводящий к разрушению кармы и колеса сансары
| Нирвана (бук. угасание) – «Конец страдания». Состояние, в котором прекращаются наконец колебания дхарм, состояние полной внутренней гармонии, тишины, отрешённости, предельной самоуглублённости на основе практики дхьяны – буддийской йоги
|
3) Локаята – Чарвака (Лока – мир; «чару-вак» - приятные, чарующие, доходчивые слова или «чарв»- жевать, есть. Оппоненты представляли эту систему как «философию обжор»); полулегендарный мудрец Брихаспати, середина 1–го тыс. до н.э.
Информация о Локаяте содержится в текстах её оппонентов
| Полностью отвергаются все представления идеалистической ведийской традиции. Мир таков, как он дан человеку в его органах чувств. Это и есть единственная подлинная реальность. Основа всего – 4 элемента: земля, вода, огонь, воздух. Сознание возникает из них, когда они образуют тело. С их распадом исчезает и сознание. «И нет доказательств существования души отдельно от тела»
| «Единственный смысл человеческой жизни состоит в удовольствиях, доставляемых чувственными наслаждениями», а «три Веды - это просто неумная болтовня обманщиков»
| «Нет никакого другого освобождения, кроме распада тела на элементы»
|