Становление философии в культурах древнего Востока.
Как уже говорилось, философия как особый тип мировоззрения и специфическая форма общественного сознания – продукт довольно позднего развития человечества. В первобытном обществе ее не было, хотя и можно говорить об элементах философствования, содержащихся в мышлении древних людей. Вообще-то, философствование свойственно каждому из нас, а не только специалистам. В архаичные времена мировоззренческая потребность человека выражалась в попытке, на основе растущих знаний, переосмыслить суеверия и мифы, соотнести их с реальными делами и заботами своего рода. Эти элементы философствования были включены во всю совокупность относительно целостного, нерасчлененного (синкретического) сознания первобытного человека наряду с моралью, искусством, религией. Постепенно в мифологическом мировоззрении обозначились две тенденции: одна преобразовывала традиционные верования в более четкие религиозные представления, другая формировала в общественном сознании так называемую предфилософию. В дальнейшем происходит выделение из предфилософии собственно философии и специализированного знания (науки). Это обусловливается развитием абстрактного мышления, усложнением общественно-исторической практики, необходимостью более глубокого понимания действительности, усиливающейся дифференциацией знаний. Сказанное можно представить в таблице
Вообще, в исследованиях о генезисе (от греч. genesis – происхождение) философии сформировались две концепции: мифогенная и гносеогенная (от греч. gnosis – знание). Первая связывает происхождение философии с мифологией, вторая – с наукой[14][1]. Философия как новый тип мировоззрения, сменивший мифологическое мировосприятие, возникает в VI в. до н.э. одновременно в трех относительно изолированных друг от друга регионах Древнего мира: на Востоке – в Древнем Китае и Древней Индии и на Западе – в Античной Греции. Общие культурно-цивилизационные предпосылки, сложившиеся здесь к этому времени и обеспечившие возникновение философии, были связаны с рядом причин: - переходом древних обществ от бронзы к железу и значительным ростом на этой основе производительных сил, - резким социально-имущественным расслоением и классовой дифференциацией социума, - обострением социальных противоречий и социально-политической борьбы, - образованием рабовладельческих государств на Западе и восточных деспотий на Востоке, - разложением традиционного уклада жизни, - развитием ремесленничества и городов, торгово-денежных отношений и, как следствие, – глубоким кризисом традиционного религиозно-мифологического комплекса, уже не удовлетворявшего назревшим потребностям человека и общества в трезвом, освобожденном от мифологических символов, рационально взвешенном восприятии, осмыслении и истолковании реальности. Мифологическое безвременье, неспешно поглощающее одну тысячи лет истории за другой, сменилось Древностью (примерно, в III-ем тыс. до н. э.), представленной наиболее развитыми земледельческими цивилизациями Юго-Восточной Азии, севера Африки и Средиземноморья: индийской, китайской, египетской, месопотамской, древнегреческой. Кроме развитого земледелия им присущи городская жизнь с развитыми ремеслами и инженерными конструкциями, интенсивные культурные и торговые взаимосвязи с внешним миром, развитые социально-политические институты, письменность, разделение труда. Не случайно, временной интервал с центром около 500 г. (от 800 до 200 г. до н. э.) – немецким философом К. Ясперсом (1883-1969) был назван «осевым временем». «В это время, - писал он, - происходит много необычайного. В Китае жили тогда Конфуций и Лао-цзы, возникли все направления китайской философии. В Индии возникли Упанишады, жил Будда...; в Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом; в Палестине выступали пророки — Илия, Исайя, Иеремия и Второисайя; в Греции — это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, Фукидида и Архимеда. Все, что связано с этими именами, возникло почти одновременно в течение немногих столетий в Китае, Индии и на Западе независимо друг от друга»[15][2]. Новый уровень развития человечества в Древности с неизбежностью привел к возникновению новой формы миропонимания – философии. Именно в эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим и по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня остающихся наиболее влиятельными. Именно в это время человек осознает свое бытие в целом, самого себя как существо не замкнутое, а универсальное. Перемены, произошедшие в «осевое время», имели огромное значение для последующего развития. «Тогда произошел самый резкий поворот в истории. Появился человек такого типа, какой сохранился и по сей день», — заключает К. Ясперс. Таким образом, возникновение классической философии следует рассматривать как интернациональный процесс, протекавший в контексте радикальных сдвигов всемирного масштаба, связанных с процессами разделения труда, формированием демократии, разложением религиозно-мифологического мировоззрения и возникновением зачатков конкретных наук.
Термин «философия» как любомудрие, возникший в рамках западноевропейской культуры (Др. Греция, Др. Рим), имел свои синонимы в культуре древних цивилизаций Востока: понятие «даршана» обозначало систему взглядов в древней Индии, а «учение» – в древнем Китае. Первым философам присуще много общего: попытки разобраться в мировозренческих вопросах с помощью теоретического знания, а не путем религиозно-мифологических представлений; в то же время опора в философских размышлениях на традиции, сказания, верования; нерасчлененность философского, религиозного и специального естественнонаучного знания и др. Однако на Востоке любовь к мудрости не всегда связывалась с разработкой теоретических мировоззренческих концепций, направленных на поиск истины эмпирическим или рациональным способом, но испытывала на себе существенное влияние со стороны религиозно-мифологического мировоззрения, в рамках которого реализовывалось познание и самопознание человека не только через аскезу, но и ритуальную, а также мистическую практику. В этом отношении на востоке нередко подчеркивалось, что путь к истине лежит через нравственное совершенствование человека. К особенностям философии в культуре древних цивилизаций Востока обычно относят: - целостный характер философского мировоззрения, отсутствие в нем привычной для европейской культуры дифференциации знаний на отдельные отрасли; - религиозно-этическую и (или) государственно-практическую направленность философских исканий; - тесную связь философии с жизненно-практической мудростью, как умением человека жить достойно и нравственно. В культуре древних цивилизаций Востока философ нередко предстает перед нами в обличье пророка, религиозного деятеля, проповедника, практически действующего политика, а не как кабинетный ученый. Вместе с тем, уже в трудах античных классиков философской мысли впервые отчетливо обнаружились специфическое содержание, методы и цели философии, которые в последующем стали восприниматься как собственно философские, а не относящиеся к иным формам культуры. Особенности восточного и западного образов философского мышления обусловлены социокультурной спецификой развития конкретного исторического сообщества людей. Духовные и социальные ценности, доминировавшие в мировоззрении древних культур, определяли содержательное различие философских учений Востока и Запада. Поэтому для цивилизаций Древнего Востока характерно воспринимать свое существование как внутреннее единство со вселенским Абсолютом (Индия) или безусловное подчинение всемирному Космическому закону (Китай). В это же время стремление древнегреческой (Западной) философии выражалось в ориентации разума и действий человека на овладение и подчинение человеку внешних сил. Будем помнить об этом при их более подробном рассмотрении. Своеобразие философии Востока и Запада можно представить следующей таблицей (табл. 9):
Таблица 9.
|