Сведений о финских и карельских богах почти не осталось,ведь они приняли христианскую веру в X-XII вв.Для обозначения небесных духов финны употребляли слово-Юмала. Но все же некоторые сведения о языческом пантеоне сохранились благодаря протестантскому епископу-Микаэлу Агриколу. Он писал о том, как финны поклонялись: лесному божеству-Тапио, который помогал охотникам, богу вод-Ахти, приносивший удачу в рыбной ловле, Лиеккио почитался как бог трав, растений и т.п. Ильмаринен почитался как создатель мира и воздуха, он управлял погодой, приносил удачу в путешествии. Бог Туриас приносил победу в битве, кроме в финнских сказаниях упоминается миф о том, как громовик Туури убил своим молотом гигантского вепря. Бог Кратой охранял человека и его товары. Поклонялись финны и духам:так от духа Тонту зависело домашнее хозяйство, он мог приносить богатство, а мог и наказывать неродивых хозяев. В те времена, когда у финнов еще был распространен лунный календарь, они почитали духа Капе,от него зависел цикл лунных затмений. Епископ также перечисляет и карельских богов:Ронготеус-бог урожая, дает рожь, у финнов известен Рункатейвас-"отец ржи";Пеллон Пеко-дух ячменя, находит паралели с прибалтийско-финнским духом -Пеко у эстонцев-сету; Виранканнос-дух овса; дух Эгрес создает горох, лен, капусту; Кендес создал подсеку и поля-все это многообразие богов говорит о том, что финнам и карелам свойственно почитание духов растительности. У финнов и ижорцев известен дух растительности-Сампса Пеллерво(юнец), который просыпается от теплого весеннего солнца и от этого всходит хлеб. Сампса живет на острове с собственной матерью -Мать-Земля как с женой, что говорит нам о кровосмесительном браке, который был характерен для богов плодородия. У карелов известны несколько богов плодородия, так это и Маннтар-хозяйка земли;бог Укко и его жена Рауни, однако образ Уккы у финнов сливался с образом небесного бога Юмалы;бог Кекри способствовал плодовитости скота, следует также указать, что финский календарный праздник, связанный с поминовением умерших назывался кекри или кеури. В этот праздник топили баню, стелили постель для душ умерших, которые якобы в этот день возвращались с потустороннего мира, и от гостеприимства людей зависело благополучие скота и обильный урожай. Духом леса, покровительствующий охоте у карел Агрикола называет вышеупомянутого Хийси, но у него он является не лосем,а духом. Кроме того у карел и финнов, давно освоивших земледелие, известны многочисленные "матери" зверей, покровительствующие промысловой охоте.
В пантеоне богов эстонцев, ливов, вепсов, води небесные божества именовались Юмал(а),так например дух-покровитель пахоты именовался Маа юмал, бог воды-Вии юмал и т.д.Главным считался бог Уку, схожий с карело-финским Укко, он подобно другим громовержцам (литовскому Перкунасу) поражал громом злых духов, которые могли спрятаться от него только в воде. Женой верховного бога была Мать-Земля или Маа-Эма,по народным преданиям, она во время дождя зачинала урожай. Также эстонцы верили и в други матерей стихий:так Мать воды Вэте-Эма, Мать огня-Туле-Эма, Мать ветра-Туули-Эма, кроме того эстонцы верили и в хозяев стихий, так, например, хозяин водной стихии-Кала Тонт:его представляли как человека с рыбьими зубами. Он наделялся сверхспособностями: он сам ловив рыбу, сидя в каменной лодке-атрибут бога -демиурга, еще он мог заманивать в море людей волшебной музыкой. У ливов же распространено почитание водных духов:мериимя, миериезя, миериласт, которым подносили серебряные монеты или серебряный предмет. Эстонцы также почитали духов леса-метсаваймы и метсатонт. Как и эстонцы, вепсы тоже почитали хозяина леса-мецижанда,а также водяного ведехине или Туржас. Но больше всего они почитали хозяина хлева,так как скот считался основой благополучия. Хозяину хлева на зиму оставляли кусочки хлеба в углах, чтобы тот охранял скот.Как и прочих народов эстонцы почитали домовых духов:таковы муру-эйт-хозяин дома и двора, крат и овиный тонн, писухянд-дух очага. Почитался и дух преисподней -мардус.