Мифы марийцев(черемисов),которые подразделяются на луговых и горных, близки к мифам удмуртов, мордвы. Мордва также подразделялась на две группы: эрзи и мокши, мифы которых в целом близки. Сильное влияние на развитие марийской мифологии оказали тюркские традиции, развивающиеся под воздействием ислама в средневековых государствах- Волжской Болгарии и Золотой Орде.
Кугу-Юмо-"Великий бог".Его противник Керемет
В марийской мифологии почитали верховного бога-Кугу Юмо, его дыхание ветер, его лук-радуга. Его имя напоминает нам общефинского бога Юмала. В мифе о творении сохранился общий прауральский мотив: утка прилетела на поверхность Мирового океана и снесла два яйца,из которых появились два брата в облике селезней-Юмо и Йын. Селезни поочередно ныряли на дно и доставали ил, так появилась земля. Юмо на земле творил людей и животных, а Йын мешал творению, за это он был сослан под землю и заперт в преисподней. По другому варианту Кугу Юмо противостоит своему младшему брату Керемету, который плавал по водам Мирового океана в облике селезня, тогда Кугу Юмо велел нырять на дно и доставать землю. Бог одним дуновением сотворил землю с равнинами, пастбищами, лесами, а Керемет выплюнул утаенную часть земли и от нее появились горы. Миф о творении человека нам довольно знаком: Кугу Юмо творит человека, но забыв для него душу, отправляется на небо и оставляет собаку стеречь творение. В этот момент появляется Керемет и напускает мороз, и соблазнив собаку шкурой, оплевал человека. Возвратившись Юмо проклял собаку, а человека вынужден был вывернуть наизнанку и тот стал подвержен всяким болезням и греху. У марийцев кроме того сохранился миф о творении с библейским сюжетом. Бог Юмо также сотворил и добрых духов из искр от огнива, а Керемет подсмотрел способ и создал злых духов. В мордовской мифологии сохранился миф о птице-демиурге повествующий как великая птица Ине Нармонь сносит яйцо, из желтка которой возникает земля, а из скорлупы подземный и небесный мир. По другому мифу птица высиживает три яйца на мировом древе-березе или дубе. Из одного яйца появляется жаворонок-символ начала полевых работ, покровитель земледелия; из второго-соловей, символ домашнего хозяйства; из третьего-кукушка. Три птицы означают три "матери"-хозяйки плодородия.Миф о дуалистическом творении мира у эрзян записал священник Федор Шаверский, где отчетливо проявляется влияние христианства. Верховный бог-Чам-паз плавал по водам мирового океана в деревянной лодке, размышляя как ему устроить мир и пожалел, что у него нет ни брата, ни помощника и плюнул в море. От его слюны в воде появился Шайтан-это имя было заимствовано мордвой у соседей -мусульман. Шайтан напросился в помощники богу, и тот велел ему нырять на дно и, упоминая божье имя, доставать песок. Первые два раза песок обжигал Шайтана, так как он произносил свое имя, в третий раз он все же произнес имя бога и достал во рту песок, но одтал Чам-пазу не все. Когда Чам-паз стал раскидывать песок по морю, стала разрастаться земля по морю. Также стала расти и,утаенная во рту Шайтана, земля, когда он ее выплюнул,то на еще нетвердой земле появились ямы и овраги, холмы и горы. После этого Шайтан стал вредить богу во всех делах, и Чам-паз стал все исправлять. На ясное небо Шайтан напустил тучи, но Чам-паз вложил в них плодородный дождь; на спокойное море Шайтан напустил ветры, а бог построил лодку и сшил парус, научив людей судостроению; овраги были наполнены водой и из них потекли речки; расчищенные от поваленных Шайтаном деревьев, места бог превратил в пашни и луга. В наказании Шайтан был заключен на дно морское. После чего бог создал себе истинную помощницу -богиню плодородия Анге-пятай.В преданиях мокши бог-демиург Шкай также лишился помощника, и создал Солтана, которого на земле почитали как Султана-Керемета, по другому варианту-богиню плодородия Норов-аву. Как то раз богиня не поспела на небо вовремя, так как раздавала хлеб голодным в пятницу, и Шкай сделал этот день праздничным, здесь сказалось влияние ислама. Миф о каменной лодке, в которой плавает творец уже известный мотив у финских народов, восходящий к христианским писаниям. Плевок, из которого возникает Шайтан,напоминает о происхождении нечисти из плевка Сюэтар в карельской и финской мифологии. У христиан плевок через плечо означал,что это плевок на притаившегося там дьявола. Чам-паз выступает также не только как создатель мира, но и культурный герой, та кон подобно Вяйнямейнену делает первую настоящую, не каменную лодку.