В представлениях обских угров вселенная поделена на три мира: небесный, где правит Нуми-Торум; земной мир, где правит богиня земли Калтащ-эква; преисподняя, там царит Куль-отыр. Небесный бог следит за жизнью на земле через отверстие в небе. Также на три яруса делятся и небесный и подземный миры: на трех ярусах неба сидят Нуми-Торум, его отец и дед. Ярусы в подземном мире становятся уже в вышину: второй ярус высотой не более хлыста, которым погоняют собак, а третий -высотой с собачий хвост. Так вселенная поделена на семь ярусов. С земли на небо ведет лестница, семи ярусная гора или мировое древо. На дереве свила гнездо птица Карс-вестница богов. Под ее гнездом живет железная лягушка, а в источнике под мировым древом живут ящерицы, змеи,которые ждут когда выпадут птенцы Карс, чтобы насытиться ими. Птица Карс обладает громовым голосом, а когда раскрывает красный клюв, то сверкает молния. Зимует она в теплых краях, поэтому зимой грозы не бывает. Так как в преисподнюю ведет гора с отверстием, накрытым птицеловной сетью, а затем рыболовной сетями, то Шаману, чтобы попасть туда нужно потерять крылья, а затем превратиться в щуку, только тогда он сможет попасть в загробный мир. Ханты верили, что в загробном и небесном мире люди живут также как на земле. Когда человек умирает на небе, то возрождается на земле, если умер на земле, то возрождается в преисподней. Но в загробном мире жизнь проходит наоборот: если на земле светит солнце, то в загробном мире-луна, умерший на земле, живет в преисподней; если на земле все делают правой рукой,под землей-левой и наизнанку. В загробный мир можно добраться по реке Обь, где у мыса Хом, расположено отверстие,ведущее в загробный мир. Духи умершего сохраняют человеческий облик, он перебирается в другой мир на лодке, если умер летом, а если зимой, то на оленьей упряжке. На юге располагается Южная страна Мортим-ма, хозяева которой старик со старухой принимают перелетных птиц. Край мира похож на лезвие ножа, птицы задевая рай, погибают, и этим питаются хозяева. Умерших птиц они оживляют,бросая их пух и кости в море с живой водой, там же они сами омолаживаются сами. Название страны Мортим-ма восходит к иранскому морт, мурт, что означает"человек".Отсюда следует, что южная страна обских угров- эта страна народов, где говорили на иранских языках. В обско-угорском языке кроме того обнаружено еще много заимствований из иранских источников.
Семь сыновей Нуми-Торума
Количество сыновей Нуми-Торума соответствует священному числу семь.Т ак все семь сыновей стали покровителями всех групп обских угров. Старший сын Полум-Торун- бог реки Пелым, участвовал в творении мира и человека. Он также владеет всеми богатствами реки Пелым и живет там же с женой и детьми. Ас-ях-Торум -бог верховий Оби, распоряжается рыбными и пушными богатствами; принимает облик чайки, всадника на белом коне или некого чудища. По описанию Г.Новицкого "старик Обский" имеет вид доски "нос, аки труба жестянная, очеса стекляны, роги на главе малые"[10]. Бог Урала и покровитель оленьих стад -Нер-Торум. Жил на священной горе Ялпын-нер у озера, в каменном доме. Все, кто покушался на его богатства обращались в камень, так как отец запретил ему проливать кровь. Древнему мифу соответствует находка на Урале в селении на реке Ляпин. Там был обнаружен кусок руды, который именовался Ахвтас-ойка, что в переводе означает "Камень-старик".На нем было надето помимо шести рубах,специально сшитая шапка из пыжика, это говорит о том, что камень воплощал Нер-ойку-покровителя оленей. Бог реки Аут-аутъя-отыр, жил на Обской губе в образе щуки, повелевал морской рыбой. Бог грома Ай-ас-Торум, дух малой Оби, может принимать облик лебедя. Тайт-котль-Торум -бог реки Средняя Сосьва, был воспитан богатырем-кузнецом. Он прославился как воин, победивший шестьдесят богатырей, менквов-великанов и помогает своим братьям. Наиболее прославленным из всех сыновей был самый младший Мир-сусне-хум- покровитель людей.