Метод объединения разных форм
Суть данного метода заключается в интеграции основных, наиболее интересных, привлекательных и целесообразных условий сразу нескольких игровых форм. Получается своего рода «коктейль», в котором смешиваются несколько «ингридиентов»-игр. Как хороший (или просто съедобный) коктейль не получится, если просто «смешивать всё подряд», так и новая игра совсем не обязательно родится, если просто объединить несколько игр. Важным, как и во всех других случаях игрового конструирования, является соблюдение требований обозначенных ранее принципов игрового конструирования. Так или иначе, но удачное объединение нескольких игровых форм в одну позволяет значительно расширить и возможности такой игры. Здесь также напрашиваются определенные аналогии: у холодильника одни возможности, у радиоприемника – другие, у компьютера с модемом – третьи, но если объединить их в одно, то может получиться очень интересный пример бытовой электроники с широчайшими возможностями. Подобные примеры также всё чаще встречаются сегодня в повседневной жизни: мобильные телефоны, в которых одновременно есть фотокамера, видеокамера, радио, будильник, калькулятор, диктофон, плеер и многое другое. Соответственно, не надо носить с собой все эти предметы по отдельности, ведь все они достаточно гармонично встроены в мобильный телефон, поэтому достаточно взять его. Примерно также дело обстоит и с игрой: объединив несколько «необходимых» игровых форм в одну, педагог получает возможность с помощью этой формы решать значительно более широкий диапазон задач, возрастает его профессиональная мобильность, он имеет возможность одной формой адекватно отреагировать (или осуществить профилактику) на целый ряд различных проблемных ситуаций (что особенно важно при работе с коллективом, где к каждому, тем не менее, требуется индивидуальный подход). Как уже отмечалось, главное при реализации данного метода – видеть то, какими сторонами объединяемые игровые формы могут взаимодействовать и взаимодополнять друг друга, становясь единой формой, а также то, будет ли вообще нужен получившийся продукт. Например, если объединить пылесос, холодильник и стиральную машинку, то из этого навряд ли получится что-либо полезное. Или (отталкиваясь от самого понятия «форма»), если какой-то человек одновременно наденет различные формы одежды (к примеру, военную, спортивную и деловую), то это будет не только глупо и некрасиво, но и крайне неудобно. Хотя в современной моде всё чаще что-то новое и, при этом, привлекательное и функциональное создается именно через смешение различных форм и стилей одежды. Другое дело, что невозможно в принципе объединить несколько форм целиком, ничего в них не изменяя, то есть, невозможно, например, одновременно надеть на себя полностью военную форму и тут же напялить деловой костюм. Берутся лишь те элементы разных форм и стилей, которые не просто сочетаются друг с другом, но и дают новый, ранее не создаваемый эффектный и эффективный продукт. При объединении разных форм также необходимо отбирать лишь отдельные элементы, представляющие собой определенные акты и действия, гармоничное сочетание которых друг с другом приводит к созданию новых, ярких, интересных игровых форм, обладающих широкими педагогическими возможностями. Конечно, можно просто объединить несколько форм, оставив каждую из них с полным набором составляющих (например, игровых условий и правил, которые необходимо выполнять для того, чтобы игра осуществлялась). Но, скорее всего, в таком случае получится громоздкая, «неповоротливая», крайне неудобная для организаторов и участников форма, перегруженная всевозможными (в получившемся варианте часто нефункциональными или дублирующими друг друга) элементами. Итак, еще раз обращаем внимание на то, что при реализации не только данного, но и любого другого метода, игротехнику необходимо прибегать как к логическому, линейному (конвергентному) мышлению, так и к целостному, интуитивному (дивергентному).
ПРИМЕР 11: ЛЮБОПЫТНАЯ СТРЕЛКА В данной игре объединяются две достаточно известные игровые формы: «Бутылочка» и «Пресс-конференция».
|