Футбольный марафон
Здесь, как и в предыдущем варианте, изменениям также подвергается время игры. Кроме того, изменяется (увеличивается во много раз) и количество игроков. В отличие от предыдущего варианта, игра не прерывается, а продолжается без перерыва в течение какого-либо довольно длительного времени. Например, опять же, в загородном центре каждый отряд (начиная с самых младших ребят и заканчивая вожатским отрядом) делится на две половины, то есть, на две команды (например, команду «синих» и команду «красных»). Игра может начаться утром. Каждый отряд (начиная, как уже было отмечено, с младших) по очереди вступает в игру и поиграв какое-то время (например, 20 минут), выходит из игры, передав эстафету следующему отряду. Такая игра может продолжаться в течение всего дня – до самого вечера. Результаты каждой очередной игры присоединяются к результатам предыдущих игр и, к концу этого футбольного марафона, становится понятно, кто выйдет из него победителем (или же до последнего момента побеждает то одна, то другая команда). В этом варианте, кроме всего прочего, деструктивные проявления соревновательного характера игры практически не проявляются. Описание возможных вариантов игры в «нетрадиционный» футбол, вариаций этих вариантов, вариантов этих вариаций (и так далее) можно продолжать, но пусть здесь у вас, уважаемые читатели, останется возможность (а она здесь просто безгранична) для собственного творчества.
ПРИМЕР 15: ОЗВУЧИВАНИЕ НЕМОГО КИНО Приведенная здесь игра является примером того, как можно конструировать игровую форму посредством изменения количества отдельных её элементов (в данном случае – количества участников игры). Это увлекательная и веселая игра-театрализация. Ведущая идея данной игровой формы заключается в том, что одна группа участников показывает так называемое «немое» кино или сказку (любой сюжет, хорошо знакомый всем – отрывок из известного фильма, мультфильма, книги, всем знакомой ситуации и т.п.). То есть, отыгрывая свои роли, они могут использовать только движения, жесты и мимику, не применяя слов и вообще звуков. Вторая же группа как раз озвучивает то, что должны говорить и делать члены первой группы. При этом у каждой «немой» роли есть парная «звучащая» роль. К примеру, если в группе «немых» есть Буратино, то в группе «звучащих» должен быть тот, кто будет его озвучивать. При подборе сказки или какого-либо сюжета можно исходить из количества участников и того, какой вариант игры будет использоваться (дуэт, трио, квартет и пр.). Также можно добавлять новых героев, не существующих в «официальном» варианте сказки или известного сюжета. Например, если участников в каждой игровой группе («немые» и «звучащие») получилось по 9 человек, а в сказке всего 7 персонажей (например, в «Репке»), то можно добавить какие-либо «нейтральные» роли (привидение, инопланетянин, прохожий, сосед и т.п.). Или можно «позаимствовать» героев из других сказок, фильмов, книг (например, в «Репку» добавить роли Терминатора, Гарри Поттера, Чебурашки и т.п.). Также можно добавить роли реальные (кого-либо из общих знакомых, президента РФ или США, известного телеведущего или поп-звезду и т.п.). Для наглядности примера мы будем использовать сказку «Репка» и группу в количестве 18 человек. Дуэты Вариант 1: Участники делятся на 2 группы (по 9 человек в каждой). В каждой группе распределяются соответствующие роли: Репка, Дедка, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка, Сосед, Терминатор. После распределения ролей группы отдельно друг от друга готовят (придумывают текст, немного репетируют – на этот этап достаточно выделить 10-20 минут) свои варианты показа и озвучивания. Затем они по очереди показывают и озвучивают свои варианты: сначала одна группа показывает «немой» вариант, а вторая озвучивает, а потом – наоборот. Разумеется, «заготовки» во многом не будут соответствовать друг другу. Но именно в этом то и заключается основная педагогическая ценность данной игры, ведь участникам однозначно придется не только импровизировать, но и согласовывать свои действия. Для этого «немые» должны слушать, что говорят «звучащие». Те, в свою очередь, должны внимательно следить за «немыми» и озвучивать только то, что они показывают, чтобы реплики и звуки соответствовали движениям, жестам и мимике. Жюри может оценивать, выбирая либо лучшую группу, либо лучшую «озвучку» или «немой показ». Вариант 2: В этом варианте участники также вначале делятся на две группы, в которых распределяются роли. После этого участники расходятся по ролевым парам: Репка-1 с Репкой-2, Дедка-1 с Дедкой-2 и т.д. В парах они распределяют между собой роли «озвучивающего» и «показывающего», после чего в течение 5-10 минут ими готовится свой отрывок всей театрализации сказки. Ведущий начинает «показательную» часть игры, объявляя роли, которые должны вступить в игру-театр. Игроки-актёры могут выступить и уйти на задний план, либо продолжать активно участвовать в дальнейшем показе и озвучивании. Трио Если на одну роль приходится три человека (например, в группе 21 человек и группа работает со сказкой, в которой 7 ролей), то можно предложить одному из них отыгрывать «немой показ», а двум другим озвучивать. Но, при этом, один озвучивает собственно голос героя, а 2-й озвучивает своего рода «внутренний голос» этой же роли, что также должен отыграть выступающий на сцене.
|