Исторический контекст. Хотя этический релятивизм стал заметной философской проблемой только в 20 в., у него древние корни
Хотя этический релятивизм стал заметной философской проблемой только в 20 в., у него древние корни. В классическом греческом мире историк Геродот и софист Протагор, по всей видимости, исповедовали некую форму релятивизма (последний привлек внимание Платона в «Теэтете»). Следует также отметить, что древнекитайский даоский философ Чжуандзы выдвинул нон-объективистскую точку зрения, которую иногда понимают как разновидность релятивизма. Античные греческие философы придерживались разнообразных этических взглядов, однако самой распространенной нон-объективистской позицией был, скорее, этический скептицизм, взгляд, что этического знания не существует (позиция скептика Пирроновского толка Секста Эмпирика), чем этический релятивизм, взгляд, что этические истины или обоснования существуют, но носят относительный характер, ибо определяются конкретной культурой или обществом. Эта парадигма мышления просуществовала большую часть истории западной философии. Периодически возникали обсуждения этических разногласий, например, в «Опытах» Мишеля Монтеня (1580) или в диалоге авторства Д.Юма, прилагающемся к «Исследованию о принципах морали» (1751). Эти дискуссии свойственны объективистскому подходу, однако этический релятивизм как позиция, ясным образом отличная от этического скептицизма обычно не попадал в фокус их внимания. До XX в. Этические философы, как правило, не выступали в защиту этического релятивизма. Тем не менее, возрастающее осознание европейцами разнообразия этических позиций (особенно между западной и незападной культурами) в современную эпоху стало серьезным поводом для современного интереса к этическому релятивизму. В это время доминирующий среди европейцев и их колоний взгляд состоял в том, что их этические ценности выше, чем этические ценности других культур. Мало кто думал, что этические ценности могут иметь равную или относительную значимость. Главный посыл происходил из области антропологии. Антропологи был очарованы огромным разнообразием культур и тщательно исследовали их эмпирически, в особенности «примитивные», незападные культуры. Довольно рано антропологи приняли допущение о европейском или западном превосходстве. Но эту точку зрения оспорил Франц Боас и его ученики, в частности, Рут Бенедикт, Мелвилл Херсковиц и Маргарет Мид в XX в., явно сформулировали влиятельные формы этического релятивизма. В 1947 г. По случаю дебатов в ООН об универсальных правах человека, Американская антропологическая ассоциация выпустила обращение, в котором заявила, что этические ценности относительны отдельных культур, и что не существует способа продемонстрировать, что ценности одной культуры лучше, чем ценности другой. Антропологи никогда не утверждали этого единогласно, и в последнее время то обстоятельство, что некоторые антропологи стали выступать за права человека, это ослабило релятивистскую направленность дисциплины. Тем не менее, такие влиятельные антропологи, как Ричард Шведер и покойный Клиффорд Гирц защищали релятивизм. Важный мостик от антропологии к философии был создан Эдвардом Вестермарком (1906-8 – 1932), социологом, который писал антропологические и философские работы, защищающие разные формы эмпирического, а также метаэтического релятивизма. В довоенный период, философы начали уделять существенное влияние этическому релятивизму, и Ричард Брандт (1954) и Джон Лэдд вполне серьезно восприняли эмпирический вклад антропологии в понимание нравов разных культур. С тех пор, явный акцент на антропологических изысканиях ослабел. Однако не ослабел интерес к этическому релятивизму, и теперь существует огромная литература по этой теме. Большинство дискуссий остаются в области чистой «метаэтики», однако не все. Например, существует литература об этическом релятивизме в связи с правами человека (с которыми некоторые формы релятивизма находятся в прямом конфликте), а также в связи с философией феминизма (где он и критикуется, и защищается в контексте феминистических проблем). Также обсуждение этического релятивизма ведется в такой прикладной области, как медицинская этика.
|