Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Обиходный звукоряд




редают секундовые (модальные) их соотношения: «гн» — «гораздо низко», «н» — «низко», «с» — «светлым гласом [пой]»; «м» — «мрач­но», «п» — «повыше», (старорусская буква «в») — «высоко». Сту­пени в «простом» согласии дублируют (почти точно) наименования «мрачного» (с «крыжем», то есть с крестиком): хгн, хн, ц; ступени «тресветлого» — наименования «светлого» (с «хохлом», то есть с точкой сверху): м, п, А.

Свойства этого ЦЭ, от которых закономерно происходят структур­ные особенности основанной на нем системы обиходных ладов, — это прежде всего внеоктавность, квартовость строения составного звуко­ряда (деление на «согласия», отстоящие на кварту одно от другого*). Отсюда невозможность построения системы обиходных ладов с помо­щью октавно-диатонических ладов-элементов — дорийского, фри­гийского и т. д., несмотря на внешнее («табличное») совпадение с ними. Во всех октавных ладах предполагается функциональная тож­дественность звуков одинакового названия на расстоянии октавы (в нашей системе с-с1, d-d1, es-es1и т. д.), здесь же — функциональ­ная нетождественность**. Она состоит в неодинаковости отноше­ния данной ступени и ее октавного повторения к окружающим их смежным ступеням. Например, ниже и выше α в «простом» согласии находятся целые тоны, а вокруг α в «светлом» — другие интервалы (снизу тон, сверху полутон). (В такого рода отношениях смежных ступеней проявляются некоторые специфически-модальные функции

* То, что квартовость предполагает четыре ступени, а «согласие» — три, законо­мерно при внеоктавной структуре так же, как при октавной наличие семи ступеней в октаве («восьмерке»). Малозвучность (олиготонность) ладового ядра (в диапазоне тет­рахорда) в условиях незыблемо-неподвижного двенадцатизвучного обиходного звуко­ряда обусловливает функционирование всего его как основы единого многозвучного лада. (Подобные объединения были и в древнегреческих ладах: из тетрахордов скла­дывались октавные лады — «гармонии». Схема так называемого «меньшего полного звукоряда» греков: A Hcdefgabcld1.)

** Неоктавность обиходного звукоряда была отмечена А. В. Никольским в работе «Звукоряды народной песни. Историко-теоретический этюд» (см. в кн.: Сборник работ этнографической секции ГИМНа. Вып. 1. М., 1926. С. 33).

монодических ладов.) Практически в результате этого системного раз­личия в октавной системе диатоники точное повторение мелодии в пределах того же звукоряда возможно через октаву, а во внеоктавной системе обиходного звукоряда — не через октаву, а через кварту.

Для обозначения обиходных ладов поэтому необходимы и доста­точны три, и только три, специфических термина (пример 117) и нецелесообразны семь названий октавно-диатонических ладов (до­рийский, фригийский и т. д.).







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 376. Нарушение авторских прав


Рекомендуемые страницы:


Studopedia.info - Студопедия - 2014-2021 год . (0.001 сек.) русская версия | украинская версия