Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Блаженна VI гласа знаменного роспева (начало и конец произведения) (длительности уменьшены)





115 Былина «О птицах»

Ладовая переменность свойственна вообще множеству мелодий модального типа, даже если они замкнуты единым устоем и не со­держат никаких перемен звукоряда. Переменность выражается в отсутствии сильного центрального тяготения, благодаря чему проме­жуточные остановки могут восприниматься как переменно-ладовые смены опор (устоев). Переменность не следует отождествлять с мо­дальностью в целом.

С модально-ладовой переменностью нельзя смешивать тональную переменность, также существующую в различных формах: разнотональность, чаще всего двутональность (Шопен, 2-я баллада; Чайков­ский, романс «Мы сидели с тобой»); окончание не на главной тонике (Бах, месса h-moll, «Crucifixus», или Глинка, «Руслан и Людмила», марш Черномора); тональное колебание, обычно между двумя центра­ми, с последующим перевесом одного из них (Чайковский, «Страшная минута»); тональная рыхлость, децентрализованность при единстве общего устоя (Римский-Корсаков, «Сказание о невидимом граде Ките­же и деве Февронии», ариозо князя Юрия); то же при разомкнутости устоев (Регер, 100-й псалом); окончание не на тонике, аналогичное

модальному окончанию не на устое (Щедрин, «Юмореска», его же «Озорные частушки»). Главная область различий между этими двумя типами переменности в том, что переменность модальная связана со звукорядами и звуками-устоями, а переменность тональная — с то­нальными тяготениями и взаимодействием тоник-аккордов.

Так как модальность и тональность не имеют абсолютной разде­ляющей их границы (это не коррелятивные понятия), вопрос о взаи­моотношении того и другого типа ладов представляется чрезвычай­но сложным. Если строго придерживаться необходимых здесь поня­тий и терминов, то следует признать, что категории тонального мышления — тоника, доминанта, тяготение, разрешение, смены функций (ступеней тональности) вместе с их ритмом («тональным ритмом», как у Бетховена, Шопена, Чайковского) — оказываются не подходящими к древним (восточным и западным) ладам, так же как и к большей части старинных народных ладов. Верное понима­ние модальных явлений достижимо лишь при использовании аппа­рата понятий и категорий (изложенных выше и аналогичных — в других областях модальности), адекватно отражающих существо со­ответствующей модальной системы. Поэтому неправильно было бы по отношению к мелодиям, например, в грегорианских ладах гово­рить о мажоре и миноре, модуляции, тонике, о ладовой переменно­сти в смысле тональной переменности и тональной неопределенно­сти (о «ладовой туманности»), усматривать ход ступеней в смысле тональных последований I—VI—IV и т. п.

В эпоху господства мажора и минора (XVII-XIX вв.) старая мо­дальность оказалась вытесненной тональными структурами, причем в XVII в. модальности еще довольно много в качестве остатка ренес­сансной ладовости, а в XIX в. уже проявляется (все более часто) тен­денция к восстановлению модальности на новой основе. При господ­стве тональности отдельные рудименты старых ладов, притаившиеся на нетонических ее ступенях (в мажоре на II ступени — дорийский, на VI — эолийский и т. д.) и притом замаскированные под представи­телей главных тональных функций, иногда все же обнаруживают свойственные им модальные черты. Так, на долго тянущихся нетони­ческих аккордах изредка проглядывает какой-нибудь модальный лад: миксолидийский — при выдерживании доминанты (V ступени) в се­редине мажорной пьесы («миксолидийская середина», по выражению Римана; см., например, в середине трио III части 1-й симфонии Бетхо­вена*); фригийский — при неаполитанском секстаккорде (см., напри­мер, в побочной теме финала фортепианной сонаты ор. 27 № 2 Бетхо­вена, где, помимо фригийской окраски, на миг проскальзывает даже локрийская — здесь по отношению к главной тонике).

* Впрочем, к модальным ладам народно-жанровой трактовки у венских классиков стойкая антипатия. Редкий случай применения лидийского лада в его грубоватой соч­ности и резкости встречается у Моцарта в сочинении, носящем выразительное название «Музыкальная галиматья» (кводлибет «Gallimathias musicum», KV-32, 1766); см. IV ч. (Pastorella), такты 17-20, 21-22, на «жанровом» двойном органном пункте g — d1.

От эпохи романтизма XIX в. начинается процесс возрождения модальности и ее постепенной эмансипации от тональности (Шопен, Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков, Григ и некоторые другие композиторы). Естественно, что в эту эпоху модальные лады (дорий­ский, фригийский, эолийский и т. д.) поначалу ответвляются от ма­жора и минора — тональных ладов, либо как лады производные (например, фригийский лад e в хоре «Враг человеков» из «Хованщи­ны» Мусоргского в конце концов оказывается ответвлением от a-moll, в котором хор и заканчивается), либо на основе смешения ладов или своего рода «альтерации» (хроматического изменения звуков) от­дельных аккордов (обо всем этом см. дальше, в параграфе «Модаль­ное многоголосие»). Помимо натуральных, диатонических ладов по­степенно укрепляются и особого рода модальные лады на хроматико-энгармонической основе — симметричные лады, возникающие в результате равнодольного деления октавы: целотоновые последова­ния, гамма Римского-Корсакова (тон-полутон) и др.

Но отпочковавшись от тонально-функциональной системы мажо­ра и минора, новая модальность быстро развивается в сторону мак­симально возможного удаления от нее и предельного выявления модальной специфики (Стравинский, Барток, Мессиан и др.). Мощ­ный стимул к развитию модальности в XX в. был дан нарастающи­ми волнами интереса к народной музыке, вплоть до тенденции к цитатно-точному воспроизведению ее характерных особенностей.







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 744. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия