Студопедия — О ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ СТАРИННЫХ МОДАЛЬНЫХ ЛАДОВ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

О ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ СТАРИННЫХ МОДАЛЬНЫХ ЛАДОВ






В европейских тональных ладах нового времени имеется явная тенденция к поляризации двух направлений эмоциональных состоя­ний. Мажор обычно связывается со светом, уверенностью, бодро­стью, радостью, минор — с мраком, скорбью, слабостью. Казалось бы, это неизбежно: эмоция может носить либо характер положитель­ный (восходящая), либо, наоборот, отрицательный (нисходящая) — с бесконечной гаммой эмоциональных оттенков между ними. Вместе с тем множество модальных систем более старого времени не обнару­живают этой дихотомичности, давая, однако, ладовым явлениям яркие, впечатляющие характеристики.

В наиболее древних учениях о ладе часто встречаются космоло­гические мотивы, символически связывающие лады или их элемен­ты с природными силами, стихиями.

В трактате древнекитайского мудреца Мэн-цзы (IV в. до н. э.) говорится о происхождении пяти ступеней пентатоники, из которых первая символизировала раскаты грома («мудрые люди, слушая рас­каты грома, определяли первый тон»), а остальные шум колеблемо­го ветром дерева, треск огня горящих дров, журчание воды в ручье; там же приводятся названия звуков лада: гун — дворец, шан — беседа, цзюе — рог, чжи — манифестация и юй — крылья.

В других источниках находим следующие уподобления (табл. 11).

Та6лица 11

Звуки гун (= с ) шан (= d ) цзюе (= e ) чжи (= g ) юй (= a )
Страны света север восток центр запад юг
Планеты Мерку­рий Юпитер Сатурн Венера Марс
Стихии лес вода земля металл огонь
Цвета черный фиолето­вый желтый белый красный
Явления обще­ственной жизни прави­тель чиновни­ки народ деяния объекты

Такая таблица наглядно демонстрирует полноту космологиче­ских значений музыкальных звуков в трактовке древнекитайских ученых.

Космологизм присущ и древнеиндийским теориям лада. В трак­тате Бхараты (I в. до н. э.) «Гитанланкара» («Сочинение о красотах музыки») семь макроступеней лада (семь «свар»)уподобляются цве­там, краскам (см. табл. 12).

Семи сварам дается также и «биологическое», физиологическое объяснение, с чем связаны и названия их:

I. Шадджа — «рожденный шестью»;

II. Ришабха — «бык»;

III. Гандхара, от «гандха» — «запах»;

Таблица 12

 

I II III IV V VI VII
Шадджа Ришабха Гандхара Мадхьяма Панчама Дхайвата Нишада
Цвет лепест­ков лотоса [бледно-розовый] Желто-зеленый, «как попу­гай» Золотого цвета Цвета жасмина Черный Ярко-желтый «Всех цветов»

 


IV. Мадхьяма — «серединная»;

V. Панчама — «пятая»;

VI. Дхайвата — «бегущий»;

VII. Нишада (объяснение не дано).

Свары соотносятся с общественными сословиями, каждая сва­ра — со звуками определенных птиц и животных.*

В XIV главе Бхарата насчитывает «тридцать шесть главных ла­дов» («варн», впоследствии — «paгa»). Первые двенадцать — «лады мужского рода», вторые двенадцать — «их жены», остальные две­надцать — «их дети». Описание выразительности ладов — целая «поэма». Например: «Первый лад называется Шрирага — „наслаж­дение счастья", так как когда-то его спела сама Лакшми [богиня счастья, красоты и богатства; ее другое имя, Шри — „процветание", „счастье", „слава"; также богиня плодородия и изобилия]. Он внуша­ет восторг и ликование богам» (МЭСВ. С. 90-100).

В «Трактате о музыке» персо-таджикского поэта и музыкально­го теоретика Абдурахмана Джами (1414—1492) раздел 23 посвящен характеристике эмоционального действия ладов: «Знай, что каж­дый из двенадцати [макамов], каждый авазе и шу'бе обладают своим особым воздействием [на слушателей], помимо общего для всех них свойства доставлять наслаждение. Так, ушшак, нава и бусалик возбуждают силу и храбрость, тогда как авазе не имеют этого влияния. <...> В то же время раст, ирак и исфахан пригодны для возбуждения веселья и радости. <...> Бузрук, зирафганд, рахави и зангуле вызывают печаль и горесть». Всего восточный тео­ретик находит четыре типа эмоциональных состояний. Из сорока двух ладов (12 макамов, 6 авазе и 24 шу'бе) даются характеристи­ки тридцати восьми.**

В древнегреческой пифагорейской традиции сама вселенная, чей божественный порядок, «гармония сфер», является прообразом

* В трактате Матанги (приблизительно в VII в.) «Брихаддеши» («Сочинение о музы­ке разных местностей») «свара» этимологически объясняется как «сияющее само по себе», а части свар — «шрути» — как «доступные слуху» (МЭСВ. С. 120, 123).

** См.: Джами А. Трактат о музыке. С. 65.

Шесть аваз е — 2-я группа ладов 17-ступенной системы (микрохроматического рода), более поздняя, чем группа макамов.

Двадцать четыре шу'б е — 3-я группа ладов 17-ступенной системы, более поздняя (как и авазе), чем макамы.

Ушшак, нава, бусалик — наименования первых трех макамов.

Раст, ирак, исфахан — макамы 4-й, 9-й и 10-й.

Бузрук, зирафганд, рахави, зангуле — макамы 12-й, 11-й, 7-й и 8-й.

и моделью всякой гармонии, лада, оказывается устроенной в виде му­зыкального лада, строго размерен­ного небесного «гептахорда».*

Круги изображают небесные сферы. Числа выражают величавый порядок, гармонию сфер: 1 = нача­ло всего; 2 и 3 = первые простые числа (·· и ··· = линии), 4 и 9 — квадраты первых чисел (:: и = = плоскости), 8 и 27 — их кубы (= объемы). Среди них же важней­шие музыкальные интервалы, кон­сонансы 2: 1, 3: 2, 4: 3; 9: 8 — целый тон, соединяющий два тетрахорда 4: 3 в «симфонию» совер­шеннейшего консонанса октавы (4/3 χ 9/8 χ 4/3 = 2/1 или 4/3 χ 4/3 χ χ 9/8 = 2/1) согласно основному принципу греческой ладовой системы. Греческий диатон воспринимается как род строгих, суровых, му­жественных мелодий. Есть сведения, что мелодии для классических трагедий подбирались только диатонические. Хрома (= гемиоли­ка) представлялась, в противоположность диатону, «сладчайшей и плачевнейшей» (Аноним Беллермана. II, 26). Энармоника (= мик­рохроматика) — родом утонченным и изнеженным. Определенным характером наделялись и отдельные лады. Так, дорийский лад (то есть «октава» = гармония из двух дорийских тетрахордов

как истинно греческий (дорийцы — коренное греческое племя), почи­тался за «этос» (характер) мужественный, нравоукрепляющий, спо­собный защищать от несчастья. Напротив, фригийский (d-d1), проис­ходящий из Малой Азии, — лад возбужденный, экстатический, оргиа­стический, использовавшийся в культе Диониса (бога плодоносящих сил земли, вина, веселья). Лады ионийский (по некоторым данным — лад «эротической лирики и винопития») и лидийский как «расслаб­ляющие» Платон рекомендует не допускать к «употреблению среди воинов» (Платон. Государство. III, 398е-399).

Ригоризм идеологов христианской церкви был направлен против чувственности и утонченности гемиольных и микрохроматических ладов. Так, Климент Александрийский (конец II — начало III в.) защищает «напевы суровые, нравственные»: «Итак, оставим хрома­тические гармонии (= лады. — Ю. X.) бесстыдным попойкам и пестроразодетой, как то подобает гетерам, блудливой музыке» (Педа­гог, II, 4,44; цит. по: МЭЗСВ. С. 100). Амвросий Медиоланский (IV в.) отвергает «смертоносные» песни «хроматиков-артистов, размягчав­ших ум к любовным делам» (Hexaemer, VI; цит. по: Лосев. Античная музыкальная эстетика. С. 70).

* Платон. Тимей, 35b-36b, 38b (и др.) // Платон. Сочинения: В 3 т. Т. 3, ч. 1. М., 1971; см. также комментарии на с. 668-669.

Менее пестры, красочны, но все же достаточно выразительны характеристики, даваемые и восьми грегорианским ладам. Так, первый тон (лад) дорийский d (занимавший исходное положение в системе средневековых ладов, подобное C-dur в мажорно-минорной системе) наделялся характером торжественным, величавым, спо­койным. Каждый из восьми ладов получал подобную эмоциональ­ную характеристику выразительности. Теоретик Рамос де Пареха (ок. 1440 — после 1491) в трактате «Практическая музыка» (изд. 1482) о пятом тоне (обычно понимаемом как «радостный») говорит: «Пятый лад получает господство над кровью. Поэтому он блажен­ным Августином именуется приятным, светлым, скромным; он ве­селит грустящих и беспокоящихся, он поддерживает павших ду­хом и отчаявшихся. Поэтому он рисуется кровавым цветом. Боэ­ций говорит, что лидийцы — задорнейший и веселый народ — очень его любят, в особенности их женщины, от которых, как говорят, произошли русские [!], столь приверженные к пляске и прыжкам» (цит. по: МЭЗСВ. С. 349).

В установлении системы характеристик ладового «этоса» пер­вичным было наличие в художественной практике определенного числа ладов. Они наделялись наиболее типичной для них эмоцио­нальной выразительностью, систематизировались теоретиками, стре­мившимися найти в них самих и в их количестве логическую (часто математическую) закономерность и, уж исходя из этого, предста­вить дело так, как если бы исходным пунктом были эмоциональные состояния или какие-либо иные внемузыкальные факторы.

Показательна система десяти древнеармянских ладов (около се­редины I тысячелетия). За основу были приняты традиционные че­тыре лада, к четырем парам гласов были присоединены два добавоч­ных, и, далее, получившиеся десять гласов (ладов) индивидуально наделяются символическими и космологическими значениями, ко­торых, естественно, оказывается тоже ровно десять: «<...> Десять гласов по числу дней творения, которые суть небеса и небесные [создания], земля и земнородные, моря и морские [животные], воз­дух и летучие, ангелы и люди. А также по числу десяти заповедей Божьих <...>. А само [число] десять образуется из четырех.* <...> Так и из четырех гласов образовались десять». И далее наличные десять гласов связываются со стихиями, ремеслами, живыми суще­ствами (по Сааку Партеву; см.: Тагмизян Н. Теория музыки в древ­ней Армении. С. 162). Другой средневековый поэт и музыкальный теоретик Аракел Сюнеци поясняет, как из четырех основных гласов производятся еще четыре побочных: четыре основных гласа проис­ходят от четырех природных стихий, а, в свою очередь, «стихии эти имеют по два качества, то есть огонь — теплый и сухой, земля — сухая и холодная, вода — холодная и влажная, а воздух — влаж­ный и теплый, итого восемь» (Там же).

*То есть 10 =1 + 2 + 3 + 4 (пифагорейская идея).

По-видимому, эти и подобные колоритные определения, сравне­ния, уподобления, символизации не следует понимать буквально, в смысле категорий так называемых «точных наук» и отшлифован­ных формулировок современной, рационалистической по своему ме­тоду, теории музыки. Допустимо применение (возможно, возобнов­ление) критериев мышления и восприятия иного типа, где в основе лежит нечленимая синкретичная целостность интуитивного виде­ния, вообще не доходящая до «атомизирующих дробей» той точно­сти («точечности») определений, вне которых немыслима традици­онная европейская наука, в том числе и учение о ладах.







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 672. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия