ЛАДОВАЯ ПЕРЕМЕННОСТЬ
Свойственная модальным ладам слабость тонального тяготения (специфическим свойством которого является ясно слышимое стремление к тонике даже в моменты отхода от нее к другим ступеням и функциям) и большая роль ретроспективности в процессе сложения ладовой структуры благоприятствуют распространению свойств ладовой переменности. Чем меньше действие тональной централизации, тем больше проявляется в разных видах ладовая переменность. Понятие ладовой переменности применяется не в едином значении и раскрывает разные свойства ладовой структуры. По отношению к модальности важнейшие из них следующие. 1. Переменность устоя при том же самом звукоряде. Примеры: русская народная песня «Ходила младешенька по борочку», лад параллельно-переменный, ионийский С — эолийский а; песня «Вдоль по Питерской», лад ионийский F — ионийский С (квартой ниже); переменность может касаться более чем двух ладовых устоев, как, например, в песне «Про татарский полон»: ионийский (большой) G — эолийский (малый) e — дорийский (малый) d (o терминах «большой», «малый», «укосненный» лады см. далее, в § 3 этой главы). 2. Переменность звукоряда при том же самом устое. Примеры: русские народные песни «Что не ястреб совыкался с перепелушкой» (в сборнике Римского-Корсакова № 18; песня использована в хоре «Не сокол летит по поднебесью» в опере Мусоргского «Борис Годунов», сцена под Кромами), «Не твори-ко, млада, жалобу» (в сборнике Лядова, 1959, № 76); грегорианская мелодия «Ессе nomen Domini» (антифон I тона, Antiphonale monasticum, 1963. P. 186). 3. Децентрализованность лада (любая остановка воспринимается как устой) при замкнутости одновысотным устоем. Примеры: мелодия 3-й и 6-й стихир Федора Крестьянина «Магдалыни Марии» (начало и конец — в укосненном e 1) и «Воистинну мира, ты, Христе» (начало и конец — в большом обиходном f' 1). 4. Децентрализованность лада (также остановка на любом тоне воспринимается как устой) при разомкнутости устоев (начального и конечного). Примеры: Блаженна 6-го гласа «Помяни мя, Боже» из мелодий знаменного роспева; 1-я стихира «На гору ученикомо» Федора Крестьянина (начало в малом обиходном g 1,окончание в большом обиходном f 1). 5. Теоретически возможная переменность и устоя, и звукоряда (объединение пунктов 1 и 2) встречается реже и означает скорее срастание двух ладовых структур, чем единый, пусть и переменный лад. Образцы переменных ладов различных видов показаны в примере 114. К типу ладовой переменности можно отнести также структуру с окончанием не на главном устое; пример — былина «О птицах» (в сборнике Лядова, № 70), пример 115. 114 А - Русская народная песня «Ходила младешенька» переменность: 114 Б - Русская народная песня «Про татарский полон» Переменность:
|