Виртуалистика
Виртуалистика – новый междисциплинарный подход, в центре которого «субъект, который находится в процессе становления» [1, с.12]. Сам термин «виртуальный» означает не только «возможный потенциальный», но и «способный продуцировать определенный эффект или результат», а также «то, что есть … в действии, хотя отсутствует формально или в действительности» [10, с.21]. Таким образом, «сущностные» свойства виртуального – актуальность, активность, эффективность. Как междисциплинарный подход, виртуалистика отстаивает принцип плюрализма, который реализуется в признании полионтичности реальностей. При этом виртуальные реальности не оцениваются как искусственные, фальшивые, второстепенные, а рассматриваются как «реалии, обладающие онтологическим статусом существования» [11, с.12]. Возможность и необходимость виртуальной психологии обусловлена виртуальной природой ментального. Ч. Тарт отмечает, что даже наше «нормальное» восприятие физической реальности «достаточно произвольная конструкция» – «виртуальная реальность, имеющая в своем основании культурные презумпции» [цит. по 10, с.37]. М.Пронин определяет психику как сложное образование, включающее в себя разнородные реальности, несводимые друг к другу [см.: 11, с.16]. Таким образом, психика представляет иерархию виртуальных реальностей (устойчивых психических структур), каждая из которых может проявиться в актуальном состоянии. Психическую виртуальную реальность образуют виртуальные переживания. В виртуалистике выделяется два вида образов-переживаний (состояний) по способу их актуализации: 1) образы-переживания, актуализируемые привычным способом – консуеталы; 2) образы-переживания, актуализируемые непривычным способом (легче или труднее) – виртуалы (гратуалы и ингратуалы соответственно) [см.: 10, с.54-55]. Первые не рефлексируются и в этом смысле они тождественны практикам воспроизводства, осуществляемым автоматически – «по-привычке»; вторые рефлексируются подобно креативным практикам: гратуалы как состояния легкости и приятности, ингратуалы как состояния трудности и неприятности. Консуеталы соответствуют «нормальному» состоянию сознания, виртуалы – «экстраординарному» измененному сознанию. Все свойства виртуалов, выделенные Н.Носовым – основоположником виртуалистики – соотвествуют характеристикам ИСС [см.: 10, с.57-59]: 1) непривыкаемость – каждый раз виртуал переживается как необычное событие; 2) спонтанность; 3) фрагментарность – ощущение отделенности частей своего тела от себя; 4) объективированность – отсутствие контроля над своими состояниями; 5) измененность статуса телесности – изменение ощущения собственного тела и внешнего пространства (сродни трансформации границ между телом и окружающей средой в ИСС); 6) измененность статуса сознания: в гратуале сфера деятельности человека расширяется – человек перерабатывает весь необходимый объем информации (сродни интенсификации мыслительных процессов в ИСС, достижение «ясного» сознания, расширение сознания), в ингратуале сфера деятельности уменьшается, ослабляется способность к обработке информации (сродни снижению рефлексивных способностей в ИСС – «рассеянное», «суженное» сознание); 7) измененность статуса личности: в гратуале – чувство могущества, в ингратуале – чувство бессилия, подавленности (сродни переживаниям базовых перинатальных матриц); 8) измененность статуса воли: в гратуале деятельность совершается без волевых усилий со стороны человека (сродни творческому вдохновению в ИСС), а с другой стороны происходит снижение способностей контроля над собственными действиями; в ингратуале – осуществление деятельности возможно только с помощью напряжения волевых усилий – разрушение привычных схем практик воспроизводства. Виртуалистика подчеркивает экстраординарный характер виртуалов, которые всегда переживаются как «выход за рамки обычной жизни», необычные экстатические события, знаменующие первые эпизодические переходы в реальность более высокого уровня. Н.Носов отмечает возможность получения виртуалов с помощью психотехник [см.: 10, с.65]. Таким образом, виртуалы и измененные состояния сознания представляют собой разные термины, обозначающие один и тот же феномен. Виртуалы (ИСС) являются источником порождения виртуальной реальности – реальности «более высокого уровня», что означает трансформацию устойчивых структур психики-сознания и формирование новых форм субъективности и субъектности. В терминологии, принятой в виртуалистике, виртуалы (ИСС) являются движущей силой «виртолюции» – развития человека. Этапами «виртолюции» являются различные виды «соби» – формы идентификации. Собь образуется «совокупностью имеющихся у человека виртуалов, ставших консуеталами», то есть в результате осмысления и интеграции экстраординарного опыта [см.: 10, с.70-71]. Виртуалистика предлагает следующую схему возрастного генезиса человека как порождения новых видов форм идентичности – «соби»: телесность, сознание, личность, воля, «внутренний человек». Данная схема представляет развитие как возрастание степени обособления человека от окружающего мира, формирование все более тонких дифференциаций «я» – «не-я», то есть как спецификацию, самоиндивидуализацию [см.: 10, с.77, 337-339]. На первый взгляд схема «виртолюции» как возрастания обособления, спецификации противоположна трансперсональному развитию как преодолению границ, отождествлению с миром. Однако следует отметить, что предложенная Н.Носовым схема развития ограничивается возрастным периодом до 28 лет и по сути представляет схему «нормального» возрастного развития. В то же время Н.Носов не отрицает возможностей развития, не связанного с возрастными особенностями (переход от «внутреннего человека» в следующую виртуальную реальность «совершенного человека»), но отмечает, что оно не происходит имманентно, а «является результатом целенаправленной работы человека над собой» [10, с.95]. Последнее вполне соответствует представлениям о личностном развитии в развивающей психологии и других стратегиях трансформаций субъективности. Что касается утверждения необходимости возрастного развития как повышения степени дифференциации «я» – «не-я», то это также соответствует линейной схеме трансперсонального развития К.Уилбера. Каждый этап «виртолюции» включает два процесса: 1) возникновение новой виртуальной реальности (виртуализация); 2) ее освоение (девиртуализация). Результатом девиртуализации является превращение виртуальной реальности в константную, что делает ее источником новой виртуальной реальности. Несмотря на «порожденность» каждая новая виртуальная реальность («собь») представляет принципиально новое образование, а не трансформированное старое. Последнее противоречит модернистской идее прогресса, утверждая постмодернистский плюрализм автономных реальностей. В то же время эта автономность не носит абсолютного характера: каждый период развития характеризуется не только появлением новой психической (виртуальной) реальности, но и трансформацией уже существующих [см.: 10, с.334-335]. В схеме «виртолюции» все же присутствует идея линейного развития: слишком раннее формирование «соби» какого-либо уровня («сверхразвитость») воспринимается как «аномия» «соби», поскольку свидетельствует о недостаточном освоении предшествующего уровня. В связи с этим «перескакивание» уровней по аналогии с принципами традиционной возрастной психологии оценивается как крайне нежелательное и патологическое. Таким образом, виртуальная психология также как другие стратегии субъектных трансформаций включает элементы как модернистского, так и постмодернистского мировоззрения. Кроме практик самосозидания, виртуалистика реализует и коммуникативные практики. Сама коммуникация обладает такими свойствами виртуальной реальности как порожденность – порождается агентами (субъектами) коммуникации и актуальность – существует лишь в текущий момент настоящего в событии агентов (субъектов) коммуникации. В то же время включенность в какой-либо коммуникативный процесс означает для человека приобретение новой идентичности, то есть новой виртуальной реальности и новой субъективности [см.: 7, с.81]. Н.Носов вводит термин «ковиртуальность» для характеристики пребывания «в единой виртуальной реальности при взаимодействии людей друг с другом» [10, с.412]. Ковиртуальность может быть соотнесена с формированием единого ментального пространства людей, находящихся в ИСС. Дальнейшее развитие виртуалистики связано с включением социальных, культурных, этических, экологических аспектов. Расширение поля виртуалистики проявляется, в частности, в формировании виртуальной антропологии как «тревоги по отношению к обществу и по отношению к природе» [18, с.40].
|