Удача — дело ненадежное
Вот главная головоломка, о которой мы будем говорить на страницах этой книги: сегодня мы беззастенчиво флиртуем с риском, строя высотные города в долинах, по которым гуляют ураганы, и возводя кварталы на линиях тектонических разломов. Во многом именно из-за того, где мы живем, катастрофы стали случаться гораздо чаще, а также возрос наносимый ими материальный ущерб. Однако, создавая все более внушительные здания и самолеты, мы все меньше и меньше делаем для того, чтобы дать человеку более высокие шансы на выживание. Как же мы дошли до такой жизни? Чем больше я узнавала, тем сильнее задумывалась о том, сколько элементов нашего поведения, направленного на выживание (или ошибок в этом поведении), можно объяснить эволюцией. В конце концов, эволюция научила нас спасаться от хищников, а не выбираться из зданий, уходящих на четверть мили в небо. Может быть, технологии просто обогнали развитие нашего механизма выживания? Существует два типа эволюции, генетическая и культурная. Обе они формируют наше поведение, и культурная стала двигаться гораздо быстрее. Теперь у нас есть много способов создания «инстинктов»: мы можем учиться действовать лучше или хуже. Мы можем передавать потомкам традиционные способы борьбы с современными рисками так же, как передаем им языковые навыки. Но тогда встает вопрос: почему же мы не старались более качественно насаждать навыки выживания через свою культуру? Глобализация — одно из тех слов, которое повторяется так часто, что теряет свой смысл. Отчасти это происходит потому, что оно охватывает слишком много всего, включая противоположные друг другу идеи. За последние два столетия мы стали гораздо меньше привязаны к своим семьям и сообществам. В то же самое время повысилась наша зависимость друг от друга и от технологий. Звучит парадоксально, но мы оказались изолированными в своей взаимозависимости. Более 80 % американцев сегодня живут в городах или пригородах и полагаются на обширную сеть государственных и частных юридических лиц в деле снабжения пищей, водой, электричеством, транспортными и медицинскими услугами. Мы почти ничего не производим сами для себя. Поэтому вероятность того, что катастрофа, постигшая одну группу людей, повлияет и на других, чрезвычайно велика. Но вместе с усилением взаимозависимости растет и наша оторванность от традиций местных сообществ. Это отрыв от нашей эволюционной истории. Наши эволюционные предки провели несколько миллионов лет, живя в маленьких группах своих родственников. Мы эволюционировали из поколения в поколение, передавая потомкам свои гены и свою мудрость. Но сегодня мы пренебрегаем теми типами социальных связей, которые обычно защищали нас от угроз. Мы подменили их новыми технологиями, работающими лишь время от времени. В мае 1960 г. у побережья Чили произошло самое сильное землетрясение за историю научных наблюдений, в результате которого погибли 1000 человек. К счастью, на Гавайях сработали системы автоматического оповещения, и предупреждающие о цунами сирены включились за десять часов до того, как на остров обрушились волны. Технология сработала именно так, как планировалось. Но позже выяснилось, что большинство из услышавших сирены людей не стали эвакуироваться. Они просто не знали, что означает весь этот шум. Некоторые думали, что сигнал велит им дожидаться дополнительной информации. Технология была на месте, но традиции отсутствовали. В тот день на Гавайях погиб 61 человек. Очень трудно выявить общую причину, по которой мы ведем себя определенным образом в обстановке крайнего давления. Последующие главы позволят протестировать несколько гипотез на примерах реальных катастроф. Я сопротивлялась соблазну превратить книгу в одно большое, последовательное повествование. Чем больше выживших в бедствиях я встречала, тем чаще убеждалась в том, что решения наших проблем не обязательно должны быть сложными. Они могут быть скорее социальными, чем технологическими, а некоторые из них — даже старомодными. Но, только изучив, как работает наш мозг во время катастрофы, мы сможем научиться спасать себя. Прежде чем двигаться дальше, было бы разумно признать, что большинство западных людей не погибает в катастрофах. Они умирают от болезней, атакующих изнутри, а не от внешних насильственных факторов. Болезнь Альцгеймера убивает больше людей, чем пожары. Далее если ваш уход из жизни окажется особенно драматичным, он, скорее всего, не будет связан с катастрофой. У вас гораздо больше шансов умереть от пищевого отравления, чем утонуть. Однако весьма вероятно, что катастрофы затронут вас. В августе 2006 г. журнал Тiте провел опрос тысячи американцев, и около половины респондентов сказали, что лично пережили какую-то катастрофу или попадали в экстренные ситуации. В действительности, по оценкам, составленным в 2006 г. Институтом изучения опасных и потенциально опасных ситуаций Университета Южной Каролины, около 91 % американцев живут в местах, где степень риска землетрясений, вулканической деятельности, торнадо, лесных пожаров, наводнений, ураганов или терроризма находится на уровне от среднего до высокого. По традиции слово бедствие (disaster) означает любую внезапную катастрофу, влекущую большие человеческие или материальные потери. Вы заметите, что в данной книге я буду отвлекаться на обсуждение несчастий, технически не подходящих под это определение, например, автомобильных аварий и случаев применения огнестрельного оружия. Но я хочу включить сюда обсуждение этих повседневных трагедий по двум причинам. Во-первых, потому, что модели человеческого поведения остаются теми же, независимо от того, находимся мы на круизном морском лайнере или в Хонде. Как ни странно это звучит, мы можем выяснить, каким образом поведем себя во время землетрясения, изучив свое поведение во время ограбления, и наоборот. Автомобильные аварии и стрельба, устроенная маньяком, так же как и авиационные катастрофы, — это несчастья, выживать в которых мы не подготовлены эволюцией. Другая причина такого нечеткого определения бедствий заключается в том, что маленькие трагедии складываются в мегака-тастрофы. В целом в автомобильных катастрофах в Соединенных Штатах каждый год погибает 40 тыс. человек. Любой читатель этой книги знает кого-нибудь, кто умер в автомобильной аварии. Огнестрельное оружие ежегодно убивает еще 30 тыс. американцев. Друзья и родные жертвы воспринимают выстрелы как катаcтрофу, но не осознают ее в национальном масштабе. Поэтому я определяю слово «бедствие» достаточно широко, чтобы включить в него все типы происшествий, убивающих слишком большое количество людей. Последнее предостережение: можно предсказать бедствия, но не выживание в них. Никто не даст вам гарантированного плана спасения. Если бы жизнь и смерть были бы таким простым делом, эта книга уже давно была бы написана. Но это не означает, что нам следует жить в состоянии сознательного неведения. Как сказал Хантер С. Томпсон, «взывай к Богу, но греби подальше от камней». Нам необходимо познать древнейшую часть нашей индивидуальности, которая берет на себя управление в кризисные моменты и даже изредка проявляется в повседневной жизни. Она находится в сердцевине нашего существа. «Если инженер хочет изучить то, что создает, он подвергает конструкцию испытанию огромным давлением, — говорит Питер Хэнкок, более 20 лет занимавшийся изучением человеческого поведения для армии Соединенных Штатов. — То же самое касается и людей. Если вы хотите выяснить, каким образом те или иные вещи работают в нормальной обстановке, интересно узнать, как мы действуем под давлением». Мы можем без особого труда научить свой мозг работать в обстановке стресса быстрее и, возможно, даже эффективнее. Мы можем в гораздо большей степени управлять своей судьбой, чем нам кажется. Но нам необходимо перестать недооценивать себя. Знаний для этого хватает. В лабораториях и на стрельбищах есть люди, которым известно, что делается с нашим телом и сознанием под экстремальным давлением. Ученые, изучающие вырабатываемую мозгом реакцию страха, теперь могут видеть, какие его области начинают «светиться» в режиме стресса. Военные исследователи проводят сложнейшие эксперименты, пытаясь предсказать, кто «развалится» в кризисной ситуации, а кто, наоборот, встанет в полный рост. Полицейских, солдат, автогонщиков и пилотов вертолетов учат предугадывать странные модели поведения, с которыми они столкнутся в момент кризиса. Кроме того, есть еще и выжившие в катастрофах люди, свидетели, доносящие до нас голоса жертв. Они были там, сидели рядом с ними, видели то же самое, что и они. Позже они проводят часть своей жизни в раздумьях о том, почему им удалось выжить, когда многие люди не смогли этого сделать. Им, выжившим, просто повезло. Удача — штука ненадежная... Но почти все выжившие, с кем мне доводилось встречаться, говорили, что есть определенные вещи, о которых им стоило бы знать заранее, и они хотели бы донести их до нас. К сожалению, все эти замечательные люди редко разговаривают друг с другом. Эксперты по авиационной безопасности не ведут бесед со специалистами в области неврологии. Инструкторы армейских спецподразделений не проводят много времени в общении с жертвами ураганов. У них немного возможностей поделиться всем, что они знают, с обычными людьми, и поэтому их знания оказываются запрятанными в «черном ящике» человеческого опыта. Данная книга лишь заглядывает в этот «черный ящик». Она рассказывает не о том, как можно восстановиться после катастрофы, но о том, что происходит в самый разгар бедствия, еще до прибытия полиции и пожарных, до того, как нагрянут в своих дождевиках репортеры, еще до того, как будут подсчитаны потери. Эта книга — о дуге выживания, по которой всем нам надо пройти, чтобы перебраться из опасности в безопасность.
|