Практическое визуальное конструирование тела
В научном знании постмодерна тело как категория претерпевает значительные изменения в интерпретации своего значения. В частности, в философии, например, Ж. Делеза предлагается размежевание понятий тела и организма. Это предполагает рассмотрение тела не только как некоей физиологической организации органов, сосуд из биологических тканей и определенного рода жидкости, а и как определенное измерение, содержащее в себе материальное – биологическое – и нематериальное – виртуальное. Причём оба находятся в постоянном взаимодействии, порождают формы и характеристики друг друга. Таким образом, порождается «тело без органов» – понятие, широко используемое в постмодернистской философии. Сегодня речь идет о выходе на новые аспекты социологического концепта тела, где нельзя обойтись без выделения понятия телесности, которое предполагает возможность момента конструирования и реконструирования своего тела. Телесное определяет тот набор смыслов, которые каждый вносит в свое тело через манипуляции со своим визуально воспринимаемым образом. Во-первых, это тело как таковое, со всеми его биофизиологическими особенностями. Во-вторых, это создание «околотельной» образности с помощью внешних атрибутов: одежды, нанесения рисунков на тело, добавление в тело инородных предметов. В этом контексте мы можем выделить два уровня потенциального реконструирования тела. Первый – манипуляции с регенерирующими частями тела (волосы, ногти, мочки ушей и т. д), когда реконструирование обратимо. Второй – изменения, носящие более глубокий характер (изменение пола, практики вытягивания шеи, ног), когда изменения необратимы, либо обратимы с помощью хирургического вмешательства. Каков же социальный смысл визуального конструирования тела? Ощутить его возможно, если обратиться к понятиям П. Бурдье, когда он говорит о процессе инкорпорирования культурного капитала, т.е. вживления определенных практик, которые формируют капитал, в тело человека через конструирование телесности. Таким образом, культурный каптал взращивается в личности, встраивается в её габитус, и на выходе мы получаем целостный визуальный и содержательный образ человека. Например, для того, чтобы обладать культурным капиталом художника, необходимо осуществлять практики, которые сопровождают формирование определенной телесности. Для того чтобы на деле рассмотреть современные практики конструирования визуальных образов, мы создадим типологию образов, которые человек перенимает и репрезентирует в своей телесности. Выделение типов для неё основывается на выделении общего основания, которое обуславливает выбор тех или иных визуальных практик. Всего мы выделили пять типов конструирования образов: гендерный, субкультурный, этнический, социально-статусный и персонифицированно-образный. Гендерный тип предполагает конструирование образов, которые связаны с гендерной идентификацией. Во-первых, это формирование гендерных моделей через номинации «мужское», «женское» и визуализацию данного образа в собственном теле. Во-вторых, это практики формирования визуального телесного облика через принятие трансобразов, андрогинности. В субкультурный тип входят различные практики визуализации телесности, которые обусловлены принадлежностью личности к субкультуре. Соответственно, этнический тип практик конструирования телесности предполагает акцент на тех деталях тела, которые отсылают нас к определенному этносу. Социально-институциональный тип предполагает, что конкретный образ телесности сконструирован в условиях некоего профессионального либо другого институциализированного сообщества. Например, профессиональное сообщество художников и студентов художественных учебных заведений имеет собственные практики конструирования телесности. Помимо особенностей в одежде, одной из таких практик является отношение к собственным рукам. Руки людей, которые занимаются художественным ремеслом, редко украшены, на них не надето ничего лишнего. Персонифицированный тип предполагает следование готовому образу, который может быть взят из кино, музыкальной индустрии, индустрии моды, публичной политики и прочих источников. Для рассмотрения вопроса о способах визуального конструирования тела мы выделили три уровня проникновения в собственное тело, которые будут характеризовать глубину реконструирования. Первый уровень реконструирования природного тела подразумевает построение образа с помощью одежды, головных уборов, обуви, аксессуаров, парфюмерии, создания причесок, нательных рисунков. Второй уровень предполагает более глубокое проникновение конструкторских практик в тело, но при этом они не полностью реконструируют его, а все еще лишь дополняют, но более радикальными методами. К таким манипуляциям относятся татуирование тела, татуаж, пирсинг, шрамирование. Третий уровень проникновения предполагает операционное вмешательство в тело. У молодежи наиболее распространенными из таковых можно считать изменение первичных, вторичных половых признаков, модуляцию вторичных половых признаков, вживление искусственных имплантатов в тело. Выделим несколько исследовательских вопросов, требующих решения: Зачем человек трансформирует свое тело? Какой смысл он вкладывает в эту трансформацию? Каков мотивы подобных манипуляций и насколько свободен человек в этом процессе?
|