Основные позиции и модели
Если отвлечься от случаев непосредственно усматриваемой феноменальной причинности, то приписывание причин представляется мотивированным процессом, направленным на осмысление имеющейся разнородной информации. Если этот процесс мотивирован, то возникает вопрос, почему люди спрашивают себя о причинах событий. 1.1.1. Каузальная атрибуция при понимании и предсказании: потребность или способность? Хайдер обращает внимание, с одной стороны, на 1) Основополагающее значение понимания наличной перцептивной ситуации. Под этим он имеет в виду глубинный слой «ядерных процессов», или структуры, скрывающиеся за «поверх-ностными фактами» восприятия со всей их пестротой. Совладать с необозримым многообразием воспринимаемых процессов и структур можно только в том случае, если объединять их в соответствии с определенными закономерностями, расписывать их по причинам и следствиям. Из всего богатства явлений мы отфильтровываем повторяющиеся константы, т.е. диспозиции людей, инвариантные свойства вещей или ситуационных особенностей. Благодаря такому отбору окружающие нас явления сокращаются до определенной совокупности, которую мы уже можем обозреть, классифицировать, понять. Таким образом, мы образуем причинно-следственные связи, которыми охватываются как случаи непосредственно воспринимаемой феноменальной причинности, так и сложные выводы из восприятия отдельных признаков о скрытых и отдаленных причинах. Последнее Хайдер поясняет следующим примером: вы видите на своем столе песок и пытаетесь понять причину его появления; наконец, вы обнаруживаете трещину в потолке, через которую и сыплется песок, отсюда вы делаете вывод, что ослабла несущая конструкция. Этот пример указывает одновременно на другой аспект потребности в приписывании причин. 2) Полезность прогноза будущих событий. Если я знаю причину появления песка на моем столе, я не просто удовлетворяю свое любопытство и понимаю необычное событие, я получаю возможность предсказать дальнейшее и защитить себя от неприятных последствий (в данном случае от обвала потолка). Предсказать — значит настроиться на будущие события и, следовательно, контролировать их наступление. Обсуждавшиеся аспекты каузальной атрибуции представляют собой не столько потребность или мотив, сколько некоторую базовую способность, точно такую же, как способность логически мыслить или способность к речевому общению, которую можно рассматривать как результат исторической эволюции, без которой человек не стал бы тем, что он есть. И так же как существуют индивидуальные различия в способности логически мыслить или общаться с помощью слова, существуют индивидуальные различия в приписывании причин, что никоим образом не зачеркивает универсального характера всех этих способностей. Для психологии мотивации в этих способностях помимо универсального характера имеет также значение их функция в конкретно-мотивированных действиях. При этом в мотивации деятель-ности и процессе атрибуции следует различать два противоположных аспекта: 1) Атрибуция наряду с другими процессами облегчает переработку информации, получение соответствующих реальности и потому полезных знаний. 2) Мотивация может искажать процессы атрибуции, поскольку приписывающий причины субъект может, руководствуясь личными интересами, прийти к неправильным или односторонним выводам. В этом отношении каузальная атрибуция, по-видимому, в большей степени подвергается искажениям, чем логические выводы и речевое общение, ведь причины могут локализоваться сколь угодно далеко от непосредственно наблюдаемых явлений. Эту двойную функцию каузальной атрибуции — средства рационального познания и порождаемого желаниями субъекта предпочтительного упорядочивания «фактологии» — Келли описывает следующим образом: «Процессы атрибуции следует понимать не только как средства, обеспечивающие индивиду верное представление о мире, но и как средства, побуждающие к контролю над этим миром и подтверждающие эффективность такого контроля». Вслед за Келли можно, видимо, считать, что в основе обеих функций лежит своего рода мотивация к контролю. Но о «мотиве контроля» можно говорить только в связи со второй функцией, поскольку в этом случае играют роль индивидуальные различия в стремлении при помощи иррациональной атрибуции сохранить иллюзию контроля над окружающим миром, когда реальный контроль подвергается сомнению или вообще отсутствует.
|