ОБОРУДОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ
Формирование городской среды, роль оборудования в удовлетворении потребностей населения города в целом и каждого отдельного человека — многосторонняя сложная проблема. Коснемся только некоторых моментов, непосредственно связанных с тематикой данного пособия. Увеличение габаритов и массы зданий, протяженности и площадей пространств, укрупнение масштаба застройки городов являются объективной реальностью. Поэтому очень важно в этих условиях создание объектов, сомасштабных человеку, позволяющих ему чувствовать себя комфортно в сложном урбанистическом «органе». Оборудование, информационное наполнение, ландшафтный дизайн могут обеспечить достижение цели. Ле Корбюзье более 60 лет назад в своей работе «Планировка города» прозорливо отметил: «Огромные конструкции будущей планировки раздавят нас: нужно найти общую меру между нами и этими гигантскими произведениями». И там же: «Улица будет перестроена главным образом при помощи элементов, соответствующих человеческому масштабу». Городское оборудование и выполняет роль носителя человеческого масштаба (рис. 66). Понятия «городское оборудование» и «элементы наполнения городской среды» охватывают широкий круг объектов, сооружений и малых форм всех сфер жизнедеятельности на пространствах улиц и площадей, скверов и парков (рис. 67): • торговля и питание (киоски, павильоны, стенды и пр.); • связь и информация (телефоны-автоматы, почтовые ящики, информационные установки); • транспорт (навесы и павильоны у остановок, опоры контактных сетей, светофоры, дорожные знаки); коммунально-хозяйственные службы (фонари и др. установки освещения, емкости для мусора, туалеты и пр.); • мебель, оборудование площадок во дворах, парках и скверах (детские, спортивные, для животных и пр.); • устройства разграничения зон улиц и площадей (ограды, барьеры, турникеты); • визуальная информация (указатели, названия улиц и площадей, номера домов, табло, пиктограммы и пр.). Перечень можно продолжить, включив элементы декоративного оформления и прочее.
Объекты оборудования городской среды, чаще всего, встраиваются в имеющуюся градостроительную ситуацию, соседствуют с архитектурой, дополняют ее, стремясь добиться сомасштабности с человеком. Это существенно усложняет задачу проектировщиков, требует гибкости, нахождения компромиссных решений с учетом конкретных условий. В исторических районах роль элементов предметно-пространственной среды (оборудования, малых форм) состоит в том, чтобы, соответствуя функциональным задачам, отвечая сегодняшнему дню, «вписаться» в уже существующий облик архитектуры (в т ч. многовековой), слиться с ней или тактично оттенить ее (рис. 68А). Застройка же второй половины XX века, монотонная с характерным аскетизмом и лаконичностью объемов и пространств, позволяет активно варьировать форму и цвет, вводить порой шокирующие (на первый взгляд) объемные (рис. 68 Б) и колористические элементы. Для многих элементов городского оборудования характерен относительно короткий срок «жизни», периодическая сменяемость, подвижность во времени и пространстве: оформление витрин, информационные системы, реклама и т.д. Существует сезонная изменчивость, особенно для средней полосы и, тем более, северных районов тенты, легкие павильоны, мебель, цветочницы (рис. 69) убираются на конец осени, зиму и начало весн ы Но есть объекты, которые по своей долговечности вполне могут соперничать с архитектурными сооружениями. Они в первую очередь и обеспечивают нормальное функционирование систем предметно-пространственной среды и являются связующим звеном между человеком и архитектурой в контексте материальной и духовной культуры. Задачи, которые встают перед проектировщиком при переходе от формирования «замкнутых» пространств интерьеров, а тем более отдельных предметов и вещей, к комплексному формированию «открытых» средовых ситуаций, существенно трансформируются и усложняются. В.Т Шимко в работе «Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории», говоря о специфике новой проектной профессии на стыке архитектуры и дизайна, отмечает, «что в ней все время идут рядом: дизайнерская идея как принцип решения функционально-технологических задач, архитектурно-художественная идея как эмоционально-эстетическая конструкция отвечающих процессу пространственных форм, нужный процессу комплекс предметно-пространственных форм, соединяющий архитектурную и дизайнерскую идеи в одно целое через личное отношение потребителя к среде» [35] Он же напоминает, что эргономика, по сути, уже стала краеугольным камнем методологии средового проектирования, поскольку именно она является соединительным звеном между его базовыми понятиями — «среда» (как конечный продукт проектного творчества) Рис 68 Объекты городской среды: фонари, скамья, уличное ограждение и стойка для велосипедов системы “Фриц”, Потсдам (А); “скульптура” из 75 светофоров, Лондон (Б).
и «человек» (как его заказчик и потребитель). Одновременно подчеркивается, что в средовом проектировании «недоучет» человеческих факторов не только вызывает неудобства и дискомфорт, но и пагубно сказывается на эмоционально-чувственной оценке состояния среды, а это ведет к формированию негативных эстетических переживаний. Поэтому появилась необходимость в эргономике (в средовом проектировании) к сложившемуся вектору обоснования и выработки «ограничений» (рекомендаций) по проектированию элементов и их сочетаний добавить новый вектор — генерирование вариантов размерных показателей и комбинаций, продиктованных не столько утилитарно-практическими, сколько художественными соображениями. Здесь на первый план выдвигаются вопросы восприятия и оценки окружающей среды. Интерпретация человеком воспринимаемых образов и возникновение в результате этого эмоционально-эстетического состояния обусловлены личностными особенностями человека, в т.ч. внутренними установками, темпераментом и пр. (см. подраздел 1.4). Человек констатирует и оценивает такие качества среды, как характер общей объемно-пространственной структуры, пластику поверхностей, цвето-фактурное решение, габариты, пропорции, масштаб и т.д. Важно помнить, что восприятие и оценка пространственных форм зависят от их окружения, реальных условий наблюдения (время суток и года, погодные условия), точки наблюдения, которая редко остается статичной. Из-за сложности учета комплекса факторов восприятия реальной среды на практике нередки случаи, когда здания, их группы производят во многом иное впечатление, чем на чертежах и в моделях. Проблема учета в проектной практике всех возможных негативных моментов восприятия реализованной среды, их компенсации существует столько же, сколько и сама архитектура. Она полностью не решена теоретически и методически до сих пор. Первостепенное значение всегда имели талант, интуиция и опыт проектировщика. Римский архитектор второй половины I века до н.э. Витрувий в трактате о зодчестве писал: «Когда же будет установлено основание соразмерности и путем вычислений рассчитаны все размеры, то уже дело проницательности принять во внимание условия местности или назначение здания, или его внешний вид и путем сокращений и добавлений достичь такой уравновешенности, чтобы после этих сокращений или добавлений в соразмерности все казалось правильным и ничего не оставалось желать в смысле внешности» (Витрувий. Десять книг о зодчестве. — М., 1936). В последние годы у архитекторов и дизайнеров появляется возможность избегать проектных ошибок за счет применения новых методик с использованием виртуальных программ в компьютерной графике. С их помощью можно «проигрывать» многочисленные варианты восприятия средовых объектов и ситуаций, внося коррективы в их композиционный строй. Нами лишь обозначены актуальные проблемы нового вектора эргономики, связанного с эмоционально-эстетическим воздействием среды, созданием положительного эмоционального фона. Эти проблемы еще ждут своего решения. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ I.Агибалов Д.И. Оборудование для мелкорозничной уличной торговли //Техническая эстетика — 1984, № 5. 2 Агронович-Пономарева Е.С., Аладова Н.Н. Наша квартира. Минск.: МЕТ; Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 3. Барташевич А.А., Богуш В.Д. Конструирование мебели: Учебник — Минск.: Высшая школа, 1998. 4. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия: Учеб. пособие. — М.: МГУ, 1973. 5. Вудсон У., Коновер Д. Справочник но инженерной психологии для инженеров и художников-конструкторов: Пер. с англ. — М.: Мир, 1968. 6. Грашин А.А. Дизайн унифицированных и агрегатированных изделий, теоретические и методические основы. — М.: ВНИИТЭ, 2002. 7. Даниляк В.И., Мунипов В.М., Федоров М.В. Эргодизайн, качество, конкурентоспособность. — М.: Изд. Стандартов, 1990. 8. Дизайнер интерьера: основы профессии: Учеб. пособие / Сост Н.Н. Лазарева, — М.: Горизонт Консалтинг Лтд, 2000 9. Зинченко В., Мунипов В., Смолян Г. Эргономические основы организации труда. — М.: Экономика, 1974. 10 Зубаревич Е.Н. Визуальные коммуникации для общественных зданий // Художественное конструирование за рубежом. — М.: ВНИИТЭ, 1982. II. Инженерная психология в применении к проектированию оборудования: Пер. с англ. — М: Машиностроение, 1971. 12. Интерьер современной квартиры // Блашкевич Р.Н. и др.; ЦНИ- ИИЭП жилища. — М.: Стройиздат, 1988. 13. Конран Т. Современный дом: Искусство дизайна: Пер. с англ. — 1997. 14. Корепина Т.Н. Эргономика архитектурной среды: Учеб. пособие — Екатеринбург: Урал. ГАХА, 2002. 15. Лидин К.,Меерович М. Место непривычных удовольствий // АСД - 2003, № 66. 16. Любимова Г.Н. Оборудование жилых и коммуникационных помещений городской квартиры. — М.: ВНИИТЭ, 1974. 17. Мигалина И.В. Основы архитектурного цветоведения: Учеб. пособие. - М.: ЛАДЬЯ, 1998. 18. Минервин Г.Б. Основы комплексного проектирования оборудования для жилых и общественных зданий. — М.: МАрхИ, 1987. 19 Мунипов В.М., Лысенко А.И. Популярная эргономика. — Орел: Вешние воды, 1992. 20. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. — М Молодая гвардия, 1994. 21. Петров В.И., Хвиюзова Т.С. Азбука освещения: Учеб пособие. — М.: ВИГМА. 1999. 22. Производственная эргономика / Под. ред. С.И. Горшкова. — М.: медицина, 1979. 23.Про-офис: Пособие по проектированию офисов // Проект Россия - 2001, № 4. 24 Рекомендации по габаритам бытового оборудования. — М ВНИИТЭ, 1968.
25. Романов Г.М., Туркина Н.В., Колпащиков JI.C. Человек и дисплей. — Л.: Машиностроение, 1986. 26. Рунге В.Ф. Эргономика в дизайн-проектировании: Учеб. пособие. - М.: МЭИ (ТУ), 1999. 27. Степанов А.В. и др. Архитектура и психология: Учеб. пособие для вузов. — М.: Стройиздат, 1993. 28. Стрельченко В.И. и др. Знаки для медицинских учреждений // Техническая эстетика — 1991, № 7. 29.Строкина А.Н. и др. Построение манекенов, используемых при проектировании рабочих мест // Техническая эстетика — 1985, № 1. 30. Федоров В.К. Избранные труды. — М.: Экономика и финансы // Т. 1, 1996 и т. 3, 1997. 31. Филин В.А. Видеоэкология. Что для глаз хорошо, что — плохо. — М.: МЦ «Видеоэкология», 1997. 32. Хилл П. Наука и искусство проектирования: Пер. с англ. — М.: Мир, 1973. 33 Человеческий фактор. В 6-ти томах: Пер. с англ. — М.: Мир, 1991. 34. Что можно выпускать для оборудования школ // Техническая эстетика - 1988, № 8. 35. Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории: Учеб. пособие. — М.: МАрхИ, 2003. 36. Шмид М. Эргономические параметры: Пер. с чеш. — М.: Мир, 1980. 37. Эргономическая оценка качества изделий культурно-бытового назначения // Методические материалы. — М.: ВНИИТЭ, 1985. 38. Эргономика: Принципы и рекомендации. — М.: ВНИИТЭ, 2-е изд., переработ., 1983. 39 Эргономика. Проблемы приспособления условий труда к человеку. Под. ред. В.Ф. Венда: Пер. с польск. — М.: Мир, 1971. 40. Эргономика: Учеб. пособие для вузов / В.В. Адамчук, Т.П. Варна и др.: Под. ред. проф В.В. Адамчука. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. 41. Эстетические ценности предметно-пространственной среды: Под ред. А.В. Иконникова. — М.: Стройиздат, 1990.
СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ЭРГОНОМИКИ 1.1. Основные понятия эргономики 6 1.2. Факторы, определяющие эргономические требования 10 1.3. Антропометрические требования к изделиям (оборудованию) 11 1.4. Психологические и психофизиологические факторы 21 1.4.1. Психологические особенности личности и внимания 21 1.4.2. Восприятие и информационное взаимодействие 24 1.4.3. Роль «гештальтов» в процессах восприятия 27 1.4.4. Перцептивные «стереотипы 32 1.4.5. Зрительные искажения (оптические иллюзии) 36 1.5. Факторы окружающей среды 42 1.6. Освещение в интерьере 47 1.7. Цвет в средовых объектах 60 1.8. Методы эргономических исследований 63 РАЗДЕЛ 2. ЭРГОНОМИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ СРЕДЫ 2.1. Типология средовых объектов и элементов их наполнения 73 2.2. Эргономическое обеспечение дизайн-проектирования............................................................ 74 2.2.1 Основные задачи эргономического обеспечения 74 2.2.2.Эргономическая профамма проектирования среды обитания 75 2.2.3.Эргономика предметов и вещей 80 2.2.4.Проектирование рабочего места 82 2.3. Оборудование жилой среды 89 2.3.1.Функциональные процессы и зонирование жилища 89 2.3.2. Бытовая мебель 94 2.3.3.Понятие комфорта жилища 98 2.3.4.Кухонное оборудование 102 2.3.5.Санитарно-техническое оборудование и оборудование ванной комнаты 109 2.4. Оборудование интерьеров общественных зданий 115 2.4.1.Основные типы офисных помещений 117 2.4.2.Эргономичность офиса, офисная мебель 121 2.4.3.Детские дошкольные и школьные учреждения 128 2.4.4.Оснащение медицинских учреждений 132 2.5. Средства и системы визуальной информации 134 2.6. Видеоэкология 143 2.7. Оборудование городской среды 147 Список литературы............. 155
|