ВИАЕОЭКОЛОГИЯ
В последние годы все активнее о себе заявляет видеоэкология — область знаний о взаимоотношении человека с окружающей его видимой средой [31] Ее появление обусловлено тем, что с середины XX века резко изменилась городская визуальная среда: господствует темно-серый цвет, преобладают прямоугольные объемы, прямые линии и углы, городские строения в подавляющем большинстве статичны (рис. 65 Б) Массовые средства транспорта также меняют визуальное восприятие окружающей среды в двух направлениях: движущиеся объекты в поле зрения пешехода и визуальное перемещение статичных объектов для пассажиров транспорта. Привычную визуальную среду человека изменила и продолжительная работа в помещениях: новые, отличные от природных отделочные материалы, новые источники и варианты освещения, рассматривание мелких деталей при чтении, письме и на производстве, многочисленные индикаторы, а также компьютеры и другие устройства с электронно-лучевыми трубками. Те же компьютеры и телевизоры — «бич» зрения и психики в быту, на отдыхе. В зонах отдыха, на предприятиях, концертах к ним добавляются резкие световые и цветовые эффекты. Все это весьма отличается от естественной природной среды, в которой человечество, как биологический вид, привыкло жить тысячелетиями. Постоянно видимая среда и ее состояние рассматриваются физиологами как важный экологический фактор. Насыщенность (как
большая, так и малая) визуальной среды зрительными элементами оказывает на человека сильное влияние. Выделяют два типа дискомфортных визуальных сред — «гомогенные» и «агрессивные» поля городской среды. Гомогенная видимая среда — это такая среда, в которой либо совсем отсутствуют видимые элементы, либо их количество резко снижено. Характерные примеры такой среды: голые стены из бетона и стекла, глухие заборы, асфальтовое серое покрытие, панельная «нарезка» фасадов и т.д. «Агрессивные» поля — преобладание одинаковых повторяющихся элементов (ряды окон на плоских стенах, ординарный геометрический рисунок обоев и пр.), от которого рябит в глазах. В основе выводов видеоэкологов о влиянии визуальных полей на самочувствие человека лежат опытные исследования в области физиологии зрения. Как основа зрительного восприятия рассматривается глазодвигательный (скачкообразный) рефлекс, называемый «саккада». Глаз — самый активный из органов чувств человека, он никогда не стоит на месте, постоянно перемещаясь в двух основных плоскостях — горизонтальной (вправо — влево) и вертикальной (вверх — вниз). Глаз ясно видит окружающие предметы очень малым участком сетчатки (всего 0,4 мм в диаметре), который получил название центральной ямки. При большом поле зрения (около 180°), размеры центральной ямки составляют 1,5—2° (т.е. в 100 раз меньше). В области центральной ямки острота зрения максимальная, она резко падает к периферическим участкам сетчатки. При неподвижных глазах мы видели бы лицо человека с расстояния 3-х метров, а всего человека — только с расстояния 48-ми метров. Поэтому человеку было бы очень трудно ориентироваться на улице. Основной вид движения глаза (саккада) связан с «помещением» объекта в область ясного видения. Саккады левого и правого глаза совершенно синхронны и одинаковой амплитуды. Они возникают и во время сна, и у слепых людей, что позволяет говорить об автоматии саккад (такое же физиологическое явление, как автоматия сердца, дыхания) Автоматия саккад резко увеличивает область охвата видимой картины. Люди, лишенные подвижности глаз, являются инвалидами; даже невзирая на высокую остроту зрения и полную подвижность головы они с большим трудом перемещаются в пространстве. В однородной гомогенной среде, где взгляду не за что зацепиться, амплитуда саккад увеличивается в 3—5 раз, т.е. автоматия саккад переходит на поисковый режим, который приводит к быстрому утомлению. Агрессивная визуальная среда — окружающая среда, в которой человек одномоментно видит большое количество одинаковых элементов. Термин «агрессивное поле» взят по названию картины художника Т Юккера, на которой несколько тысяч гвоздей вбиты на половину своей длины в плоскость полотна размером 1,5 х 2 м на расстоянии 15 мм друг от друга. Стоя у такой картины, с позиции физиологии зрения, человек, в результате неосознанных движений глаз, видел только шляпки гвоздей. Такая плотность расположения абсолютно идентичных объектов превращалась в негативный фактор для глаз В архитектурной среде агрессивное поле угадывается в организации многооконных фасадов панельных жилых домов. Человек не может точно определить какое окно он зафиксировал до саккады а какое — после нее: нарушается основная функция зрения — определение, куда смотрят глаза и что они видят. Благодаря автоматии саккад взгляд переносится с одного окна на другое через 0,5—1,0 сек. При этом после каждой саккады в мозг идет одна и та же информация: «окно», «окно», «окно» — назойливый повтор. Аналогична реакция на здания с вертикальным рустом (трудно определить на какой руст человек смотрит). При большом количестве одинаковых объектов в поле зрения (горошины на ткани, полоски на «тельняшке», концентрические кольца в «прожекторе», человек не может установить, на каком объекте он фиксировал свой взгляд до саккады,.и на каком он остановил его после саккады. В силу автоматии саккад глаз легко теряет тот объект, который он только что фиксировал Обобщая все выше сказанное мы вынуждены констатировать, что рукотворная среда опасна для зрения, его физиологических механизмов. Когда в поле зрения попадает гомогенная поверхность, глазу не за что зацепиться, в мозг поступает недостаточно информации, что вызывает дискомфорт. Еще опаснее агрессивные видеополя, в окружении которых мозг страдает от избытка одной и той же повторяющейся информации, вызывающей невольное раздражение и уныние. В агрессивной и гомогенной среде не могут полноценно работать фундаментальные механизмы зрения: бинокулярный аппарат, конвергенция и дивергенция (сведение и разведение осей глаз при рассматривании близко и далеко расположенных объектов), автоматия саккад и пр. Это приводит к физиологическим и психофизиологическим расстройствам функционирования зрения и мозга в целом Более того, агрессивная среда провоцирует агрессивность людей (вернее, это один из компонентов целой системы негативных провоцирующих явлений). Смягчить негативные явления, а в идеале добиться большего обеспечения положительного психоэмоционального воздействия, позволяет комфортная визуальная среда. Такой средой видеоэкологи называют среду с большим разнообразием элементов в окружающем пространстве. Для нее характерно наличие разнообразных силуэтов, кривых линий разной толщины и контраста, острых углов (особенно в верхней части видимои картины), заострений, разнообразие цветовой гаммы, сгущение и разрежение элементов и различная их удаленность. Проблемы, поставленные в видеоэкологии, решаются для окружающей среды с использованием приемов колористики, озеленения и благоустройства, созданием камерных городских пространств, со- масштабных человеку, сохранением построек прошлых веков в новых застройках (см. рис.65 А).
|