Метод плоских посредников
Задача: Построить линию пересечения двух поверхностей вращения: конуса (Φ1) и сферы (Φ2). Графическое оформление задачи приведено на рис. 7.
Рис. 7
Символическая запись условия задачи: Φ1, Φ2; Φ1 ∩ Φ2 = ℓ;? Анализ и решение задачи: 1) пересекаются две поверхности вращения второго порядка, следовательно, линия пересечения ℓ; является кривой четвертого порядка. 2) так как вид пересечения – «врезка» (несквозное пересечение), то получается одна линия пересечения ℓ;. 3) поверхности имеют общую плоскость симметрии α;1, параллельную фронтальной плоскости проекций, значит пересечение их фронтальных очерков 4) в качестве посредников для последующих построений в этой задаче целесообразно принимать горизонтальные плоскости α;2, α;3 и т. д., поскольку линии пересечения ими каждой из поверхностей являются наипростейшими (окружностями). 5) границей зоны видимости искомой кривой ℓ; для горизонтальной плоскости проекций является экватор сферы, поэтому плоскость – посредник α;2 проведенная через экватор сферы Φ2, дает на втором шаге алгоритма принадлежащие экватору точки 2 и 6) границами видимости для фронтальной плоскости проекций являются главные фронтальные меридианы и принадлежащие им точки 1 и Таким образом, построение линии пересечения поверхностей сводится к следующему. Во-первых, проводим плоскость α;1, параллельную фронтальной плоскости проекций через оси i и ј поверхностей. На горизонтальной плоскости проекций – это след-проекция 1) где точка 1 – верхняя, точка Отметим, что алгоритм записывается для пространства, а построение проекций точек и линии ℓ производится для каждой плоскости проекций с обязательным обозначением всех элементов построения. Во-вторых, через экватор сферы Φ2 проводим плоскость-посредник α;2, параллельную горизонтальной плоскости проекций (см. 2) точка 2 – левая ближняя, точка В-третьих, произвольно проводим плоскость α;3, параллельную плоскости 3) В-четвертых, соединяем полученные точки между собой. Поскольку искомая кривая ℓ; является замкнутой, ее построение можно начинать с любой точки и в любом направлении, например Заключительный этап алгоритма может быть записан в виде:
ℓ; =
|