Аксиомы Шепли.
1о. Аксиома эффективности. Если S – любой носитель игры с характеристической функцией u, то = u(S) Иными словами, “справедливость требует”, что при разделении общего выигрыша носителя игры ничего не выделять на долю посторонних, не принадлежащих этому носителю, равно как и ничего не взимать с них. 2о. Аксиома симметрии. Для любой перестановки p и iÎN должно выполняться (pu) = j i (u), т.е. игроки, одинаково входящие в игру, должны “по справедливости” получать одинаковые выигрыши. 3о. Аксиома агрегации. Если есть две игры с характеристическими функциями u¢ и u¢¢, то j i (u¢ + u¢¢) = j i (u¢) + j i (u¢¢), т.е. ради “справедливости” необходимо считать, что при участии игроков в двух играх их выигрыши в отдельных играх должны складываться. Определение. Вектором цен (вектором Шепли ) игры с характеристической функцией u называется n-мерный вектор j (u) = (j1(u), j2(u),..., jn(u)), удовлетворяющий аксиомам Шепли. Существование вектора Шепли вытекает из следующей теоремы Теорема. Существует единственная функция j, определённая для всех игр и удовлетворяющая аксиомам Шепли. Определение. Характеристическая функция wS(T), определённая для любой коалиции S, называется простейшей, если wS(T) = Содержательно простейшая характеристическая функция описывает такое положение дел, при котором множество игроков S выигрывает единицу тогда и только тогда, когда оно содержит некоторую основную минимальную выигрывающую коалицию S. Можно доказать, что компоненты вектора Шепли в явном виде запишутся следующим образом
где t – число элементов в T. Вектор Шепли содержательно можно интерпретировать следующим образом: предельная величина, которую вносит i -й игрок в коалицию T, выражается как u(T) - u(T \{ i }) и считается выигрышем i- го игрока; g i (T) – это вероятность того, что i -й игрок вступит в коалицию T \{ i }; j i (u) – средний выигрыш i -го игрока в такой схеме интерпретации. В том случае, когда u – простейшая,
Следовательно , где суммирование по T распространяется на все такие выигрывающие коалиции T, что коалиция T \{ i }не является выигрывающей.
Пример. Рассматривается корпорация из четырёх акционеров, имеющих акции соответственно в следующих размерах a1 = 10, a2 = 20, a3 = 30, a4 = 40. Любое решение утверждается акционерами, имеющими в сумме большинство акций. Это решение считается выигрышем, равным 1. Поэтому данная ситуация может рассматриваться как простая игра четырёх игроков, в которой выигрывающими коалициями являются следующие: {2; 4}, {3; 4}, {1; 2; 3}, {1; 2; 4}, {2; 3; 4}, {1; 3; 4}, {1; 2; 3; 4}.
Найдём вектор Шепли для этой игры.
При нахождении j1 необходимо учитывать, что имеется только одна коалиция T = {1; 2; 3}, которая выигрывает, а коалиция T \{1} = {2; 3} не выигрывает. В коалиции T имеется t = 3 игрока, поэтому . Далее, определяем все выигрывающие коалиции, но не выигрывающие без 2-го игрока: {2; 4}, {1; 2; 3}, {2; 3; 4}. Поэтому . Аналогично получаем, что , . В результате получаем, что вектор Шепли равен . При этом, если считать, что вес голоса акционера пропорционален количеству имеющихся у него акций, то получим следующий вектор голосования , который, очевидно, отличается от вектора Шепли. Анализ игры показывает, что компоненты 2-го и 3-го игроков равны, хотя третий игрок имеет больше акций. Это получается вследствие того, что возможности образования коалиций у 2-го и 3-го игрока одинаковые. Для 1-го и 4-го игрока ситуация естественная, отвечающая силе их капитала.
[Е.С.1]
|