Возникновение классической школы
В середине XVIII века во Франции сформировалась группа мыслителей, сплотившихся вокруг Франсуа Кенэ: Виктор Мирабо, Дюпон де Мур, Венсан де Гурнэ, и стоящий особняком Тюрго. Эти ученые впервые назвали себя экономистами, а Дюпон придумал термин физиократия (переводится как «власть природы»), выражающий суть их взглядов, и впоследствии их стали называть физиократами. Физиократическая теория представляет собой специфическую форму классической политической экономии. Основой экономики Франции в тот период было сельское хозяйство, находящееся в кризисе в результате проводимой политики меркантилизма, что и породило попытку его теоретического разрешения, предпринятую физиократами. Франсуа Кенэ (1694-1774) был знаменитым врачом, занимался философией. В 1756 г. Дидро привлек его к работе над экономическими статьями для «Энциклопедии», и Кенэ увлекся экономикой. В статьях «Фермеры», «Зерно» он на большом фактическом материале показал необходимость изменения методов ведения сельскохозяйственного производства, предлагая организовывать крупные фермерские хозяйства, основанные на современной технике, агрокультуре и наемном труде. В статье «Зерно» Кенэ, используя метод аналогии (с кровообращением в живом организме) и абстрагирования (от усложняющих исследование явлений) свел в таблицу поток продуктов, доходов и расходов, то есть впервые рассмотрел экономику страны как единый механизм, в котором все взаимосвязано. В «Экономической таблице» Кенэ попытался выявить основные пропорции, которые обеспечивают развитие экономики страны, дать схему реализации годового продукта общества и формирования предпосылок для воспроизводства. Ф. Кенэ выделяет издержки и продукцию за вычетом износа (чистый продукт) и выдвигает идею подоходного налога с тех классов, которые присваивают чистый продукт. Чистый продукт он считает источником богатства общества и приходит к выводу, что богатство создается только в сфере сельскохозяйственного производства благодаря естественным свойствам земли. Промышленность он считал бесплодной отраслью, утверждая, что там только придается новая форма сырому материалу, а стоимость произведенной продукции равняется издержкам ее производства. Сферу обращения Кенэ рассматривает как вторичный момент воспроизводства, реализующий его результаты и формирующий предпосылки для его возобновления. Кенэ не подошел к анализу сущности стоимости товара, но полагал обмен эквивалентным и критиковал меркантилистов за идею рождения богатства из обмена. Деньги считал средством, облегчающим обмен. Большое значение имеет анализ физиократами капитала. Ф. Кенэ впервые ввел понятие воспроизводство капитала, разделил капитал на основной и оборотный. Затраты на несколько лет (постройки, инвентарь, скот) он называл первоначальными авансами (основной капитал), а ежегодные затраты (семена, рабочая сила) — ежегодными авансами. Сейчас их называют единовременными или текущими затратами. Значение экономической теории физиократов состоит в перенесении экономических исследований из сферы обращения в сферы производства, что заложило основу для дальнейшего анализа экономических систем. К середине XVII века в экономике Англии, Голландии и Франции укрепляется капитализм: увеличивается количество мануфактур во многих отраслях ремесленного производства; в сельском хозяйстве преобладающими становятся отношения аренды. Богатство формируется не только в торговой, но и в промышленной сфере, и изучение экономических закономерностей переносится из сферы обращения в сферу производства. В этих условиях Адам Смит (1723-1790) в своем главном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) систематизировал накопленные ранее знания об экономических закономерностях общества и изложил свои взгляды. А. Смит был одним из образованнейших людей своего времени, изучал философию, историю, математику, физику, был профессором кафедры нравственной философии в университете Глазго, занимал административные посты. В основу своей методологии Смит положил идею естественного порядка и рассматривал общество как совокупность индивидов, от природы наделенных определенными свойствами. Например, человеку присущ эгоизм, и люди, обмениваясь трудом и его продуктами, всегда думают о своей выгоде. Опираясь на идею естественного порядка, Смит полагает, что хозяйственной жизнью общества управляет «невидимая рука», то есть объективные закономерности, не зависящие от стремлений человека. Смит развил абстрактный метод в политэкономии: выделение закономерных, определяющих процессов и отвлечение от случайных, преходящих. Исходным пунктом исследования Смита является проблема разделения труда. В эпоху Смита всякий труд был ручным, что ограничивало возможность снижать издержки. Но Смит указал, что такой возможностью является разделение труда, и привел пример с булавочной мастерской, который стал хрестоматийным. Смит описывает работу 10 рабочих, каждый из которых выполняет только одну операцию. Если бы каждый из них делал все операции, он бы за день сделал не больше 20 булавок, а все вместе они сделали 4800 штук. Производительность их труда возросла в 240 раз. На примере этой мастерской Смит рассмотрел работу всего общества, показав универсальный характер разделения труда — от простых операций до профессий, степени этого разделения и связав разделение труда со снижением издержек. Разделение труда, считает Смит, повышает производительность труда тремя способами: за счет увеличения ловкости и искусства отдельного рабочего, за счет экономии времени при смене видов работ и способствуя изобретению машин. Разделение труда и обмен находятся во взаимосвязи, их развитие идет одновременно, и большая роль в этом отводится деньгам. Смит рассматривал возникновение денег как стихийный процесс и считал их техническим средством («великим колесом обращения»), облегчающим обмен, призывал заменить золото и серебро бумажными деньгами. Обмен товаров Смит связывал с заключенным в товаре количеством труда. Он установил зависимость между рабочим временем и величиной стоимости и отмечал, что квалифицированный труд создает в единицу времени больше стоимости, то есть выдвинул идею редукции труда — сведения более сложного труда к простому через коэффициенты. Смит различал естественную стоимость товара (как бы центральную цену, к которой тяготеют цены всех товаров) и его рыночную цену, и положил начало исследованию факторов, воздействующих на цену. Огромный резонанс имело толкование Смитом производительного и непроизводительного труда. Пытаясь определить, какие виды труда способствуют богатству нации, а какие нет, Смит выдвинул два критерия: стоимость и материальность созданного продукта. Он считал, что производительным является тот труд, который создает стоимость и на покупку которого затрачивается капитал, а непроизводительным — труд, который оплачивается из дохода. «Производительный труд закрепляется и реализуется в каком-либо отдельном предмете или товаре, который можно продать», а услуги непроизводительного труда «исчезают в момент их оказания». Следуя своей логике, Смит разделил общество на производительных и непроизводительных работников, к последним отнеся «государя со чиновниками», армию, флот, священников, врачей, юристов и проч. и утверждал, что чем меньше в обществе доля непроизводительных работников, тем быстрее растет его богатство. По мнению историка Макса Блауга, разграничение производительного и непроизводительного труда, введенное Смитом, — одна из самых пагубных концепций в истории экономической мысли. Оно было принято всеми экономистами классической школы, перешло к Марксу и стало основным критерием исчисления национального дохода в Советском Союзе. Последователь А. Смита Давид Рикардо (1772-1823) свои идеи сформулировал на рубеже XVIII-XIX веков, в начальный период промышленного переворота (переход от мануфактурного производства к машинному) в работах, основной из которых является «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817). Предметом политической экономии Д. Рикардо считает сферу распределения, а главной задачей — «определить законы, которые управляют этим распределением». Объективно это обусловлено обострением противоречий между трудом и капиталом, порожденным промышленной революцией, и внешне проявляющимся в борьбе классов за увеличение своей доли национального дохода. Поэтому Д. Рикардо инстинктивно исходил из анализа распределения как точного выражения фиксации факторов производства в современном ему обществе. Д. Рикардо впервые в истории экономической мысли в основу своей теории сознательно положил теорию стоимости, считая определение стоимости рабочим временем абсолютным законом. Это позволило ему утверждать, что капитал, затраченный на средства производства, не создает новой стоимости, что стоимость средств производства переносится на вновь создаваемый продукт, и сводить тем самым стоимость лишь к труду, затраченному на производство товара. Рикардо критиковал взгляды, согласно которым источником стоимости выступала полезность товара. «Полезность, — говорил он, — не является мерой меновой стоимости, хотя она существенно необходима для этой последней». При этом Рикардо указывал на то, что истинная стоимость товаров, обладающих полезностью, зависит не только от количества труда, затраченного на их производство, но и от редкости предметов. Редкость как источник стоимости применима к товарам, которые не могут быть свободно воспроизведены — предметы искусства, древности. Рикардо показал, что в механизме ценообразования доминирует производство: цены могут расти и снижаться под влиянием спроса, но они должны возмещать издержки производства и трудовые затраты. До применения капитала издержки сводились лишь к затратам труда, но с использованием сложных средств производства затраты труда на их производство также участвуют в образовании стоимости. Рикардо рассматривает связи между ростом производительности труда и величиной стоимости, сведение сложного труда к простому, зависимость стоимости товаров от сложности труда. Много внимания Рикардо уделил проблеме денег и денежного обращения. Деньги он считал особым товаром, выполняющим функции меры стоимости и средства обращения, имеющим собственную стоимость, соответствующую количеству труда, затраченного на их производство. Позднее Рикардо встал на позиции количественной теории денег, полагая стоимость денег зависящей от количества их в обращении. Обращение денег и колебание цен обеспечивается свободной торговлей, приводящей к экономическому равновесию. Впервые в экономической мысли Рикардо, используя теорию стоимости, смог объяснить сущность земельной ренты. Он исходит из того, что стоимость сельскохозяйственных товаров, определяется затратами труда при худших условиях производства, а фермеры, использующие более плодородные и лучше расположенные земли, получают добавочный доход. Этот добавочный доход присваивается собственниками земли в виде ренты. Тем самым Рикардо положил конец представлению о земле как источнике ренты. У него рента является социальным феноменом, связанным с частной собственностью на землю. В период творчества Рикардо в Британии существовали «хлебные законы», устанавливающие высокие пошлины на ввозимое зерно — наследие политики меркантилизма. Идеи Рикардо помогли превратить свободную торговлю (free trade — фритредерство) в цель британской политики: в XIX веке Британия стала «мастерской мира», а большую часть продовольствия закупала за рубежом. Вообще, учение Рикардо оказало огромное воздействие на экономическую мысль. Дж. Гэлбрейт считает его самой сложной и противоречивой фигурой в череде ученых-экономистов, до конца не оцененной. Он был одновременно теоретиком и практиком, авторитетом в финансовых кругах, совсем молодым нажил миллионное состояние игрой на бирже. Вокруг него сформировался кружок почитателей, превозносивших его, особенно после преждевременной смерти. Высказанные им идеи широко трактовались как его последователями, так и противниками. С концом творчества Д. Рикардо прекращает свое развитие классическая школа политической экономии. На формирование экономической науки в XIX в. существенное влияние оказал марксизм.
|