Студопедия — Половцы (кыпчаки, куманы).
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Половцы (кыпчаки, куманы).






Загадки половецкой истории и культуры всегда привлекали историков и литераторов, серьёзные исследования, посвещённые этому народу, подготовлены П.В.Голубовским, Л.Н.Гумелёвым, С.А.Плетнёвой и др. Новые интересные, хотя и спорные оценки и аргуменгты рассмотрены в работах М.Аджи. Племена кыпчаков в XI веке пришли из степей Прииртышья и Восточного Казахстана к берегам Среднего и Нижнего Дона. Весь XI век половцы осваивали степь, захватывая новые земли и, переходя с места на место, они выявляли наиболее удобные стойбища, рыбные и охотничьи промыслы, водные и сухопутные пути торговых караванов, от которых получали затем немалые пошлины.

Свое имя половцы получили от русских, которые называли их так за светлые волосы и голубые глаза (от слова «полова» — солома). Это зачастую не соответствует сегодняшним нашим представлениям о половцах, как о людях явно азиатского типа (низкого роста, с черными волосами, узким разрезом глаз и с большими скулами). Они отличались от других тюркоязычных народов своей религиозностью, храбростью и благородством, красотой фигуры и правильностью черт лица. У половцев существовал выраженный культ рода и умерших. Умершим родичам на могилы они ставили стеллообразные каменные скульптуры,знаменитые половецкие «бабы». Десятки сотен таких статуй стояли на курганах и майданах, на перекрестках дорог и берегах рек в Донских и Приазовских степях. Занимаясь кочевым скотоводством и будучи так же неплохими ремесленниками, они основывали долговременные большие становища, наподобие передвижных городов. Так, известны некоторые из них: Шарукань, Сугров, Балин. Историко-литературная традиция связывает так же возникновение одного из старейших городов-поселений Дона и Приазовья – Азака (Азова), после его захвата в 1067г. половцами, именно с именем половецкого хана Азупа.

К середине XII века ареал (среда обитания) половецких кочевий «Дешт - и -Кыпчак» простирался от Днепра до Волги. Половцы представляли собой к тому времени серьёзную военно-политиче­скую силу, с которой считались и Русь, и Византия. Под напором половцев славяно-русское население Дона вынуждено было постепенно покидать этот регион. Князьям Киевской Руси, начиная с 1061г., приходилось много воевать с ними. В начале XII века сокрушительное поражение им нанес Владимир Мономах в ряде походов 1111 - 1116г.г. Разрозненные половецкие отряды отступили за Волгу и за Урал, часть половцев ушла в Закавказье за горный перевал - «железные ворота», где они поступили на военную службу к грузинскому царю Давиду Строителю.

Другая часть откочевала в Приднестровье. Два половецких хана — Боняк и Тукорган — объединили приднепровские орды, продолжая набеги на Русь. Эти ханы вошли в русский фольклор как заклятые враги, получив в русских сказаниях и былинах имена «Буняки Шелудивого» и «Тугарина Змеевича». Вновь восстановив силы, Донской половецкий союз, после почти 40-летнего перерыва, продолжил перманентную войну с русскими княжествами, ослабленными феодальными усобицами. За 150 лет половцы совершили на Русь более 40-а походов. Конечно бывали и периоды замирения и совместных походов, а часто и браков между представителями княжеских и ханских родов (так например, доподлинно известно что Владимиро-Суздальский князь Андрей Боголюбский имел часть половецкой крови). Некоторые половецкие роды переходили на службу к русским князьям, а иногда и обращались в христианскую веру.

Характеристика этого непростого периода с уникальной яркостью раскрыта в выдающемся древнерусском литературном и историческом источнике XIII века, знаменитом культурном памятнике эпохи - «Слове о полку Игоревом». В мае 1185г. Новгород-Северский князь Игорь Святославович предпринял неудачный поход против половцев в район Подонья, где его силы были разбиты по приданию в районе Донца и реки Каялы. Сам раненный князь попал в плен и находился в ставке хана Кобяка (Кобяково городище, рядом с нынешним г.Аксаем), но всё же смог бежать и возвратиться на Родину.

Некоторые историки и археологи, знатоки «Слова», считают весьма возможным местом «рати» с половцами Белокалитвенский район Ростовской области, в междуречьи рек Калитва и Быстрая, у современного хутора Погорелова. На этом месте, по инициативе учёных, краеведов и общественности, установлен символический памятник на Караул-горе: «Воинам Игоревой рати – храбрым русичам.1185год.» (в виде 3-х метровой каменной глыбы-стеллы). Здесь уже 10-ть лет проводятся международные фольклорные фестивали и знаменитые научные «Каяльские чтения», проходят «реконструкции» битвы русичей с половцами с участием военно-исторических клубов. Это место стало одним из любимых мест паломничества историко-культурного, познавательного и спортивно-экологического туризма на Юге России, с участием представителей казачества, брацких славянских народов Украины и из Белоруссии.

Первыми в Восточной Европе, испытавшими силу удара монголо-татар во главе с Джебе-нойоном и Субедей-багатуром, оказались народы Кавказа и Приазовья, аланы и донские половцы, возглавляемые Юрием Кончаковичем. В жестокой битве на реке Калке (нынешний Кальмиус) в 1223 году они потерпели сокрушительное поражение. Не помогла и помощь русских дружин, с которыми половцы заключили на это время военный союз. Окончательное поражение половцы потерпели в период общемонгольского похода на Запад во главе с Бату-ханом в 1237 – 1242г.г. Уцелевшие после страшного разгрома роды ушли на Дунай, под покровительство Венгерского королевства, другая часть на Кавказ и в Египет для службы в гвардии султана (в отрядах мамлюков).

Оставшиеся половцы во главе с ханом Котяном ушли за Дон, были переселены завоевателями в Поволжье и включены в Золотую Орду, где, в итоге, смешались с монголами и родственными тюркскими племенами. Так как половецкое и иное тюркское население преобладало численно и имело более высокий культурный потенциал, то, по мнению ряда исследователей, в итоге именно кыпчаки(половцы) и ногайцы ассимилировали в своей среде другие монгольские этнические группы и получили новый, более известный этноним – «татары». Имя половцев постепенно исчезало, но их потомки участвовали так же и в становлении кавказских этносов: кумыков, карачаевцев, а также казахского, башкирского и других народов. Как считают некоторые историки, на территории Приазовья и Нижнего Дона остатки половцев, смешавшись с монгольским и славяно-русским этническим элементом, могли познее участвовать в формировании этнических сообществ бродников и азовских казаков XIII – XV в.в.







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 456. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия