В. Вернадский, изучивший положение сябров и су-седей по писцовым книгам Русы, Ямы, Ладоги, говорит
1 См.: Костомаров Н И. Севернорусские народоправства... Т. II. С. 28—29. 2 См.: Никитский А. И. История экономического быта... С. 40— 41, 50—51. 3 См. там же. С. 79. 4 Ключевский В. О. Курс русской истории. М., 1957. Т 2 С. 83—84. _______________ 306 _______________ об их экономической зависимости от некоего основного собственника, за какового принимается совладелец, называемый в стереотипных формулах писцовых книг по имени, например «Григорий и все сябры его», «Петр и все суседи его». Заметив в этух формулах, что у «сябров Григория» в свою очередь могут быть еще суседи, он делает вывод о неодинаковой степени экономической зависимости сябров и суседей. Совладение, по Вернадскому, связано с эксплуатацией «основным владельцем» своих компаньонов. Для суседей характерна полная общность хозяйства с основным владельцем. В отличие от суседей сябры имеют свое хозяйство, хотя и связанное с основным владельцем, отчего их зависимость несколько меньше1. Что касается земцев, то Вернадский ограничивается историческим анализом происхождения ямских земцев, связывая его с наделением землей выходцев из Новгорода—строителей и жителей города Ямы, что не предрешает вопроса о сущности новгородского земства. В. Л. Янин отмечает, что еще в XIV веке термина «своеземцы» не существовало и что с середины XIV века наряду с концентрацией земли в руках крупнейших вотчинников шло «измельчание менее крепких в экономическом отношении владений, влекущее за собой и формирование нового сословия (выделено мной.— О. М.) своеземцев»2. Весьма распространен взгляд на сябров как на крестьян-общинников3. По нашему мнению, определение земцев и сябров как субъектов общей собственности.на землю является исчерпывающе полным, а все имевшие место попытки его уточнения и раскрытия его классовых корней ошибочны и искажают существо этого института. Для определения сябренничества большой интерес представляет псковская грамота XV века: «се поряди-ся Тимофей игумен и чернцы св. Спаса с Семеном с Жаворонком, и с Кузьмою, и с Якуном, и с Матвеем, и с Домахою, и с Селиловою, и с Колядою, и с Ва-сильем, и со всеми сябры их, кому часть у подграмьи 1 См.: Вернадский В. Н. Новгород и Новгородская земля в XV в. С. 120—132. 2 Янин В. Л. Новгородская феодальная вотчина. С. 60, 273. 3 См., например: Греков Б. Д. Крестьяне на Руси. Кн. 1. С. 461—463. (выделено мной. — О. М.) про землю Подграмскую»1. В выделенных словах, на наш взгляд, дается определение сябренничества. Сябрами названы люди, имевшие право на часть в общем земельном участке, т. е. совместные владельцы земли. Нет ни малейших оснований выделять одного из сябров, например поименованного первым Семена Жаворонка, в качестве главного владельца, хотя дальше в той же грамоте говорится о Жаворонке и сябрах его, о Жаворонке с сябрами,.как и в писцовых книгах, которые положил в основу своих выводов В. Вернадский. Очевидно, сокращение делалось для экономии места и времени. Писец поименовал спер-ва восемь сябров, не став перечислять остальных, а потом для краткости только одного, из чего не следует, что опущенные писцом сябры пользовались меньшими правами или находились в какой-то зависимости от поименованных, к которым они как будто приписываются как к основным владельцам в 'качестве «сябров их», как полагал Вернадский. Очевидно, что Жаворонок, Кузьма, Якун и др. были такими же сябрами, как и не попавшие в перечень. В лучшем случае при наличии хозяйства, требующего совместных усилий, сябры, поименованные первыми, могли осуществлять руководство и 'представительство, но не иначе как по доверию остальных. Относительно земцев принципиально то же говорит купчая Дмитрия Алферьевича у земцев Давида и Евсея Сидоровых и у их племянников на часть тони Лопшен-ги на Летней стороне2. Давид и Евсей с племянниками объединены названием земцев по принципу общего владения землей. Нет данных, позволяющих судить о каком бы то ни было различии между земцами и сябрами. Напротив, можно предположить, что оба термина обозначали одно понятие, как бывало в те времена, например, с крестьянами, и что ряд лиц, не называемых новгородскими источниками ни сябрами, -ни земцами,—«се субъекты общей собственности — на самом деле относились к этой категории.
|