Студопедия — ГВН и П. С. 145.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ГВН и П. С. 145.






2 См., например: ГВН и П. С. 55 (договор Новгорода с немца­ми 1189-- 1199 гг.).

19 Заказ 2695


иногда из всего состава населения, в смысле повышен­ной охраны от посягательств, лиц, облеченных государ­ственными полномочиями. Договоры с Готским бере­гом и немецкими городами устанавливают плату за го­лову посла и попа в 20 гривен, а за голову купца — 10; по договору с Казимиром (1470—1471), в случае убийства сотского в селе князь брал полтину, а несот­ского— всего четыре гривны1. Совершенно безотноси­тельно к достоинству потерпевших говорит об убийст­ве и имущественных преступлениях Псковская судная грамота. Новгородская судная грамота применяетприн-цип, совершенно противоположный закрепленному Рус­ской Правдой. Она устанавливает градацию наказаний в зависимости не от объекта, а от субъекта посягатель­ства: чем он богаче, чем он знатнее, тем тяжелее его ответственность, д Так, за наводку, грабеж и наезд по статьям 6 и 10 судной грамоты взыскивалось: с боя­рина— 60 рублей, с житьего— 20, а с молодшего — 10 рублей.

Несмотря на очевидную новизну классового подхо­да к наказаниям в Новгородской и Псковской судных грамотах, М. М. Исаевым была сделана попытка отож­дествить новгородную систему наказаний в интересую­щем нас вопросе с киевской.

«Трудно допустить, — пишет он, — чтобы классовые различия, игравшие в уголовном праве Киевской Руси периода Русской Правды, в том числе и на территории Новгорода, такую роль, потеряли впоследствии в том же Новгороде свое значение»2. Эта посылка застави­ла Исаева отнестись к самобытным формулам судных грамот как к нехарактерным и обратиться взамен их к церковному Уставу Ярослава, с его статьями о поши-бании, изнасиловании и оскорблении жен и дочерей, дающим классическую схему феодального социально­го строя, к Правосудию митрополичью и к Двинской уставной грамоте. В последней есть две статьи, близ­кие по духу в вопросе о принципах наказания Русской Правде и церковным памятникам. Это статьи об ос­корблении словом, караемом в зависимости от отечест­ва оскорбленного, и о нарушении межи — за перепахи­вание княжьей межи продажа назначалась значитель-

* ГВН и П. С. 131.

2 Исаев М. М. Уголовное право... С. 132—133.

_____________ 290 ——————


но больше, чем если нарушалось крестьянское владе­ние.

Однако источники, «а которые опирается, обосновы­вая свою позицию, Исаев, не типичны для вольного Новгорода и являются или не отмершими окончатель­но памятниками Киевской Руси, или результатом их влияния, особенно сильного в церковной сфере, где Новгород так и не сумел полностью освободиться от об­щерусского руководства, или продуктом законодатель­ного творчества московского великого князя, который не мог полностью отказаться от московской традиции, хотя и стремился учитывать обычаи пограничной нов­городской колонии, Двинской земли, не вполне воспри­нявшей новгородские порядки и всегда проявлявшей тяготение к Москве.

Отсутствие привычных по Русской Правде социаль­ных градаций в новгородском уголовном праве отнюдь не означает"исчезновение классовой подоплеки уголов­ного права. Наоборот, оно было вызвано серьезными социальными сдвигами в Новгородской земле, своеоб­разием ее политического строя и классовой борьбы. Отказ от повышенной законодательной охраны жизни и собственности привилегированных групп населения -— закономерное следствие вечевого быта, формального гражданского равноправия боярина и молодшего, дек­ларированного не только уголовным, но и государствен­ным и процессуальным правом Новгорода.

Более суровое наказание для бояр и житьих в срав­нении с молодшими за некоторые виды особо опасных преступлений, связанных с крупными общественными беспорядками (например, наезд, наводка), могло быть вызвано двумя соображениями. Во-первых, обращение знатного горожанина к преступной деятельности каза­лось особо непростительным; во-вторых, для соблюде­ния равной тяжести наказания для различных слоев населения следовало соизмерять денежное взыскание с состоянием преступника. Тем не менее нетрудно заме­тить, что Новгородская судная грамота делает это чис­то символически, так как богатство житьих и бояр не в два раза и не в пять раз превышало нищету молод-ших.

Льстившее толпе «равенство» наказаний в новгород­ских условиях лучше обеспечивало интересы бояр и купцов, чем примитивная прямота Русской Правды.

-_____________ 291 _______________







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 455. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия